Харьковская политика: Добкин идет в президенты
Будущие выборы вновь привлекают политические кланы к борьбе. Конечно, традиционно за президентский пост постараются бороться винницкие и донецкие, но многие уже и забыли, что существуют еще и харьковские. В авангарде от Харькова сразу два кандидата – один из них новичок Евгений Мураев, а второй уже принимавший участие в выборах-2014 Михаил Добкин. Оба настроены привлечь немалую часть голосов протестного электората. Им придется убеждать граждан в том, что они могли бы управлять страной не только лучше чем Порошенко, но и чем другие кандидаты, в ом числе представляющие интересы восточных областей как, например, бывший регионал Юрий Бойко. Наверняка они начнут убеждать электорат в том, что отменят русофобию и декоммунизации, остановят конфликт на Донбассе и угомонят националистов, а затем возродят промышленность и победят коррупцию. Что касается политических лозунгов, то здесь ничего сложного нет, а вот остальные пункты программы выполнить будет гораздо сложнее. Тем более что и Добкин, и Мураев по сути куклы в чужих руках.
Если донецкие и винницкие – это вполне определенные кланы и все сразу понимают, какие политические фигуры там находятся, и кто у них главный, то с харьковскими все сложнее. По сути, они представляют собой только географическое определение подобно днепровским. В Харькове имеются местечковые олигархи, с десяток мелких кланов и все они находятся в конфликтах, и объединяться не планируют даже в один политический проект, не говоря уже об общих целях. Многие из них даже не собирались вступать в Партию Регионов. Вспомнить, например, владельца фабрики «Ахмад Ти» харьковского олигарха Арсена Авакова, который находился в конфликте с бело-голубыми, а теперь и вовсе командует праворадикалами. Его друг олигарх Александр Тельман также входил в оранжевую команду. Антон Геращенко – доверенное лицо Авакова, тоже из Харькова и в 2004 году поддерживал первый майдан. Многие вспомнят олигарха Алексадра Ярославского из Харькова, но он всегда обходил политические стычки оранжевых и синих, приспосабливаясь к новым условиям.
К регионалам в Харькове можно отнести разве что Добкина, Кернеса и конечно Вадима Рабиновича. Никто не будет спорить, что последний является влиятельным человеком, как и Кернес, однако у себя в городе они не слишком контролируют ситуацию. К тому же Кернесу приходится регулярно подстраиваться под разные политические события и направления в основном под давлением более серьезных чинов из Киева или Донецка, или же Ахметова с Коломойским. Если даже Кернеса удавалось с легкостью прижать киевским чинушам, то сложно представить каким президентом стал бы Добкин, которым он командует. Об их политическом сотрудничестве стало известно в Украине в 2014 году, когда был опубликован ролик с предвыборных съемок Добкина, режиссированный Кернесом. Подобный стиль общений этого дуэта многие поняли неправильно и посчитали что Добкин состоит в банде Гепы, хотя это и четко вписывалось в концепцию «регионалы- бандиты», ведь именно это тиражировала тогда оппозиция.
На самом деле к криминальному миру Добкин никогда не относился, как Кернес. Он с детства приторговывал в отцовской лавке, а Гепа в 80-е относился к кидалам, то есть был скорее аферистом, но никак не преступником. Впрочем, крышевали его как раз таки бандиты. Семья Добкина, а именно его отец Марк Моисеевич, тесно дружил с главой милицейско-налоговой семьи Александром Бандурко, который имел серьезные связи в Харькове. Именно он впоследствии и создал так называемую ментовскую крышу. В 90-е Добкин и Бандурко зарегистрировали «чернобыльские фирмы» на льготных условиях и не платя налогов торговали всем подряд. Всю эту схему разрабатывала харьковчанка Инна Богословская. Впоследствии именно Бандурко протащил Добкина на учебу в свой университет внутренних дел, которым руководил на пенсии. В нулевых налоговые органы Харькова возглавили сыновья Бандурки, что позволило Добкиным получать солидные деньги на фиктивном НДС – они выплачивали тысячи, а в качестве возврата НДС забирали миллионы. В журналистских расследованиях указывается, что Добкины тогда успели обобрать государство на 140 млн. грн. Крупные суммы выводились через стразовые компании и латвийские банки, в схеме вывода участвовал АКБ «Золотые ворота» – совместный проект Добкина и Кернеса. По сути, семейным бизнесом руководил именно Добкин-старший, скончавшийся в 2014 году, Добкин-младший лишь выполнял его указания. Второй сын Марка Дмитрий практически ничем не занимался, а затем и вовсе подсел на наркотики. Кернес же еще в 90-х умудрился жениться на дочери прокурора Гасинского, за что ему простили сразу два уголовных дела. И вот в 1998 году и появился впоследствии знаменитый дуэт Добкин-Кернес, однако главным в этом дуэте Кернес стал в 2005 году. Тогда семья Бандурок получила неприятности из-за ново власти, из-за чего пострадал их бизнес. Михаил Добкин не знал что делать, а Дмитрий уже обрел вредную привычку. Глава семьи пребывал в шоке после разгрома своих сверхдоходов. В итоге на выборы 2006 года Добкин и Кернес пошли одной командой. В результате Добкин стал мэром, а Кернес – секретарем госсовета. Фактически с этого момента один стал руководить вторым, превратив его в ручного мэра, а затем в ручного губернатора. Были задействованы новые схемы по вытаскиванию средств из харьковской громады, передел рынка недвижимости и многие другие манипуляции. Эпизодов было слишком много – от многочисленных незаконных застроек до реализации наркотических курительных смесей через киоски.
После второго майдана Добкин выдвинул инициативу создания съезда депутатов местного совета юго-востока и пригласил на него убегающего Януковича. Но съезд не состоялся, а уже 24 февраля Добкин признал и майдан, и новую власть, однако его все равно арестовали за сепаратизм. В результате он почти месяц находился под домашним арестом. На президентских выборах он представлял Партию регионов и принялся оправдываться перед новой властью, осуждая сепаратистов. 9 апреля он приехал в Луганск, где призывал пойти не переговоры с Киевом, и где его пытались поймать и побить. Причем всего через три дня его облили зеленкой и обсыпали мукой уже в Киеве. В результате в политическом плане его не любят ни сторонники майдана, ни его противники. Получается, что шансов стать президентом у Добкина почти не осталось. От него отвернулись даже бывшие союзники регионалы, он даже вышел из Оппоблока. Более того – даже его друг Кернес стал постоянно отпускать шуточки в адрес Добкина, из-за чего тот заявил о расхождении их политических путей. Но Добкина не останавливает и это и он вероятно попытает счастья на будущих выборах. Только нужен ли кому-то такой президент?
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org