Генпрокуратуры вломилась в НАБУ с обыском. Причины и последствия
В пятницу, 5 августа, сотрудники Генпрокуратуры пришли с обыском в Национальное антикоррпуционное бюро Украины (НАБУ). Было предоставлено решение суда, согласно которому обыск связан с одним из дел, которое рассматривает антикоррупционное ведомство. Якобы следователей не пустили в здание, поэтому они вызвали спецподразделение «Альфа». Но конфликт удалось уладить, силовиков не использовали.
Тем не менее, в НАБУ заявили, что привлекли к охране порядка свое спецподразделение. Представители ГПУ сообщили, что в антикоррупционном ведомстве проходит выемка документов, в ведомстве эту информацию опровергают. Глава Генпрокуратуры Юрий Луценко сообщил, что обыск проходит потому, что якобы НАБУ незаконно прослушивало физическое лицо, которое не имеет отношения к уголовным делам, которые ведет Антикоррупционное Бюро.
Руководитель НАБУ Артем Сытник сообщил, что речь идет о уголовном деле, в котором фигурирует заместитель прокурора Киевской области Александр Колесник. В свою очередь эксперты заявляют, что дело с «прослушкой», если она была, можно было решить спокойно в штатном режиме, но ГПУ решило устроить маски-шоу и конфликт между ГПУ и НАБУ перешел в активную фазу. Ведомство Луценко хочет взять под контроль пока независимый орган. В то же время обыски в Антикоррупционном бюро ударят по имиджу генпрокурора.
Маски-шоу в НАБУ
В пятницу, 5 августа, сотрудники ГПУ под руководством следователя Дмитрия Суса пришли в НАБУ с постановлением суда на обыск. Представителям ведомства пояснили – выемку документов хотят провести, чтобы установить лицо, которое разрешило незаконную прослушку физического лица в рамках одного из дел, которое ведет НАБУ. Якобы сотрудники Антикоррупционного бюро не пропустили следователей, и те вызвали спецподразделение «Альфа». Но конфликт удалось уладить. При этом пресс-секретарь НАБУ Светлана Олифира сообщила, что ведомство привлекло к охране порядка свое силовое подразделение.
Позже стало известно, что речь идет о расследовании уголовного дела, в котором основным фигурантом является Александр Колесник, заместитель прокурора Киевской области. Его подозревают в хищении сахара со складов «Аграрного фонда» в Черкасской области на суму в более чем 300 млн гривен. Колесника задержали 18 мая детективы НАБУ, 20 мая по решению суда его заключили под стражу по подозрению в злоупотреблении властью или служебным положением. Также глава НАБУ Сытник добавил, что статья, по которой квалифицировано данное уголовное производство, не имеет отношения к компетенции подразделения, которое возглавляет представитель ГПУ Сус.
НАБУ пока не имеет права организовывать прослуш граждан, хотя на таких полномочиях для Бюро настаивает МВФ. На данный момент НАБУ должно попросить у суда санкции, а получив их, обратиться в СБУ. Пока неизвестно, организовывало ли Антикоррупционное бюро прослушку или обращалось за помощью в Службу безопасности. В то же время, генпрокурор Юрий Луценко заявил, что если нужно будет, ГПУ придет с обыском и в СБУ. При этом он подчеркнул, что НАБУ якобы прослушивало лицо, которое не является фигурантом уголовного дела. Генпрокурор отметил, что если виновного найдут, то, вероятнее всего, речь пойдет не об уголовной, а всего лишь дисциплинарной ответственности.
Пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган заявила, что сотрудники ГПУ проводят выемку документов, но эту информацию опровергли в НАБУ. Там отметили, что следователи ГПУ находятся в здании ведомства, но это никак не влияет на работу бюро. Помимо этого, в пресс-службе НАБУ заявили, что постановление Печерского суда на обыск считают незаконным, поскольку в нем не указаны ни конкретные обстоятельства совершения правонарушения, ни фамилии детективов, которые это правонарушение совершили. Также в разрешении нет информации о том, в рамках какого производства, по мнению ГПУ, было совершено нарушение. То есть, отмечают в пресс-службе, судья разрешил сотрудникам Генпрокуратуры искать нужную им информацию везде – на компьютерах, флешках, просматривать блокноты и рабочие записи. ГПУ, фактически, получило санкцию на изъятие любых документов. В Национальном бюро сообщили, что сделают все для того, чтобы защитить материалы досудебных расследований от попыток незаконного изъятия.
Эксперты не исключают, что Сытник еще вчера мог знать о том, что ГПУ готовит обыск в ведомстве. Возможно поэтому у здания НАБУ «совершенно случайно» оказалась съемочная группа телеканала «1+1», которая первая сообщила о происшествии.
Реакция депутатов
После того, как стало известно, что ГПУ пришло с обыском в НАБУ, нардеп Семен Семенченко позвал всех патриотов подъехать к зданию Бюро, чтобы защитить единственный честный правоохранительный орган в стране, который пытается бороться с коррупцией. По его словам, власти не нравится то, что антикоррупционеры отправляют под арест их прокуроров и руководителей государственных предприятий, ведь завтра они могут прийти «к самому ПАПе» (Петр Алексеевич Порошенко, - ред.). Политик считает, что представители действующей власти будут пытаться дискредитировать НАБУ и убеждать общественность в том, что это такое же ведомство, как и остальные, и абсолютно ничего не делает. Семенченко заявил, что сейчас НАБУ – это единственный независимый правоохранительный орган в Украине, и поэтому должен быть защищен своим народом.
О том, что обыск а НАБУ – это атака на единственный независимый от политиков правоохранительный орган в стране, заявил и нардеп Мустафа Найем. По его словам, как правило, незаконную прослушку устраивают представители СБУ, ГПУ и МВД, но за годы журналистской работы он не помнит, чтобы в эти ведомства хоть раз приходили с обысками. Депутат считает, что ГПУ пытается «приструнить» НАБУ и «дать понять, кто в доме хозяин».
В свою очередь нардеп Сергей Лещенко заявил, что в Администрации Президента он видел распечатки своих разговоров, в то время, как прослушивать парламентариев без санкции Верховной Рады нельзя. Таким образом, отметил Лещенко, он ждет, что Луценко придет с проверкой на Банковую.
По мнению нардепа Борислава Березы, инициатива прийти в НАБУ с обыском – это не самодеятельность отдельных сотрудников. И Луценко точно должен был знать о намеченной «акции». При этом главе ГПУ все же придется объясниться и рассказать, для чего нужно было устраивать обыск. Нардеп не исключает, что действия Генпрокуратуры - попытка давления на НАБУ.
Нардеп Константин Матейченко в свою очередь считает, что между ГПУ и НАБУ идет конкуренция, ведь они практически дублируют друг друга. И обыск может быть «игрой мускулами» Генпрокуратуры.
Мнения политологов
Обыск в НАБУ мог быть следствием противостояния двух групп в окружении Петра Порошенко – старых кадров БПП и еврооптимистов и борцов с коррупцией, считает политолог Руслан Бортник. По его словам, все «мероприятие» выглядело как обычная месть. Возможно этим обыском Луценко пытается снискать максимальную лояльность антикоррупционных структур. Одних запугать, других – «подвесить на крючок».
По мнению политолога Владимира Фесенко, Генпрокуратура просто хотела показать «кто в доме хозяин». Впрочем такие действия ГПУ точно не поймут западные партнеры, хотя к Луценко и не относятся так негативно, как к его предшественнику Виктору Шокину.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org