Фискальные каратели в Украине

543

unian_10171_549x368 В перспективе финансовая полиция может подобрать под себя полномочия не только налоговой милиции, но и соответствующих подразделений Минфина, МВД, СБУ и органов прокуратуры.
Уже со следующего года в Украине может заработать финансовая полиция. Во всяком случае, такие планы строит депутатская группа из представителей "Самопомічі", БПП, "Народного фронта" и Радикальной партии: 15 марта она внесла в парламент законопроект №4228, дающий жизнь новой структуре. Необходимость создания финансовой полиции законотворцы мотивируют, как и их предшественники (авторы похожих законопроектов), низкой отдачей от работы налоговой милиции.
Пояснительная записка к законопроекту со ссылкой на данные официального сайта ГФС приводит такую статистику: в 2015 г. досудебные расследования велись по делам об уклонении от уплаты налогов на общую сумму 918,2 млн грн. (в 2014-м — 960,3 млн грн.). Фактически же из этой суммы в бюджет поступило лишь 520,6 млн грн. (699,7 млн грн. годом ранее). При этом расходы на содержание налоговой милиции в 2015 г. составили 553,73 млн грн. "Расходы государства на содержание 5437 работников налоговой милиции превышают экономический эффект от их деятельности", — резюмирует пояснительная записка.

Авторы проекта предлагают трансформировать налоговую милицию в финансовую полицию, полностью отделенную от ГФС, и подчинить ее Минфину. Штат новой структуры должен сократиться почти вдвое — до 3 тыс. человек. Не исключено, что на самом деле депутаты замахнулись и на более радикальные изменения. Во всяком случае, заключительные положения проекта обязывают, помимо налоговой милиции, еще и соответствующие подразделения Минфина, МВД, СБУ и органов прокуратуры в трехмесячный срок после вступления в силу документа передать все базы данных финансовой полиции. Есть вероятность, что после этого "налоговые" спецподразделения силовиков предложат ликвидировать, дабы не дублировать полномочия. Хотя прямо об этом в законопроекте, безусловно, не говорится.

Чтобы предотвратить банальную миграцию силовиков на работу в новую структуру, законопроект оговаривает следующие правила: суммарно в штате финансовой полиции может работать не более 25% лиц, ранее трудившихся на аналогичных должностях в СБУ, МВД и ГФС, и не более 5% — в других органах власти. Вопрос: из кого сформируют оставшиеся 70% кадрового состава — остается открытым. Из законопроекта лишь следует, что набирать сотрудников станут по примеру Антикоррупционного бюро — на конкурсной основе. Да и зарплаты в новой структуре будут приличные - от 30 тыс грн. для детектива до 60 тыс грн. для руководителя.

В первые пять лет после создания финансовой полиции на ее содержание и надлежащее развитие предполагается тратить не менее 0,03% от ВВП за предыдущий год. Если бы структура работала уже сейчас, то в бюджет текущего года на нее пришлось бы заложить как минимум 470 млн грн.
В целом же финансовая полиция будет заниматься тем же, чем занимается сейчас налоговая милиция, — оперативно-розыскной деятельностью. "Однако есть достаточно существенные различия. Во-первых, исходя из положений законопроекта финансовая полиция будет уделять больше внимание работе с информацией — ее поиску и обмену с другими органами", — говорит эксперт по вопросам налоговой политики Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин. Причем поле деятельности финансовых полисменов будет куда шире, чем у нынешних налоговых милиционеров. "Детективы финансовой полиции получат прямой доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, регистрам и банкам данных, держателем которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, что может привести к злоупотреблениям", — считает управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз.

Как поясняет адвокат ЮФ U&G partners Андрей Безсмертный, фискальная полиция получила полномочия до момента возбуждения уголовного дела на свое усмотрение запрашивать любые документы как от физических, так и юридических лиц. При этом такие документы не будут иметь статус материалов уголовного дела и, соответственно, подпадать под защиту в рамках тайны досудебного расследования. А потому они могут быть предоставлены заинтересованным в получении таких документов лицам.

Кроме того, финансовые полисмены смогут активно пользоваться услугами анонимных "стукачей" — от них будут принимать информацию в любом виде,и на основании изложенных в анонимке сведений открывать уголовное дело. "Эта законодательная инициатива позволит оказывать давление на бизнес, не готовый сотрудничать с властью, или просто давить на предпринимателей с целью пополнения доходной части бюджета", — считает Виктор Мороз. "Тем более, что человек, подавший ложное заявление, не несет никакой ответственности. Хотя статьей 383 Уголовного кодекса за заведомо ложное сообщение о совершении преступления предусмотрена уголовная ответственность", — дополняет коллегу Андрей Безсмертный.
Полицейские-фискалы возьмутся за чиновников и олигархов
Чтобы предотвратить возможные злоупотребления, законопроект, во-первых, вводит систему персональной ответственности должностного лица финансовой полиции за совершение им правонарушения. Во-вторых, оговаривает наличие службы внутреннего контроля. "Однако отсутствует ключевой "предохранитель" от злоупотреблений. На уровне закона не предложены критерии оценки деятельности работников финансовой полиции. Ведь главная причина агрессивности налоговой милиции в том, что ключевые показатели, которые они должны соблюсти, это поступления в бюджет, доначисления и количество возбужденных дел. В то время как соблюдение законности, отсутствие ущерба, "сервисность" не играет никакой роли в оценке каждого работника и всей службы", — считает эксперт по вопросам налоговой политики Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин.
Впрочем, внимание финансовой полиции будет сосредоточено не только на налоговых уклонистах всех мастей, но и, скажем, на олигархах, спонсирующих неугодные политсилы, и высокопоставленных чиновниках, потерпевших поражение в подковерных играх. Поскольку к подследственности новой структуры законопроект относит такие преступления, как, скажем, нарушение порядка финансирования политической партии, расходование бюджетных средств без соответствующих бюджетных назначений, издание нормативных актов, противоречащих закону о госбюджете, — уменьшающих поступления в казну или увеличивающих ее расходы.
По словам одного из авторов законопроекта — первого заместителя председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия, документ поддержали все парламентские фракции. Поэтому уже через полгода он может быть отправлен на подпись Президенту. Однако депутат не исключает, что между первым и вторым чтениями проект будет серьезно доработан .

По материалам: dsnews.ua