Феномен Киевщины

751

Эта милая бабушка начиная с 2008 года обложила данью всех субъектов какой-либо деятельности в Лесниках, “Бабушке” платят все — и заезжие кавказцы с базара, и предприниматели-односельчане. Невероятно, но по крайней мере трое людей (кандидат на голову сильрады, собственно голова сильрады и человек, упомянутый в тексте) могли бы еще жить и жить, если бы не так открыто заявляли свое НЕТ глядя в эти выцветшие глаза.

Конечно, ни для кого не секрет, что фразы о том, будто бы в Украине земля находится в государственной собственности, являются лишь лицемерием со стороны чиновников, которые этой самой землей и управляют. Например, любой невезучий заемщик, у которого после кризиса банк забрал заложенный под залог земельный участок, очень даже хорошо осознает, в чей собственности находится в Украине земля. С другой стороны, украинское законодательство допускает, чтобы огромными земельными и лесными угодьями, в том числе самыми престижными, распоряжались маленькие сельские советы, для которых земля – что дармовая собственность. Которую можно при желании раздать родственникам и знакомым, а то и начальству в виду непрямой взятки. Руководители которых находятся под постоянным искушением по-своему распорядиться доставшимися им на дармовщину землей – особенно если одна сотка в здешних местах стоит столько, сколько тот же председатель сельсовета получает «официалки» за десять лет. Таким образом в Киевской области уже отчуждены огромные территории, в первую очередь в районе Козина и Кончи-Заспы, уничтожены берега Днепра. У нас ведь хоть чиновники и поставлены охранять вверенное им добро, но так уж повелось в государстве — кто в Украине что охраняет, тот то и имеет…

Намного хуже ситуация, если речь идет о людях при власти, скажем так, не совсем адекватных. В частности, речь идет о ярых адептах «церкви преподобного Сандея Аделаджи», которые во времена правления Ющенко и Черновецкого самым что ни есть рейдерским образом захватили власть в наиболее «жирных» сельских советах вокруг Киева. Да, разумеется, никто в нашей стране не заставляет насильно верить во что-нибудь, или в кого-нибудь. Мы вполне толератно относимся к людям, верующим в бога, черта, коммунизм или пастора Аделаджу. Но только до тех пор, пока они не начнут путать собственный карман с карманом общественным, а пресловутую «десятину» выплачивать за счет земель лесного фонда, оказавшихся случайно в твоем распоряжении.

А ведь именно таким образом относится к земельным лесам под Киевом председатель совета небольшого села Лесники под Киевом Ольга Сагач – та самая адепт «Посольства Божьего», во всяком случае, до недавнего времени. Человек, пришедший к власти при Ющенко, когда членство в «Посольстве Божьем» казалось милой забавкой и достаточно сомнительным образом переизбралась на второй срок при Януковиче: на тех выборах административным образом были отстранены ее главные и даже потенциальные конкуренты – достаточно распространенное явление в соседних с Киевом местных советах, кстати. Нахальство избирательной комиссии достигло высшей точки, когда главного конкурента сельского головы Елену Сагач (однофамилица) сняли за… отсутствие подписи в автобиографии, наличие которой не предусмотрено никаким законом. Но вся вертикаль избиркомов, судебных органов и прокурорских работников (не говоря уже о Ющенко и Тимошенко к которым взывали селяне) в упор не заметила в Лесниках никаких нарушений. И у нас нет оснований предполагать, что такое единодушие, было сплошь небескорыстным. Скорее всего, годы послушания у преподобного Сандея научили Ольгу Ивановну, той жизненной мудрости, что в деле десятины самое главное – грамотно выбрать ее адресата. А десятина-то в селе Лесники знаменитая – в селе находится лесной заказник местного значения «Чернечий лес» площадью 720 гектаров. Ну как же не поблагодарить неизвестных покровителей небольшой частицей этой территории, попавшей в распоряжении госпожи Сагач фактически на халяву? Да, конечно, некоторые формальности нужно соблюсти, но это уж не настолько трудно, как стать главой села, которое ты фактически пускаешь с молотка. Тем более, что, как мы видим, что и одна и другая власть хапают свои «десятины» с одинаковой алчностью.

Зато с приходом Ольги Сагач к власти, в самих Лесниках начинают происходить странные вещи. Например, фактически посреди заповедника, на улице Подлесной получает участок в четверть гектара некий гражданин Маслюченко В.Н. Специфика же лесниковской улицы Подлесной именно в том, что одна ее часть принадлежит селу и застроена современными коттеджами (среди их обитателей можно вспомнить, например, экс-министра юстиции Романа Зварича), а другая уже принадлежит лесничеству и является частью украинского лесного фонда. Стоит ли говорить, что Маслюченко получил свой участок именно в том месте, которое располагается посреди леса? Именно посреди, так как участок выбран посреди глухого леса, от села его ограждает лесопосадка, за которой трудно оценить масштаб строительства. Это такая немного глуповатая, но все же маскировка — потенциальным проверяющим можно показать, что лес стоит на месте. А уговорить их не углубляться чуть дальше, и не замечать, что творится среди столетних дубов — это уже дело техники. Обратим внимание: 10 октября упомянутый Маслюченко получает в свое пользование земельный участок, а уже 15-го — скоропостижно умирает, да не где-нибудь, а в ведомственном госпитале МВД. При других условиях можно было бы предположить, что перед нами — классический пример «смерти от счастья», но если вспомнить, что предыдущие два сельских председателя также загадочно и трагически погибли. А собственниками участка посреди леса стали 16 человек — все те же упомянутые родственники всевозможного начальства. С того времени посреди заповедного леса с остатками скифских городищ, военными дотами и акведуками железной дороги сахарозаводчика Терещенко началась какие-то загадочные движения. В первую очередь в лесах появились люди, методически вырубывающие деревья. А вся жизнь селян превратилась в сплошную череду противостояний с застройщиками.

На той же улице Подлесной имеет свой особняк гражданин Монголии Цого — руководитель украинского представительства крупной компании-производителя бытовой техники. Время от времени вместе с его соседями ему тоже приходится отражать атаки лесорубов. Сначала жители просто взывали к совести дровосеков: развешивали в лесах плакаты с призывами пощадить старые деревья. Но эта практика вряд ли могла возыметь какой-то положительный эффект в условиях когда себестоимость одного только столетнего дуба — порядка десяти тысяч долларов. А о стоимости как бы «общенародной» земли под ним остается только догадываться. Теперь жители Подлесной пытаются перекрывать лесные дороги, вбивают гвозди в деревья… Странное дело — ведь особняки здесь тоже относятся к премиум-классу, живут в них состоятельные успешные и, надо полагать, влиятельные люди. Неужели у них нет рычагов, чтобы как-то прекратить застройку, — интересуемся мы у нашего знакомого. «Да, здесь много поселилось авторитетных людей, — соглашается он, — но за теми, кто вырубает леса, стоят люди еще влиятельнее. И от смены власти в стране их влияние нисколько не страдает».

Таким образом, все жители Лесников сегодня оказываются в положении, немногим более лучшем, чем положение крепостных (с той только разницей, что при крепостном строе помещики не додумывались рубить древние леса). Фактически их землей ныне единолично распоряжается помещица в лице председателя сельсовета Сагач. Каким-то образом влиять на ее решения не представляется возможным — она подотчетна все тем же призрачным застройщикам, о которых мы знаем только то, что за ними стоят несколько бывших министров. Повлиять на решения, принимаемые Ольгой Ивановной представителям сельской территориальной общины невозможно, так же, как и спросить какой-то отчет о том, что происходит с сельском лесу. По понятным причинам невозможно ее переизбрать — те самый застройщики сделают все, чтобы не допустить даже потенциальной возможности такого развития событий. Зато сама глава села способна продавать «общенародные» земли налево и на право. Хорошо хоть, что не с жителями, но и тут дело, видимо, за малым. У нас ведь так издревле повелось — кто что охраняет, тот то и имеет…

По материалам ord-ua.com