Евровидение и евроденьги – ждать ли их Украине?
В минувшую пятницу после обеда украинский организационный комитет по подготовке Евровидения-2017 все-таки вынес долгожданный вердикт относительного того, в каком городе состоится следующий этап песенного конкурса. Согласно решению абсолютного большинства членов комиссии право на проведение Евровидения, как и анонсировалось незадолго за заседания комитета Минкульта Украины Евгением Нищуковым, было отдано столице. Кроме этого, подтвердились и прогнозы министра о том, что местом проведения в Киеве станет Международный выставочный центр. Как оказалось, это место лучшее из того, что имеется сегодня в Украине, то есть практически из ничего.
Впрочем, еще двумя городами претендентами еще накануне были Одесса и Днепр (бывший Днепропетровск), а всего заявку на проведение Евровидения-2017 в своем городе подали власти Киева, Харькова, Одессы, Львова и Днепропетровска. Но если северная и западная столицы отпали сразу, то три остальных претендента соревновались между собой до последнего. В результате оглашение результатов, которое могло состояться гораздо ранее, несколько раз переносилось. Впрочем, переносилось вовсе не потому, что конкуренция оказалась слишком высокой. Реальная причина этого гораздо более банальна и вместе с тем очень печальна – крупнейшим украинским городам просто нечего было предложить. Официальная же причина переносов выбора города неоднократно мотивировалась нехваткой финансов. По сути, за этой формулировкой скрывалось то, что комиссия просто не решалась брать на себя ответственность за возможный провал.
Ситуация такова, что даже МВЦ на сегодняшний день практически не соответствует даже минимальным требованиям и правилам конкурса. Это значит, что даже маленькая и весьма относительная победа вовсе не является гарантией того, что Евровидение-2017 в конечном итоге все-таки состоится в Украине, а не будет отобрано австралийцами и россиянами. Последнее в стране не хотели бы допустить, хотя бы только по одним политическим соображениям. А значит, принимать решение, пусть и вполне возможно опрометчивое, членам подготовительной комиссии все же пришлось. Теперь остается надеяться лишь на счастливый случай, который поможет властям Киева завершить в срок все ремонтные и строительные работы, а уже сегодня понятно, что их будет много. Понятно и то, что эти работы, а также приобретение более качественной аппаратуры, о чем также было заявлено в пятницу, выльется бюджету столицы в серьезную «копеечку». Впрочем, не столько столица, сколько именно государственная казна вынуждена будет потянуть на себе эту, кажется, вовсе неподъемную для оказавшееся в сегодняшних условиях Украины, ношу.
Но если все так сложно, то, к чему тогда была нужна вся эта спешка, ведь логично, что больше времени дает возможность принять более взвешенные решения. В конце концов, таким решением мог и вовсе стать отказ от проведения Евровидения на территории Украины, тем более, что проблемы более чем серьезные. И речь идет не только о том, что в стране просто нет необходимой площадки, а в том, что страна находится в глубоком экономическом кризисе, и мало того – по-прежнему пребывает в преддефолтном состоянии. А еще крайне велик сегодня риск девальвации национальной валюты, которая может приблизиться к 30 гривнам за доллар уже даже не по оценкам независимых экспертов, как это было в начале недели. Сегодня такую возможность допускают уже и представители власти, хотя еще несколько дней назад самый строгий прогноз от чиновников ограничивался 27 гривнами за один доллар. Как результат – мощнейшая нагрузка на бюджет, который при условии почти наполовину пустого золотовалютного запаса может банально не потянуть Евровидение. Причем не только его проведение, а и сам подготовительный процесс может оказаться сорван в любой момент.
Но судя по всему, политиков куда больше волнуют вопросы не организационные, а глобально-политические. Задачей номер один на данный момент, судя по всему, является недопущение возможности передачи права на песенный конкурс россиянам. С этой точки зрения, такая ситуация, конечно же, окажется для Украины большим поражением. Вместе с тем, достаточно строгие правила Евровидения обязали членов комиссии вынести свой вердикт уже до октября этого года. В противном случае страна потеряла бы право на проведение финала конкурса и потерпела бы сокрушительное поражение в информационных противостояниях не только между Россией и Украиной. Ведь Европа очень внимательно следит за судьбой Евровидения, и известие о неспособности Украины провести самый любимый европейцами конкурс, естественно, отразилась бы на общем отношении к нашей стране в целом.
Как результат, комиссия просто вынуждена была принимать это скоропалительное решение. И кажется, договоренность внутри комиссии по результатам ее заседания в пятницу не может не бросаться в глаза. Так, за проведение финального этапа Евровидения 2017 в украинской столице проголосовало 19 человек, в то время как за Одессу свои голоса отдали лишь двое, а Днепр и вовсе не поддержал ни один человек (последний 22-й член комиссии воздержался). Все это очень похоже на то, что решение было принято вовсе не на уровне комиссии, а спущено волевым решением откуда-то сверху. Так, два голоса в пользу Одессы выглядят весьма забавно и напоминают классические результаты партийных собраний нашего тоталитарного прошлого.
Между тем, таким образом, удалось достичь главного на данном этапе - значительно снизить градус напряжения, прежде всего среди самих украинцев, многие из которые следят за развитием ситуации весьма дотошно, а также открыто заявляют о своем нежелании отдавать Евровидение россиянам. Однако можно ли сказать, что выбор города и площадки проведения спас ситуацию, или все это просто попытка оттянуть время, возможно в надежде на получение долгожданного кредита от МВФ. Ведь в условиях суровой реальности только деньги от Европы могут помочь провести европейский песенный конкурс, как бы парадоксально это не выглядело. Понимают ли это в самой Европе, а также осознают ли опасность того, что проведение конкурса может быть сорвано в тот момент, когда менять что-либо окажется уже слишком поздно? Реакцию европейцев, а точнее официальных лиц, скорее всего мы сможем узнать несколько позже, ведь до октября еще имеется время не только у Украины, но и у Европы. Это значит, что за неполных два месяца будут проводиться усиленные консультации и переговоры, и скорее всего, этот процесс окажется неразрывно связан с просьбами Украины о представлении следующего кредитного транша.
Тем, кто также следит за развитием ситуации вокруг представления кредита стоит также обратить внимание на ситуацию с Евровидением. Поскольку поддержка европейцами решения комиссии и помощь в вопросах реализации подготовки будет говорить о том, что кредит Украина все-таки получит. И в то же время желание еврочиновников уйти от этой темы в ближайшее время и особенно передача прав на проведение финала Евровидения- 2017 будет означать, что кредита МВФ, по крайней мере, в этом году украинцам ждать уже не стоит.
Пока же судьба и кредитов и Евровидения остается туманна, и может зависеть от многих других факторов, таких, как например, вероятность проведения досрочных выборов, эскалация конфликта на Донбассе, и даже внутригосударственный переворот, и другие особенности национальной украинской политики.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org