Ходатайство Порошенко или слабая позиция ГПУ? Регламентный комитет отказался сдавать Довгого

821

594a969092f28865909208

Регламентный комитет Верховной Рады отказался удовлетворять представление Генпрокурора Юрия Луценко на снятие неприкосновенности с народного депутата от группы «Воля народа» Олеся Довгого и привлекать его к уголовной ответственности. Депутаты решили, что ГПУ представила недостаточные доказательства вины парламентария. В то же время Довгий заявил, что его дело политически мотивировано, но не смотря на это попросил депутатов во время голосования снять с него неприкосновенность. По его словам, он готов доказывать свою невиновность в суде, как это делают простые украинцы. Политологи оценили такой ход Довгого, назвав его политически грамотным. Эксперты считают, это свидетельствует о том, что у парламентария хорошие советники. Также по их мнению Довгий повел себя, как профессиональный и зрелый политик. В своей программе он обещал избирателям отменить депутатскую неприкосновенность и сейчас начинает с себя. Хотя, по мнению некоторых депутатов, на самом деле Регламентный комитет отказал ГПУ не потому, что она представила недостаточные доказательства, а потому, что об этом мог попросить президент Петр Порошенко и нардеп Игорь Кононенко.

Регламентный комитет: Довгий VS Луценко

Во вторник, 4 июля, Регламентный комитет рассмотрел представление генпрокурора Юрия Луценко на снятие неприкосновенности с народного депутата Олеся Довгого. Его обвиняют в том, что он содействовал отчуждению 10 земельных участков заповедника «Остров Жуков». Речь идет о событиях 2006 года, когда Довгий работал на посту секретаря Киевского городского совета.

Сам Довгий заявляет - все обвинения генпрокурора Луценко выглядят абсурдно. Фактически депутату вменяют в вину то, что был нарушен регламент работы сессии городского совета. Но эксперты заявили, что этот регламент не приравнивается к закону, а это значит, что за его нарушение не наступает уголовная ответственность. Депутат говорит, что как секретарь должен бы вынести на сессию решение об отчуждении земли, посчитать голоса и завизировать результаты голосования. Рассказывает, что поддерживал отчуждение земельных участков, как впрочем и еще 64 депутата Киевского городского совета. Также Довгий выразил недоумение, почему Луценко этим делом не занимался раньше, например когда возглавлял министерство внутренних дел.

По словам Довгого, пора поставить точку в обвинениях, которые висят над ним уже десять лет и доказать свою правоту. Именно поэтому он обратился к народным депутатам с просьбой снять с него депутатскую неприкосновенность. Парламентарий заявил, готов доказывать свою невиновность в суде, как и любой другой украинец.

Позже Довгий отметил, что является последовательным политиком. Он обещал своим избирателям работать над снятием неприкосновенности, поэтому и решил отказаться от нее. Также политик заявил, дело против него политически мотивировано, а Луценко ему мстит. Во-первых, таким образом, решил отреагировать за проигрыш на выборах партии «Наша Украина» в 2008 году, как раз в то время, когда Луценко ее возглавил. Эксперты добавляют, что вероятно, также это может быть месть за то, что Луценко с треском проиграл выборы городского головы Киева Леониду Черновецкому. Кроме этого Довгий считает, что действующий глава ГПУ мстит Черновецкому за то, что тот его ударил «по яйцам» во время заседания совета СНБО, а позже заявил, что «эти яйца – золотые».

Довгий заявляет, Луценко понимает абсурдность всех тех представлений, которые он внес в Верховную Раду на шесть депутатов. Но он надеется, что он сам не будет отвечать за эти дела в суде. Кроме этого, Луценко всегда сможет сказать о коррумпированности судей или заявить, что его сменщик на посту главы ГПУ не такой профессионал, как он сам.

В свою очередь Луценко сообщил - он надеется, если с Довгого снимут неприкосновенность, то в результате расследования статья в отношении него может быть изменена на более тяжкую. Кроме этого, он выразил надежду, что 13 июля Верховная Рада снимет неприкосновенность со всех шести депутатов, как и просит ГПУ.

Политолог Кирилл Сазонов считает, что Довгий и Луценко устроили на заседании Регламентного комитета настоящее шоу, поскольку оба являются хорошими ораторами.

Слабое обоснование вины Довогого или покровительство Порошенко?

Как заявил адвокат Дмитрий Гненний, доказательства вины Довгого, которые представляет Генпрокуратура, выглядят крайне слабо. Так в ГПУ считают, что будучи секретарем горсовета, Довгий содействовал передаче земельных участков в частную собственность юридическому лицу, которое не имело право получать их бесплатно. Также в материалах представления указано, что Довгий обеспечил 64 голоса за принятие такого решения. Юрист удивляется, как это можно «содействовать» и «обеспечивать» - это субъективное мнение, доказательство которого ГПУ не представило.

Также Гненний обращает внимание на то, что Довгий не подписывает решения горсовета, а визирует их. Подпись под ним ставит городской голова. В то же время, в представлении ГПУ нет ни одного слова о Леониде Черновецком.

По словам адвоката, позиция ГПУ выглядит очень неуверенно и непрофессионально. Секретарю горсовета пытаются огласить подозрение за то, что он вел сессию и голосовал за решение, а это – бессмысленно, считает эксперт. Он обращает внимание на то, что решение о выделении земельных участков принималось коллегиально, но ни одному другому депутату подозрение о совершении преступления не вручено. По его словам, Луценко имитирует борьбу с коррупцией и сводит личные счеты.

По представлению, которое касается Довгого, ГПУ подготовилась лучше, чем в деле народного депутата Евгения Дейдея, считает политолог Игорь Петренко. Он тоже говорит о том, что не понимает, почему Луценко не расследовал это дело, когда возглавлял МВД. По его словам, то, как разворачиваются события, а также реакция Регламентного комитета показывают слабость подготовки Генпрокуратуры и ненацеленность на результат.

На самом деле, считает народный депутат Игорь Луценко, ГПУ взялось за расследования одного из самых резонансных преступлений, а именно: «украденный Довгим Жуков Остров». По его словам, в действиях бывшего секретаря Киевского горсовета был состав преступления. Он видел документы кооперативов, которые претендовали на землю. В 11 из них повторялись четыре основателя. То есть Довгий действовал в интересах этих четырех лиц, которые бесплатно получили сотни гектаров земли. По его словам, Довгий специально устроил на заседании Регламентного комитета клоунаду, чтобы создать негативный фон для Луценко, который пытался говорить о серьезных вещах.

В свою очередь нардеп Виктор Чумак отмечает, покрывают Довгого президент Петр Порошенко и заместитель главы фракции БПП Игорь Кононенко. Т.к. «Солидарность» в 2006 году была в составе блока Черновецкого. Они, говорит нардеп, содействовали тому, что для Порошенко и Кононенко выделялись земельные участки. Довгий в курсе этих дел. Чумак считает, что решение не снимать с депутата неприкосновенность свидетельствует о том, что он друг Порошенко, Кононенко и ряда других политиков. По словам главы «Радикальной партии» Олега Ляшко, Довгий голосовал за назначение Луценко на пост главы ГПУ, а теперь указывает на его непрофессионализм.

Сам Довгий пояснил, голосовал за Луценко, так как думал, что он, как человек, познавший политическое преследование, не будет заниматься такими делами, но ошибся.

Снимут ли с Довгого неприкосновенность?

Просьбу Довгого снять с него неприкосновенность назвал последовательным шагом политолог Вадим Карасев. По его словам, это решение показывает, что депутат готов выполнять обещания, данные избирателям. Это может свидетельствовать о том, что на Довгого работает команда хороших советников. Ведь не многие депутаты готовы отказаться от неприкосновенности, особенно когда являются фигурантами уголовного дела.

В свою очередь политолог Руслан Бортник предполагает, что в Раде могут снять неприкосновенность с Довгого, а также нардепа от «Оппозиционного блока» Михаила Добкина. Он не исключает, что такое большое количество представлений от ГПУ может частично заблокировать работу парламента.

Не согласен с таким мнение политолог Алексей Голобуцкий.

По его словам, Регламентный комитет не снял неприкосновенность с Довгого, не снимет, вероятнее всего, и с Добкина. Несмотря на всю их одиозность, они все равно «свои». По мнению политолога, парламент вызывающе поставил круговую поруку выше закона.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org