Гройсман не тонет. Почему спикеру ВР уголовщина пока сходит с рук
По количеству нарушений Регламента Рады ее глава — вне конкуренции.
С 29 февраля председатель Верховной Рады Владимир Гройсман пребывает в Брюсселе — на Украинской неделе в Европарламенте. Там, по словам спикера, «будет представлен план действий по реформе Верховной Рады и превращения ее в современный европейский институт». Однако лучшим преобразованием для украинского парламента было бы «удаление» с игрового поля его нынешнего главы и замена его на более приемлемую фигуру. Понятно, что в нынешних условиях сделать это довольно проблематично — должность спикера относится к квоте президентской фракции, и пока действует коалиционное соглашение, квотный принцип распределения парламентских кресел никто не будет пересматривать. Что же касается Блока Порошенко, то БПП, по всей видимости, вполне доволен своей креатурой. Итак, Гройсман будет оставаться главой Рады еще долгое время — до следующих парламентских выборов. А совместить его пребывание в спикерском кресле с переформатированием парламента в «современный европейский институт» будет непросто.
Как цыган солнцем ...
Когда социум оценивает достижения украинских властей, под каток критики в первую очередь попадают Президент, Премьер, глава Нацбанка, отдельные министры, правительство и парламент в целом, но достаточно редко главным адресатом общественного возмущения становится именно спикер Верховой Рады. Такова судьба у спикера — он вроде бы и ключевая фигура, но в то же время не слишком заметная. Впрочем, все зависит еще и от того, кто именно является этой персоной. Колоритный Плющ, упрямый Ткаченко, скользкий Литвин — каждый запомнился теми или иными поступками, причастностью к тем или иным процессам, «вкусными» словечками и т. п. А чем запомнится нынешний спикер ВР — Владимир Гройсман?
Прежде всего тем, что Гройсман является рекордсменом по количеству нарушений регламента. «Кнопкодавство» при нем процветает так же, как и во времена Януковича, с той лишь разницей, что теперь «кнопкодавят» уже сами коалицианты, то есть представители власти. Менять систему «Рада» на такую, которая считывала бы отпечатки пальцев, никто не собирался и не собирается. Так же, как и влиять на депутатов-нарушителей дисциплинарно. Это во-первых. При пустом зале (а прогулы «при Гройсмане» стали тотальными, потому что и сам спикер опоздывает на заседание или не является на него совсем) голосования вдруг становится результативным. И хотя визуально в зале насчитывается не более нескольких десятков депутатов, табло показывает нужные «226» голосов и даже значительно больше.
Мошенничество с голосами — претензия номер два.
А внесение поправок с голоса — это уже номер три.
Непонятные сигнальные голосования, бесконечные повторные голосования по уже «проваленным» законопроектам — номер четыре. Кстати, именно так был принят закон «о партийной диктатуре» — его выносили на голосование 18 (!) раз. В день, когда закон наконец удалось «пропихнуть» через Раду, одному результативному голосованию предшествовали пять безрезультатных.
Предъявить Гройсману можно и сведение к минимуму обязательных парламентских слушаний по ключевым вопросам, а также рассмотрение законопроектов, которые не прошли «обкатку» в профильном комитете. Это уже, соответственно, номер пять и шесть в перечне того, что позволяет себе нынешний парламентский «дирижер».
В свое время — после Революции достоинства — в отношении вице-спикера Игоря Калетника была возбуждено уголовное дело по статье 366 УК — «служебный подлог». Бывшему депутату инкриминировали фальсификацию голосования за «законы 16 января», которое, как мы помним, происходило руками. Если Калетник — преступник, потому что нарушил регламент ВР, то кто тогда Гройсман, который делает это каждый раз, садясь за свой "пульт«?
Интересно, что сам Гройсман даже не чувствует (или делает вид, что не чувствует) определенного диссонанса в своих действиях с духом и буквой закона. Комментируя, например, повторное голосование за законы, которые сразу не набрали нужного количества голосов, спикер оправдывается тем, что иначе мы бы не имели весьма нужный и полезный закон. «Тогда у нас не будет закона, регламентирующего борьбу с коррупцией. Не будем закона, который приблизит безвизовый режим», — говорит он. Что, мол, делать, если депутаты — ярые прогульщики? ..
Читайте также: Нервничал и пытался «замазать»: в Виннице полиция выписала штраф Гройсману
Немного бэкграунда
Откуда Гройсман черпает такую уверенность в том, что все нарушения сойдут ему с рук? Прежде всего — из дружбы с действующим Президентом, которая позволила ему подняться столь высоко. Еще в 2012-м Гройсман с благодарностью принимал орден «За заслуги» из рук Виктора Януковича, а уже через два года лишал его, клеймя позором, звания Президента. Что делал Гройсман во время Революции достоинства? Занимал — назовем это так — выжидательную позицию. Но революция победила и подняла на гребне волны до президентских высот Петра Порошенко, а тот, в свою очередь, помог подняться Владимиру Гройсману.
Новоизбранный спикер сумел разбавить конфронтацию по линии «Президент-Премьер», включив в эту ось еще и звено «парламент». Игра, в которую играет сегодня спикер ВР, имеет целью, безусловно, предоставить лишнее доказательство лояльности к Президенту Украины. От него одного будет зависеть, застынет ли карьера Гройсмана на определенной точке, или сделает еще один виток в направлении премьерского кресла. Именно поэтому Гройсману, по сути, наплевать, что его «облико морале» — это зеркало, в котором отражен стиль всей Верховной Рады. И что руководитель парламента, который с такой непритязательной игривостью нарушает закон, является, скажем так, далеко не лучшим примером для остальных депутатов.
Очевидно, Владимир Гройсман действительно «примеряет» на себя премьерское кресло, пусть гипотетически. Каким бы маловероятным ни был такой вариант, некоторые аналитики считают, что действующий спикер имеет пусть и небольшой, но шанс стать главой правительства. В исполнительной власти нынешнему спикеру пригодится и его способность договариваться кулуарно, и, как сказал в свое время другой известный спикер умение «ходить меж капельками». Вспомнить хотя бы то, что в ходе голосования за пакет законов о декоммунизации спикер Гройсман отсутствовал в зале заседаний. Случайность? Стечение обстоятельств? Уважительная причина? Либо обдуманный шаг? Ответ на этот известен только самому Гройсману.
Впрочем, даже если кресло главы Кабмина от Гройсмана «уплывет», он почти наверняка заявит о себе в другой области. Для нынешних власть имущих Гройсман является удобной фигурой — с ним можно договориться. Он умеет адекватно оценить свою выгоду и, наверное, никогда не допустит такой ошибки, которую в свое время допустил Мороз. Он молод, мобилен и гибок и не заведет ситуацию в тупик, как некогда Ткаченко. Словом, о Владимире Гройсмане мы еще услышим, и не раз. Где бы и на какой бы должности он не оказался в будущем.
Наталья Лебедь, опубликовано в газете Україна молода
Перевод: Аргумент