Ежель и Хорошковский – рука руку моет
О необходимости гнать метлой министра обороны Михаила Ежеля вместе с его компанией уже не раз говорили на самых разных политических уровнях. Уже через месяц после его назначения в Минобороны ему пророчили отставку. Возглавив министерство в марте 2010 года уже в мае вокруг него стали собираться слухи о скором изгнании. Однако и через полгода он не покинул кресло. Тем временем Минобороны все больше утопало в скандалах с запахом коррупции, а армия становилась все более небоеспособной.
На этот раз о необходимости смещения Ежеля заговорил бывший руководитель этого министерства, а ныне глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. По его мнению для развития армии нынешний год уже утрачен, как и прежние годы. Бюджет-2012 был составлен без таких программных документов как Военная доктрина, Стратегия национальной безопасности и программа развития Вооруженных сил. В то время как принятый внеблоковый статус страны декларирует иные подходы, а именно увеличение военного бюджета в два-три раза.
Приводятся и аргументы к необходимости отставки министра. На сегодняшний день развитие армии, по сути, определяет не министр обороны, не генштаб и не Президент, а Министерство финансов. Все зависит от того, сколько Минфин даст денег на армию, так как Минобороны не принимает участия в формировании военного бюджета. Сколько дадут, столько и хватит. Кроме того, Михаил Ежель в ходе заседаний Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны не сетует ни на низкий уровень финансирования, ни даже на то, что в правительстве никого не интересует мнение Минобороны по вопросу формирования военного бюджета.
Чем отличался все эти месяцы Михаил Ежель, так это всяческим ублажением Азарова и Януковича. В каждом слове у министра обороны воспевается мудрость Верховного Главнокомандующего, зато не слышно ни малейшего недовольства, хотя поводов масса.
Такое натуральное лакейство и пресмыкание изначально порождали лишь недоумение. Потому должность министра обороны и сделали гражданской, чтобы погоны не становились препятствием в лоббировании интересов Вооруженных сил и выгрызании у правительства средств на развитие армии и флота. На сегодняшний день продвигать интересы армии нельзя без ссор и конфронтаций с премьером, Минфином и с парламентариями.
Эту важную задачу Ежель совершенно провалил. То убожество, в которое превратилась армия Украины сложно игнорировать, поэтому министр обороны почти ежедневно совершает чудеса – констатирует огромное недофинансирование армии, после чего как обычно поет дифирамбы правительству и Президенту, которые «заботятся» о судьбах военнослужащих и «переживают» по поводу армейским проблем.
Само собой разумеется, что такого министра, которому всего хватает никто не стремится ублажать. Ежеля страивают те крохи с барского стола, которые дают на армию, и он радуется тому, что есть. Хуже всего, что речь вобщем-то не о плохом Ежеле, как гражданине или министре, а о стоящих за его спиной сотнях тысяч солдат и офицеров.
Ярким примером является ситуация с военным бюджетом на этот год. Руководители военного министерства в 2010 году говорили, что крайним минимумом, который позволит украинской армии хоть немножечко развиваться, должен составлять хотя бы 19 миллиардов гривен. И что мы видим? Цены выросли за два года, имущество износилось, инфляция в конце концов, но в ходе формирования бюджета-2012 Ежель с командой ста говорить, что минимум необходимый Минобороны составляет 18 миллиардов гривен. Но и это не все. Военным выделили лишь 16 миллиардов 400 миллионов гривен. Даже меньше минимума названного Ежелем. Однако этого министру обороны хватило и его все устроило.
Как отреагировало Министерство на такой военный бюджет? Никак! Все довольны и счастливы. С 2010 года цены поднялись на все виды товаров и услуг, а армия получила на 3 миллиарда меньше минимума трехгодичной давности. Чудеса!
Такая ситуация говорит о том, что Ежеля с командой надо бы сопроводить в кутузку. Его поведение объясняют лишь два варианта. Оба весьма преступны.
Предположим, Ежель врет, а выделенные ему на этот год 16 миллиардов не смогут обеспечить поддержание деградирующей армии в минимально боеспособном состоянии. Очевидно – это государственная измена. Такой обман явно подрывает обороноспособность государства.
Если же он не врет, а выделенных 16 миллиардов ему действительно хватает, то почему он ранее называл сумму 18-19 миллиардов? СБУ необходимо разобраться, на какие нужды Ежель хотел потратить эти лишние 2-3 миллиарда. Да еще в сложный кризисный период, когда на пенсии не хватает денег, а врачи и учителя живут на зарплаты-подачки. В таком случае Ежеля нужно судить за злоупотребление служебным положением и обман государства в корыстных целях.
Нужно сказать, что несмотря на любовь и согласие с правительством Минобороны постоянно попадает в коррупционные скандалы. Даже руководитель весьма коррупционного кабмина премьер Азаров публично заявил, что Ежель больше занят созданием скандалов, чем решением армейских проблем. Из этого следует определенная закономерность. Чем больше скандалов вокруг Минобороны, чем более шатким становится положение Ежеля, тем он громче кричит о любви и преданности Януковичу. Вместе с тем, по его словам, исчезают и проблемы в армии. Вполне понятно, что Ежель пытается посидеть на теплом месте как можно дольше. Приходится только догадываться, каков ущерб наносится армии.
После смены руководства Минфина, его возглавил бывший глава СБУ Хорошковский. Что ждет в таком случае Ежеля? В свое время, когда Ежель вел активную деятельность в финансово-хозяйственной сфере военного ведомства, СБУ во главе с Хорошковским довольно активно занималось скандальными делами в Минобороны.
В начале 2011 года, когда военное ведомство погрязло в «продовольственных скандалах», Ежель старательно выталкивал «чужие» компании с военных тендеров, касающихся вопросов питания военнослужащих, скандал привел к тому, что не только солдаты и курсанты, но и находящиеся в госпиталях военнослужащие, а также дети-лицеисты были переведены на сухой паек, что строго запрещено служебными инструкциями. Именно тогда СБУ сообщило, что «продвигаемые» в Минобороны фирмы имеют непосредственное отношение к родственникам руководства Министерства. Однако после этого доклада СБУ затихло. Или в ситуацию вмешались какие-то мощные силы, а может быть, Ежель сам договорился с Хорошковским, но факт остается фактом – для военного ведомства не последовало никаких санкций. Разумеется, кроме того, что «свои» фирмы все-таки удачно пролезли к «кормушке» с бюджетными деньгами.
В том же году, в апреле-месяце, была раскрыта крупная коррупционная афера, связанная с закупкой медицинского оборудования для Министерства обороны. В конце 2010 года Министерство провело торги на покупку медоборудования на сумму 71 млн. гривен. Около половины заказов достались по предоплате некоему ООО «Эмансис», которое и стало его поставщиком. Например, был поставлен томограф Litespeed WCT, за который это «ООО» получило 4,5 млн. гривен переплаты. В то время СБУ быстро раскрыло схему контрабандного провоза томографа, предназначенного для Минобороны. Как выяснилось, в документах было указано, что поставляется не само оборудование, а запчасти для него. СБУ даже возбудило уголовное дело и приобщило контрабанду в качестве вещественного доказательства, опечатав ящики с комплектующими. В соответствии с уголовной статьей, по которой шло это дело, предмет контрабанды должен быть конфискован в доход государству. Следовательно, фирма-поставщик должна была возвратить полученную предоплату в полном объеме. Однако этого не произошло. СБУ передала груз Минобороны, а там его приняли на баланс, даже не вскрывая ящики и руководствуясь только информацией ведомства.
Это не самые яркие примеры, но и по ним уже можно сделать вывод, что Ежель и Хорошковский давно плотно сотрудничают. Кроме такого плодотворного сотрудничества Ежель тянется к своему партнеру еще и потому, что у того, без сомнения, очень много компромата на министра обороны. Потому никуда он от Хорошковского не денется.
В такой ситуации финансовые проблемы Минобороны явно переходят еще на стадию планирования. Именно в процессе военного бюджета в Министерстве финансов в него будут закладываться механизмы по дальнейшему «распределению». Вот здесь-то и сольются в союзе «богатый опыт министра» и мощный потенциал и бухгалтерия Минфина. Схема просто гениальна.