Государственное Бюро расследований: Украина на шаг ближе к Европе
В Украине появится новое структурное подразделение – Государственное Бюро расследований. Так решила Верховная Рада, депутаты которой большинством голосов одобрили законопроект о создании нового ведомства. Работа его первым делом будет направлена на борьбу с коррупцией в стране, в частности в других правоохранительных структурах. Создание ГБР стало еще одним этапом внедрения реформ, на которых настаивает Европа. Предыдущим же шагом в этом направлении стало создание в стране Национального Антикоррупционного бюро. Насколько эффективным станет новое ведомство, сможет ли ослабить влияние коррупционеров или же окажется еще одной конторой, подобной тем, которые уже создавались ранее для решения аналогичных задач?
По словам соавтора этого законопроекта о создании ГБР Виктора Чумака, его принятие лишает Генеральную прокуратуру возможности проводить досудебные следственные действия. Собственно, ради того чтобы забрать эти функции у ГПУ новое ведомство и создавалось. Ведь в Европе, а теперь уже и в самой Украине подобную модель, где Генпрокуратура полностью контролирует ход дела, что увеличивает риски коррупционных проявлений, считают неприемлемой. То есть, если раньше ГПУ могла проводить расследование, наблюдать за ходом дела, и поддерживать обвинительную сторону на судебных процессах, то отныне все эти процессы будут разделены на два ведомства. Так, у ГПУ заберут право заниматься досудебными расследованиями и передадут их в ведение вновь созданного Бюро расследований. Таким образом, в процесс вмешается другое ведомство, и ГПУ потеряет единоличный контроль над делом, а значит, номинально снизятся риски нарушений Уголовного кодекса, заангажированности следователей, сокрытия и изъятия, а также приобщения к делам «левых» улик, то есть, собственно, самой коррупции в следственных органах. Вернее, по идее все эти проявления должны исчезнуть полностью, тем не менее, учитывая уже имеющийся в Украине опыт, данное утверждение подлежит некоторому сомнению, относительно реальности реализации этой задумки. По крайней мере, похожую точку зрения сегодня высказывают многие эксперты и политики, но об этом немного позже.
Помимо этого, ГБР получает право, фактически контролировать работу НАКБ (Национального Антикоррупционного бюро) и специальной Антикоррупционной прокуратуры, и заводить уголовные дела в отношении уличенных в коррупции сотрудников этих ведомств. Также сотрудники Бюро расследований получат право расследовать факты коррупции, если это не входит в компетенцию НАКБ и заниматься вопросами национальной безопасности и противостояния угрозам терроризма, не входящими в зону ответственности Службы безопасности Украины. Таким образом, новое ведомство должно замкнуть цепочку взаимного контроля над работой силовых структур и следственных органов, направленного на борьбу с коррумпированностью их сотрудников и руководителей.
Одним из основных вопросов, который интересовал политиков и общественность еще до принятия закона, стал вопрос о том, кто будет работать в новой организации. Как рассказали авторы законопроекта, штат ГБР будет состоять из 1500 сотрудников, принятие которых на службу утвердит специальная независимая комиссия. Она же займется и назначением руководства нового ведомства. Критерий отбора состоит из следующих составляющих: кандидат должен будет обладать высшим образованием, и иметь минимум десятилетний стаж юридический деятельности, а также управленческий опыт не менее пяти лет. Об этом рассказал украинский нардеп Антон Геращенко. Он же поделился и о том, что руководителя ГБР также назначит независимая комиссия, после чего представление на кандидатуру подается премьер-министром, а следом за ним президентом. Впрочем, последние две инстанции имеют лишь так называемую церемониальную функцию в процессе утверждения главы нового ведомства. Что касается сотрудников, то, по словам Виктора Чумака, данная система отбора позволит не переманивать следователей из других органов (ГПУ, СБУ и так далее), а, следовательно, произвести перезагрузку круга борцов с коррупционными проявлениями. А еще это позволит ведомству быть более самостоятельным, и не зависеть от вмешательства других структур, или давления свыше.
В целом, создание Государственного бюро расследований является заключительным этапом на пути реформирования органов правопорядка в Украине. По словам Виктора Чумака, он вынашивал идею подобного реформирования еще с 2004 года, но в силу определенных причин, шагов в этом направлении не делалось в течение десяти лет. Теперь же те, кто давно уже хотели видеть украинский вариант ФБР (именно эту модель, по сути, и скопировали в Украине) могут гордиться. В том числе гордится таким «успехом» и сам соавтор законопроекта. В то же время далеко не все разделяют эту радость и уверены как минимум в бесполезности еще одного ведомства, а как максимум – в попытках переопределить контроль за силовыми и следственными структурами.
Так, например, по словам другого нардепа Тараса Черновола, то, за что критикуется сегодняшняя Генпрокуратура, фактически отдается Государственному Бюро расследований. Черновол уверен, что коррупция никуда не денется, а произойдет лишь смена названия органа, последний же получит возможность воровать дальше. Кроме этого, депутат уверен в том, что кандидатами на принятие на службу в ГБР станут все те же лица – сотрудники Министерства внутренних дел и Генпрокуратуры, которые успешно пройдут отбор и смогу заниматься той же работой, которой их лишили на прежнем месте.
Кроме этого, существует мнение, о том, что возможность заниматься коррупцией просто отнимают у вышедшей из-под контроля ГПУ и передают ее ГБР. Даже если новые следователи, которые не будут повязаны со старой системой, то сама система легко «проглотит» новичков. Тем более что орган государственного контроля это не патрульная полиция, и вряд ли комиссия станет отбирать на службу тех, кто не имеет опыта работы в правоохранительных структурах. Стало быть, на манеже останутся те же, впрочем, руководства это не касается. В последнем случае вполне очевидно, что глава ГБР и его ближайшее окружение будут людьми совершенно новыми, что в Украине уже стало традицией.
Свой комментарий по поводу создания ГБР вставил и покинувший Украину бывший руководитель администрации президента при Викторе Януковиче Андрей Портнов. Последний уже имеет опыт отстаивания своих интересов в споре с Генпрокуратурой, и обещает применить его на вновь созданной структуре. Ведь, по мнению юриста, ГБР пополняет ряд таких структур как СБУ, ГПУ, Фискальная служба и МВД, где каждая из них имеет одинаковые полномочия, вместе с тем ни одна не способна противостоять коррупции в Украине. Иронически завершая свой комментарий о создании нового ведомства, Портнов предложил просто наделить этими полномочиями уже существующие Министерство культуры или Министерство здравоохранения, что принесло бы, куда более успешные результаты, чем создание еще одного ведомства.
Тем не менее, сегодня о продуктивности работы ГБР рассуждать еще рано, ведь начнет свою деятельность оно только с марта будущего года. Пока бороться с коррупцией будут сотрудники ГПУ. Впрочем, как опасаются специалисты, делать это в прокуратуре будут спустя рукава, а значит, для коррупционеров может включиться зеленый свет, по крайней мере, до середины следующей весны.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org