Идеальный конкурсант

816

d0f7d-15384070originalЕсли срочно не исправить ситуацию, о судебной реформе можно забыть.
На прошлой неделе ВККС объявила о результатах очередного этапа конкурса в ВС, которые свидетельствуют о возможных масштабных фальсификациях при оценке практического задания. И если срочно не исправить ситуацию, о какой-либо судебной реформе можно просто забыть.
Почему?
Результаты оценки письменных работ кандидатов неприятно поразили. В отличие от письменного анонимного тестирования, где результат в целом отражал как собственную оценку выполнения задания кандидатами, так и ожидания тех, кто внимательно следит за конкурсом, результат оценки практических работ оказался противоположным.
Особенно расходится с ожиданиями оценка работ кандидатов в Кассационный административный суд — последнюю инстанцию в решении важнейших споров между государством и гражданином. Судьи, на качество решения которых равнялись практически все судьи административных судов, набрали минимум баллов и не прошли в следующий этап, тогда как возглавили список функционеры системы административных судов, известные, скорее, своими способностями выполнять политические указания, чем качеством решений. В топ-5 попал также Вовк,, бывший помощник Сергея Кивалова, а теперь председатель печально известного Окружного административного суда города Киева, судьи которого массово запрещали мерные собрания во времена Майдана.

Также показательно, что наименьшее количество баллов среди всех кандидатов набрал первый заместитель председателя комитета ВР по правовой политике и правосудию Леонид Емец, давний политический оппонент Кивалова. И это вызвало бы изумление (Леонид — профессиональный юрист с большим опытом), если только не принимать во внимание то, что проверял его работу член ВККС Юрий Титов, который является ... кумом Сергея Кивалова. По информации из разных источников, господин Титов вообще имел неформальное лидерство среди трех членов коллегии, которые оценивали будущих верховных административных судей, чем могут быть объяснены «особенности» их оценок.

Получается, кум Кивалова руководит оценками на конкурсе, в котором побеждает помощник Кивалова, а проигрывают оппоненты Кивалова. И это на конкурсе в суд, который будет окончательно решать споры о выборах Президента, отмену постановлений Кабмина (а значит, практически любой реформы) и дела о мирных собраниях.

Невольно задаешь себе вопрос — а какой на дворе год?
Как так случилось?

Похоже, что члены ВККС, которые оценивали работу кандидатов в Кассационный административный суд, вступили в сговор с целью продвижения «нужных» персонажей. Даже поверхностный анализ результатов позволяет утверждать, что в отличие от других кандидатов «административникам» гораздо больше баллов ставили за то, что «угадали» кандидаты неочевидное решение дела по существу, чем за то, насколько качественно выписан сам документ. Такой подход коллегии не только противоречит ранее принятым и разъясненным процедурам ВККС и поэтому является незаконным, но и прямо свидетельствует о фальсификации результатов.

Ведь для продвижения «нужных» кандидатов в таком случае не надо прилагать дополнительные усилия — достаточно лишь заранее сообщить им «правильный ответ» на практическое задание.

Кроме этого

Не добавляет доверия к процессу и внезапное изменение проходного балла, в результате чего к конкурсу «вернули» дополнительно 43 кандидата. Трудно сказать, является ли это попыткой «протащить» каких-то кандидатов, или исправить ситуацию, которая сложилась с конкурсом «административников», или просто неуклюжей коммуникацией со стороны ВККС. Но это как минимум поднимает вопрос о дискриминации кандидатов, которые не набрали минимального балла по результатам анонимного тестирования и не были допущены к выполнению практического задания.

Что делать?

Единственным возможным вариантом выхода из ситуации является детальное расследование. Причем не «внутреннее», а такое, результатам которого поверят все — от кандидатов на должность судей до сторонних наблюдателей.

А для его проведения необходимо как можно быстрее обнародовать:

а) практические задания;

б) работы ВСЕХ кандидатов, чтобы их можно было сравнить между собой;

в) методологию оценки работ;

г) индивидуальные оценки членов коллегии, чтобы сравнить их с утвержденной методологией.

К этому уже неоднократно призывали Общественный совет добродетели (https://grd.gov.ua/news/35/neprozorist-konkursu-shliakh-v-nikudy-my-za-d...), общественные организации и сами кандидаты. Ранее и представители ВККС не возражали против максимальной прозрачности, в том числе и в раскрытии работ.

Но почему-то после двух инцидентов позиция ВККС резко изменилась, и сейчас ни о каком обнародовании речь не идет.

Это не может не удивлять, особенно учитывая то, как часто на словах представители ВККС и высшее руководство государства убеждают украинское общество и международных доноров в том, что конкурс проходит честно и прозрачно.

Если это действительно так, в открытии работ кандидатов нет ничего удивительного или опасного. Возникли проблемы с каким-то этапом отбора и это стало очевидно — еще не поздно объективно с этим разобраться и исправить ситуацию, в ВККС для этого есть весь инструментарий. Если же конкурс действительно происходит объективно и не случилось никаких манипуляций, общество в этом только убедится. В обоих случаях доверие к процессу возрастет.

***

Мы должны помнить, что многие из этих кандидатов уже через месяц или два и так будут публиковать свои работы. Только приняты они будут именем Украины, и будут решениями суда последней инстанции.

И будет очень обидно, если это будут не самые лучшие работы, а имя Украины в очередной раз будет приравнено к коррупции и непотизму, а не верховенству права.

Решать Высшей квалификационной комиссии судей.

По материалам: argumentua.com