«Эти б…ди вроде из Гарварда, а «стригут» похлеще Януковичей»: все, что нужно знать о новом главе Государственной фискальной службы

751

Nasirov Эта незатейливая фраза принадлежит одному одесскому бизнесмену, с которым автору этих строк пришлось пообщаться на прошлой неделе. Она, пожалуй, наиболее емко отражает суть текущего момента в налоговой и таможне. Не успели помпезно отгреметь публичные конкурсы на должность Главы ГФС, высохнуть чернила под указом о назначении, а ходоки от Романа Насирова… правильно, как в старые добрые времена, расползлись собирать «мзду малую» за новые кадровые назначения. Потенциальные соучастники, ой простите конкурсанты, на должности глав областных налоговых и региональных таможен в свою очередь отправились «трусить» бизнес. Похоже г-н Насиров, в отличие от своего предшественника, хорошо усвоил – никакие публичные конкурсы и дипломы MBA от громкой отставки не спасут, срок работы на высокой должности ограничен. Посему нужно как минимум успеть раздать многочисленные долги, как максимум — обеспечить себе и многочисленным родственникам достойную старость… в горячо им любимом Лондоне.

В Украине, чей государственный строй Михаил Саакашкили на днях назвал «бюрократическим феодализмом», вопрос о «представительстве интересов» является первоочередным. А посему и по поводу очередного назначения Романа Насирова уже главой Государственной фискальной службы логично задать сакраментальный вопрос из «Иван Васильевич меняет профессию»: «Ты, Роман, чьих холоп будешь?». Это же надо: 62 претендента на место, бывалые фискалы, дети министров, топ-менеджеры иностранных промышленных гигантов, просто «уважаемые люди» остались за бортом, а молодой человек, который еще в 2012 году даже не мог назвать Кахе Кандукидзе ставку подоходного налога в Украине, снова вышел в фавориты отбора.
Ответ, похоже, прячется в словах самого г-на Насирова, сказаного несколько месяцев назад в интервью журналистам: «Если ты где-то дал сбой — уже не прошел это испытание». Похоже, новый глава ГФС обладает редким для нашей верхушки качеством — «не давать сбоев».

«Жадность — это хорошо»
(из фильма Оливера Стоуна «Уолт-Стрит»)

Если бы не слух, что г-н Насиров на самом деле является родственником главы НБУ Валерии Гонтаревой, в прошлом тоже инвестбанкирши, близкой к Петру Порошенко, его биографию можно было бы характеризовать одной фразой — Self Made Man. Сначала учеба в Украине (кстати, на юриста) и ранняя «менеджерская карьера». По воспоминаниям самого Романа Михайловича он «в 21 год (!) отвечал за оптовые поставки нефтепродуктов (!) в родной Черниговской области в одной из структур основателя концерна «Галнафтогаз» Виталия Антонова… в подчинении у него было 30 человек» (Forbes №2, февр. 2012 г.). В качестве места работы юного бизнесмена также упоминают государственную компанию «Укрнафта-Вентус». Кто это были – боевики, водители или счетоводы не ясно. Затем в 2001г. неожиданный жизненный зигзаг — MBA в одном из лондонских вузов (University of East London), их, там, кстати, около 60 штук, и затем явные попытки навсегда остаться в раю всех беглых инвестбанкиров из СНГ.
В 2007 г. молодой лондонский брокер Nasirov наконец-то начинает работать с Родиной: становится пионером по торговле безпоставочными форвардами с гривной. Не будем углубляться в финансовые тонкости, скажем только, что речь идет о чистой спекуляции с курсом валюты. Причем, здесь надо помнить, что в Украина курс денег никогда не складывался в ходы биржевой игры спроса и предложения, а устанавливался НБУ сугубо административными методами. Иными словами, чтобы заработать на таком рынке, не помогут ни фундаментальный анализ, ни волны Эллиота, — нужна достоверная инсайдерская информация. Совпадение, но в том же 2007 г. г-жа Гонтарева стала председателем совета директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украины», близкой к тогдашнему председателю Наблюдательного совета НБУ П.Порошенко. Как писал Forbes, именно тогда «на энергичного трейдера обратил внимание гендиректор Concorde Capital Игорь Мазепа, который предложил Насирову открыть и возглавить офис Concorde в Лондоне». Любопытно, что в 2012 г. в том же интервью Forbes (http://forbes.ua/magazine/forbes/1332937-london-nasvyazi) Роман Михайлович обмолвился, что «лучшим финансовым учебником» «он считает фильм «Уоллстрит» о коварном брокере Гордоне Гекко в исполнении Майкла Дугласа». Кто не знает, прообразом главного героя Оливеру Стоуну послужил один из главных финансовых рекетиров 80-х гг. Майкл Милкен, считающийся к тому же создателем мирового рынка «мусорных облигаций».
И все было бы хорошо, но мировой финансовый кризис перечеркнул все планы. Офис в Лондоне так и не открылся, и наш герой вернулся в Украину, где сначала работал у того же Мазепы. Здесь он занялся торговлей, прямо как его любимый киноперсонаж, украинскими мусорными облигациями. И надо сказать, что это, действительно, высший пилотаж в стервятническом сегменте финансового рынка, особенно, если ты точно знаешь, что никакого дефолта в стране не будет, несмотря на почти двукратное падение гривны, двукратный рост цены на газ, 20-процентный обвал промышленности и т.д. Но кому война, а кому мать родна. В 2012 г. г-н Насиров похвалялся, что тогда «при стандартном лоте в $1 млн. на евробондах можно было зарабатывать от 1 до 5% в неделю».
Затем (в 2010-2013 гг.) была работа по тому же профилю в другой крупной лавке по продаже Родины – в Renaissance Capital. Именно благодаря близкому сотрудничеству с тогдашним гендиректором RC Питером Ванхекке, в 2011 г. перешедшем на работу к И.Коломойскому в «Укрнафту», Роман Насиров до сих пор считается фигурой близкой к группе «Приват». На днях эту версию озвучила Юлия Тимошенко, в осведомленности которой трудно сомневаться. Впрочем, в тот же период у нашего героя налаживаются контакты и с другими крупными бизнес-группами. Так через RC в Лондоне размещается «Мироновский хлебопродукт» миллиардера и еще недавно первого заместителя главы АП Юрия Косюка. Вообще становится видно, что с годами вместо финансов, которые с годами все больше начинают в Украине петь романсы, г-на Насирова все больше притягивает родная земля в виде недвижимости и продукции сельское хозяйство.

Ближе к недвижимости и земле

В 2009 г. Роман Насиров мелькает в СМИ как председатель совета директоров электронной биржи Be2Be Exchange, связанной с Concorde Capital и занимающейся сельскохозяйственным бартером (korrespondent.net, 20 марта 2009 г.: «Экономика переходит на бартер»). Кстати, его «крестный» бизнесмен Виталий Антонов в этот период получает контроль над «Концерном Хлебпром», сегодня почти монополистом на Западной Украине, и через Concorde Capital размещает облигаций «Хлебпрома» на сумму в 100 млн. грн.
В 2011 г. некий «Роман Насыров» упоминается в качестве одного из директоров девелоперской компании «ХХІ Век» (http://ukrcoal.com/archive?page=1). И надо сказать, что Роман Михайлович, действительно, совсем не чужд рынку недвижимости. Так еще недавно ему принадлежало ООО «Молодежная инвестиционная компания», которая занимается покупкой и продажей всех типов недвижимости в Чернигове и области. Сегодня фирма официально переоформлена на его брата – Евгения Насирова, помощника своего брата-депутата на общественных началах. Характерно, — земля зовет! - что «Молодежная инвестиционная компания» владеет фермерским хозяйством «Ферминвест», зарегистрированным в Чернигове и что брату главы ДФС принадлежит еще два фермерских предприятия в Киевской области: «Агропродукт-Полесье» (Полесский район, поселок городского типа Красятичи) и «Агропродукт-Иванков» (Иванковский район, село Розважев) и др.
Как обстоят дела у братьев Насировых с недвижимостью на Черниговщине нам не известно, а вот их попытки заняться девелоперовщиной в столице уже обернулись скандалом. Недавно всплыло, что имя Евгения Насирова фигурирует в уголовном деле о неуплате налогов и разворовывании активов ЗАО АТЕК – старейшего киевского завода «Красный экскаватор». На сегодняшний день на давно обанкротившемся предприятии, представляющем ценность благодаря громадной территории возле м. Святошин (28 га) и внушительным запасам еще не вывезенного металлолома, проходит санация, ход которой всячески тормозиться заинтересованными лицами и киевскими чиновниками. По версии следствия новые владельцы завода – Андрей Негребельный и Евгений Казьмин (КВВ Групп) «для осуществления коррупционной схемы» подарили 27-летнему Евгению Насирову значительный пакет акций предприятия. Цена вопроса, действительно, высока. За АТЕК числится до 100 млн. грн. долгов перед государством и частными кредиторами, которые, само собой разумеется, никто не хочет платить. С другой стороны, территория мертвого завода – лакомое место для девелоперов, даже таких начинающих, как братья Насировы (http://antikor.com.ua/articles/40405-bratu_novogo_glavy_fiskaljnoj_sluhby_podarili_kusochek_zavoda/).
Впрочем, не таких уж и начинающих. Не будем забывать, что Роман Насиров выгодно женат на большом строительном бизнесе. Его супруга является дочерью Александра Глимбовского – владельца компании «Альтис- Холдинг», во времена Семьи нашумевшей благодаря многомиллионным государственным подрядам на строительство объектов к Евро-2012 (Львовский аэропорт, развязка на Почтовой площади в Киеве и др.). Кстати, не исключено, что благодаря этой «ниточке» у пана Романа хорошие отношения с львовским мэром, а заодно и лидером «Объединения Самопомич» Андреем Садовым. Кстати «Самопомич» активно приветствовала назначение нашего героя в Налоговую.
Вообще надо сказать, что Роман Михайлович отличается коммуникабельностью и умением строить деловые отношения. Правда, порой они выходят ему боком. Так случилось в 2013 г., когда, покинув Renaissance Capital, г-н Насиров подался на службу государству и поступил на должность зампреда ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины», причем как раз тогда, когда ее бегом разворовывали тогдашний министр аграрной политики Присяжнюк и «серый кардинал» Януковича Юра Енакиевский. Задача, по собственным словам Насирова, была поставлена ему нешуточная – разобраться со злополучным китайским зерновым контрактом 2012 года. Хотя, по всей видимости, наш герой лукавит. Доказательство тому – целая пачка всевозможных сельскохозяйственных структур, подконтрольных ему через семью и в Киевской области, и в Черниговской. Что же касается китайского дела, о нем много писалось (см. например: http://economics.unian.net/agro/900422-kitayskiy-agrarnyiy-kredit-sploshnyie-riski-i-neustoyka.html). Так что нет смысла подробно разбираться с ним. Ясно только одно, что перед нами – факт международной коррупции огромного масштаба и что, скорее всего, убытки, которые понесет в итоге Украина, значительно превысят те выгоды, которые государство успело получить от китайского займа в 3 млрд. долл. В какой мере Роман Насиров замешан в махинациях в ПАО в период его работы на руководящем посту, мы вряд ли скоро узнаем. В некоторых случаях украинские следственные органы проявляют совершенно удивительную нерасторопность и, пожалуй, даже анекдотичность.
Вот, например, буквально накануне назначения г-на Насирова на пост главы ГФС прокуратура просто поразила общественность своей добротой и незлобивостью. Отличилась бывшая главная бухгалтерша ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» и подчиненная Романа Михайловича Татьяна Коптева, которую следствие обвиняло в фальсификации отчетности, в результате которой государство в 2013 г. недополучило налога на прибыль на сумму в 52 млн. грн. Так вот случилось невиданное: Коптева из своего кармана заплатила долги родной компании: 52 млн. грн., плюс 15 млн. грн. финансовых санкций и пени, и попросила Печерский суд – самый справедливый суд в мире — отпустить ее с миром. И ее таки отпустили при полном непротивлении стороны обвинения!
Что тут скажешь – только руками разведешь. Каким же душкой должен быть г-н Насиров, чтобы нести за него такие траты. Да, г-жа Коптева, нет, чтобы рассказать следователям, что без приказа начальства ни один бухгалтер не будет натягивать отчетность, что это просто глупо и что если уж нести ответственность, то вместе с руководством. А поди ж ты! И главное, никто из компетентных работников не поинтересовался, откуда у простого бухгалтера 3 млн. долларов, с зарплаты что ли сэкономила? Зато г-ну Насирову теперь не грозит неприятная роль свидетеля по этому уголовному эпизоду. Биография чиста, можно идти на приемную комиссию к Яресько и доказывать, что лучшей кандидатуры на пост главного налоговика просто не сыскать.

«Нужник» и другие полезные родственники

В каком-то смысле так оно и есть. По крайней мере, уже давно г-н Насиров совсем не чужой в кругах высокопоставленных фискалов. С тем же Игорем Белоусом он вместе работал в Renaissance Capital. Но это бог с ним. Тесные контакты с верхушкой налоговиков, с теми, кто на самом деле делает погоду в ведомстве, у него установлены через тех же родычей. Речь идет о его свояке — Андрее Гмырине, муже старшей дочери Александра Глимбовского. Вот что об этом пишет ОРД: «В кругах бизнесменов и госслужащих к Гмырину приклеилось своеобразное погоняло – «Нужник». Наверное потому, что всем он нужен. Пригодился «Нужник» и новому руководству ГФС уже в постянуковичские времена. В частности, кукловод фискальной службы Андрей Давыденко нашел ему приличную грядку финансового пастбища Игоря Билоуса – Одесский регион, в котором наш герой от имени ГФС ведает решением всех налоговых и таможенных вопросов. Поговаривают, что с Давыденко «Нужника» три месяца назад свел лично нардеп Виталий Хомутынник, который также дал соответствующие рекомендации и гарантировал (Давыденко) поддержку главы парламенского комитета по налоговой и таможенной политике Романа Насирова». Вот такое закулисье публичного конкурса.
В прошлом году, пробравшись – очевидно по протекции «старших товарищей» и родных — на проходное место в список БПП, Роман Насиров неожиданно для самого себя оказался одним из фронтующих новой власти. Как же, молодой инвестбанкир, из Лондона, по-английски говорит, форварды от фьючерсов отличает, с режимом Януковича если и был связан, то чуть-чуть. Другое дело, быстро выяснилось, что депутатство, особенно в наше время, это не такое доходное предприятие, как казалось, даже если тебя выдвинули возглавлять один из центровых комитетов в Раде. Деньги не там, где налоги придумывают, а там, где их собирают. А деньги, по слухам, г-ну Насирову ох как нужны.
Цитируем ОРД: «Злые языки утверждают, что Насиров — банальный вор и имеет огромные долги. В частности, некоторое время назад он взял в управление около 45 млн.грн. у таких компаний как «Полтаванасінняпром», «Анропосівзем», «Транс Україна», «Золотий екватор», «АМАКО Украина», «Виробниче підприємство «Агро-Союз» и др. Указанные деньги будущий депутат, а ныне глава комитета ВР, не вложил в ценнные бумаги на фондовом рынке, не влил в перспективные экономические проекты, а самым наглым образом украл через подконтрольные структуры: «Укрзернопром-Іванків», «Розважівське агро-промислове підприємство» и «Украгрохолдинг ЛТД» (в последнем руководитель его брат — Евгений). Нынешний депутатский мандат от указанных долгов ворюгу конечно же не спасает, но дает возможность оттянуть день расплаты или отсрочить погашение долга. По этой причине и ищет Насиров источники финансирования, в чем подвязался ему помочь тот же В.Хомутынник» (http://ord-ua.com/2015/02/26/znakomtes-staryij-novyij-smotryaschij-za-gfs–nuzhnik/).
Вот и пришлось нашему инвестбанкиру снова лезть из кожи, чтобы поменять почетное и ненапряжное место народного избранника на самый горячий стул в правительстве. Впрочем, не исключено, что Романа Михайловича никто и не спрашивал: сказали идти, он и пошел. В результате какое-то дежа-вю получилось: то же Белоус, но вид сбоку. Вполне закономерно, что едва усевшись в кресло главы ГФС, наш герой уже «предъявил претензии». По человечески (слишком человечески) его можно понять: времени мало, обязательств и долгов много и полно родственников.

«Х-фактор» forever

В 2005 году кто-то остроумно выразился, что с уходом Кучмы вместо коррупционного порядка в Украине воцарился коррупционный хаос. Сегодня мы видим новый виток этого безрадостного цикла. Разница разве что в том, что наверх снова повылазили не только «люби друзи» Виктора Ющенко, когда-то сведшие на нет достижения Оранжевой революции, но вдобавок и их юные подельники, которых западные вузы и международные корпорации ничему путному не научили. С одной стороны, ничего странного в этом нет. Сколько африканских юношей, возвратившись домой из оксфордов и гарвардов, снимало костюмы, надевало набедренные повязки и начинало, по завету предков, есть младенцев и продавать родину колонизаторам. Но с другой, все-таки хочется, чтобы процесс «отрицательной селекции» нашей элиты наконец-то прекратился. Но для этого, перед тем как разбираться с конкурсантами, надо что-то делать с членами конкурсной комиссии.

По материалам: ord-ua.com