Главные причины кризиса в Украине

1 414

Та история, которую нам рассказывают об охвативших Киев протестах, имеет очень слабое отношение к действительности.

Такое мы уже видели. Длящиеся два месяца украинские протесты западные СМИ рисуют в соответствии с хорошо отрепетированным сценарием. Борцы за демократию сражаются с авторитарным режимом. Демонстранты требуют, чтобы им дали право быть частью Евросоюза. Но российский президент Владимир Путин лишил их шанса на свободу и процветание.

Эту историю мы слышали и слышим в той или иной форме снова и снова, в том числе, десять лет назад, когда на Украине началась поддержанная Западом оранжевая революция. Но она имеет очень слабое отношение к действительности. Евросоюз никогда не предлагал и вряд ли когда-нибудь предложит Украине вступить в свои ряды. Так уже было в Египте в прошлом году: президент, которого хотят изгнать протестующие, был избран в ходе выборов, которые международные наблюдатели посчитали справедливыми и честными. А многие из тех, кто вышел на улицы, вовсе не стремятся к демократии.

Из сообщений СМИ ни за что не узнаешь, что в центре протестов и нападений на государственные учреждения стоят крайне правые националисты и фашисты. Одна из трех основных оппозиционных партий, стоящих во главе протестной кампании, это крайне правая антисемитская «Свобода», и ее лидер Олег Тягнибок утверждает, что Украину контролирует «московско-еврейская мафия». Однако американский сенатор Джон Маккейн в прошлом месяце радостно вышел вместе с ним на сцену в Киеве. Партия, которая сегодня заправляет в городе Львове, в начале месяца возглавила факельное шествие в составе 15 000 человек в память о лидере украинских фашистов Степане Бандере, чьи отряды воевали на стороне нацистов в годы Второй мировой войны и принимали участие в истреблении евреев.

Получается так, что на неделе, когда отмечался День памяти Холокоста, учрежденный в честь освобождения Освенцима Красной Армией, западные политики приветствовали на улицах Киева сторонников тех, кто помогал осуществлять геноцид. Но «Свободу» в ходе протестов сейчас оттеснили в сторону еще более экстремистские группировки, такие, как «Правый сектор», который требует «национальной революции» и грозит «затяжной партизанской войной».

А ЕС не обращает на это внимание. Ему некогда: он подталкивает Украину к подписанию соглашения об ассоциации и сулит ей кредиты в обмен на введение режима строгой экономии в рамках предложенной Германией инициативы по открытию Украины для западных компаний. Протесты спровоцировал отказ Виктора Януковича от предложения ЕС, после чего Путин предложил Украине помощь на 15 миллиардов долларов.

Но украинцы весьма неоднозначно относятся как к европейской интеграции, так и к протестам. Между ними в этих вопросах существует глубокий раскол, и линия этого раскола протянулась в основном между русскоязычным востоком и югом (где до сих пор солидной поддержкой пользуется коммунистическая партия), и националистически настроенной западной Украиной. Промышленность на востоке страны ориентирована на российские рынки, и конкуренция со стороны ЕС ее погубит.

Запад с 1990-х годов пытается использовать эту историческую линию раскола на Украине, чтобы ослабить российское влияние. Среди прочего, он настойчиво старается втянуть Украину в НАТО. Лидеров оранжевой революции Запад побуждал направить украинские войска в Ирак и Афганистан.

Продвижению НАТО в восточном направлении помешала война 2008 года в Грузии, а также избрание Януковича на платформе неприсоединения. Но генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен сегодня развеял все сомнения в том, что попытки ЕС соблазнить Украину тесно связаны с военной стратегией Запада. Он заявил, что неудавшийся пакт с Украиной мог стать «большим подспорьем для евроатлантической безопасности».

Этим объясняется то, почему такие политики, как Джон Керри и Уильям Хейг, столь яростно осуждают насилие украинской милиции (в рядах которой есть уже несколько убитых). Но в то же время, они проявляют исключительную сдержанность по поводу убийств тысяч протестующих после прошлогоднего переворота в Египте.

Конечно, Януковича никак нельзя назвать прогрессивным руководителем. Его стойко поддерживают миллиардеры-олигархи, взявшие под свой контроль ресурсы и приватизировавшие компании после распада Советского Союза. В то же время, они финансируют оппозиционных политиков и протестующих. Одно из объяснений нынешних проблем украинского президента состоит в следующем: устоявшейся клике олигархов надоело покровительство власти самонадеянной группе выскочек, известной под названием «семья».

Присоединиться к протестам многих простых украинцев заставило недовольство этими гротескными злоупотреблениями, коррупцией и неравенством, экономический застой на Украине, бедность, а также возмущение жестокими действиями милиции. Как и Россию, Украину раззорила проведенная в постсоветские годы неолиберальная шоковая терапия и массовая приватизация. За пять лет страна потеряла более половины своего национального дохода и до сих пор полностью не восстановилась.

Но основные лидеры оппозиции и протестного движения не предлагают какой-то действенной альтернативы, и уж точно не собираются бросать вызов олигархии, держащей страну цепкой хваткой. Янукович уже пошел на серьезные уступки оппозиции, отправив в отставку премьер-министра, пригласив в правительство лидеров оппозиции и отменив принятые в этом месяце жесткие законы против протестующих.

Скоро станет ясно, успокоят эти меры протестующих или придадут им сил. Однако опасность разрастания конфликта (а ведущие политические деятели уже предупреждают о гражданской войне) вполне серьезна. Есть другие шаги, способные остановить кризис: создание широкого коалиционного правительства, проведение референдума об отношениях с ЕС, отказ от президентской системы в пользу парламентской и расширение региональной автономии.

Раскол Украины не будет чисто украинским делом. Подобно тому, как Китай начинает бросать вызов господству США в Восточной Азии, раскол на Украине может вовлечь внешние силы, а это приведет к стратегическому столкновению. Лишь сами украинцы смогут преодолеть свой кризис. А продолжающееся внешнее вмешательство опасно и провокационно.

По материалам:  theguardian.com