Интеллектуальный сбой: Почему Украина теряет позиции в сфере инноваций
По данным международных организаций, по уровню разработки и внедрения инноваций за девятнадцать лет наша страна с девятого места скатилась на девяностое. Отечественные эксперты не спешат соглашаться с таким результатом, но признают, что инновационная сфера станет конкурентоспособной лишь при условии стабильного финансирования исследовательских институтов и повышении зарплат ученым.
Бесценные знания пылятся на полках институтов
Данные международных организаций неутешительны, в ближайшие пятнадцать лет Украина рискует утратить львиную долю своего инновационного потенциала. "Еще в 1992 году мы занимали девятое место в мире по уровню инноваций. Но на сегодняшний день наша страна опустилась ниже 90-го места, это просто ужасно", — сообщил директор по работе с государственными органами "Майкрософт Украина" Владислав Радыш.
Отечественные эксперты соглашаются с ухудшением ситуации и призывают чиновников поменять отношение к вопросу. "В первую очередь следует менять общий подход и отношение к науке на государственном уровне. На первое место должны выйти наука и образование. Ученые должны получать высокие зарплаты, работать на современном оборудовании. Сегодня важно, не жалея денег, развивать те направления, где необходим мощный интеллектуальный потенциал, — например, информационные, космические, авиа- и нанотехнологии", — поделился с "Известиями в Украине" проректор университета "Украина", доктор политических наук, профессор Валерий Бебик. По его мнению, украинский путь заключается в формировании системы государственной поддержки отечественной фундаментальной науки. "Сейчас этот показатель на нуле. Исследовательские институты живут за счет сдачи в аренду помещений, о проведении лабораторных исследований или же испытаний речь даже не идет. Без поддержки на высшем государственном уровне тут не обойтись", — считает Валерий Бебик.
Поддерживает коллегу и директор Центра инновационных технологий Михаил Магаль. "В первую очередь следует большее внимание уделять финансированию науки. Государство почти не занимается покупкой технологий наших разработчиков. Обычно внедрение разработок проходит на уровне компаний. И это касается исключительно экономически эффективных проектов, а для доводки технологических разработок до конкурентного уровня денег нет", — поделился эксперт. По его мнению, второй по важности вопрос — это реализация программы трансфера технологий. Она заключается в том, чтобы собрать информацию о существующих разработках, решить, какие из них финансово выгодны, привлечь инвестиции для их реализации и начать осуществление этих проектов при содействии государства. "А дальше продавать продукцию этих проектов, зарабатывать деньги и снова финансировать науку, разработки, разработчиков и не только получать деньги в бюджет, но и создавать новые рабочие места. Пока программа на уровне замысла, а реальные действия отсутствуют", — добавляет эксперт.
Вместе с тем эксперты не соглашаются, что инновационная сфера пребывает в упадке и совсем не развивается. "Не все так плохо. Например, в сфере образования Украина впереди очень многих стран. Все образовательные технологии направлены на формирование интереса к знаниям и умения самостоятельно эти знания добывать. Еще 10-20 лет назад педагоги, психологи, методисты были только в поиске таких технологий, а сегодня они уже работают и дают положительные результаты. Это интерактивные, проектные, мультимедийные, компьютерные технологии, кейс-технологии. Они вызывают интерес у обучающихся любого возраста, способствуют самостоятельному добыванию фактических знаний. И это наше достижение. Говорить, что мы на 90-м месте, несправедливо", — поделилась с "Известиями в Украине" руководитель Центра инновационных технологий Луганского национального университета им. Т. Шевченко Тамара Недейнова. Эксперт недавно вернулась из-за рубежа и уверяет, что наша система образования намного эффективнее, главное — сберечь то, что есть, и не копировать бездумно чужое. "Например, в университет Тель-Авива обеспечивают только фактическими знаниями, а мы работаем над развитием детей. В этом смысле наша система гораздо лучше. Главное для нас — не загубить, суметь оставить все то, что наработано. Не перечеркнуть, а взять все хорошее из советской педагогики и добавить свое — работу на эмоции, на чувства, сочувствие, сопереживание. У нас такая культура, такая ментальность. Этого нам нельзя потерять. Если слепо пойдем за каким-то шаблоном, хоть там и много хорошего, потеряем наше национальное. Этого допустить нельзя", — подвела итог Тамара Недейнова.
"Потенциал на Украине есть, — поддерживает коллегу Михаил Магаль. — Правда, он больше в плоскости управления, чем в плоскости знаний. Знания лежат, пылятся на полках многих институтов, но, к сожалению, никто их не подымает, потому что в стране не объявлена всем понятная программа, куда человек должен идти, что делать и что он за это получит. Обычно есть два первых пункта, а что получит — никто не знает. Поэтому разработчики не проявляют особой активности".
Авторы и их права
По мнению Владислава Радыша, одна из причин спада заключается в несовершенстве защиты прав интеллектуальной собственности, что существенно сдерживает инновационное развитие на Украине. "На самом деле Украина весьма перспективно развивается в инновационной сфере, но все наши изобретения регистрируются не у нас, а в других странах. По сути дела, это происходит из-за того, что у нас достаточно слабый уровень защиты прав интеллектуальной собственности. Ведь, даже запатентовав определенное изобретение, автор просто не сможет в дальнейшем его защитить", — отмечает эксперт.
С таким мнением соглашается и Михаил Магаль. "У нас очень сложная процедура и недостаточные возможности для внедрения инноваций. Кроме того, много непонятного. Например, как платить то же роялти (платеж за пользование или предоставление права на пользование авторским правом. — "Известия в Украине"), какая перспектива. Это описано вскользь, а конкретных процедур нет", — объясняет директор Центра инновационных технологий. Михаил Магаль уверен, что дело не в законодательстве, а в невыполнении юридических требований. "Наша проблема не в том, что у нас плохие законы. Да, они несовершенны, но вопрос в их выполнении. Нет процедур по материализации тех юридических наработок, которые в законах прописаны. Это сдерживающий фактор. Еще один вопрос — как это все продавать", — говорит эксперт. Он предлагает равняться на западные страны и перенимать их опыт: "На Западе механизм хорошо отлажен. Если предприятие или какой-то фонд ведут разработку, то механизм четко понятен — как ее покупать или продавать, как оформлять. Весь процесс оформления заявок автоматизирован, зарегистрировать свою разработку можно по интернету, не выходя из кабинета. И цена этого символическая".
Украинские специалисты не сидят на месте и создали свой аналог западной системы. "Мы даже разработали такую систему, которая позволяет собирать технологические решения, трансформировать их в инвестиционные проекты, содействовать их реализации, проводить мониторинг и контроль реализации", — рассказывает Михаил Магаль. Правда, подсчитать уровень необходимых вложений на уровне государства эксперт затрудняется: "Для всей страны сказать сложно, а если взять отдельный сектор, например, информационные технологии, то сумма, скорее всего, будет исчисляться в триллионах гривен".