ЕС больше не хочет спасать Украину

711

1490254791_unnamedПервая официальная встреча лидеров США и Германии (которая сама является лидером Евросоюза) лишь частично оправдала надежды украинских политиков. Да, украинский вопрос на ней рассматривали в числе приоритетных – и в Киеве могут гордиться тем, что Запад о них не забыл. Однако многолетняя «дума про Украину» уже изрядно надоела и Новому, и Старому Свету, свидетельством чего стала попытка Трампа и Меркель переложить решение этого вопроса друг на друга.
Для Киева главным итогом встречи Трампа и Меркель стал категорический отказ США стать новым участником Минского процесса, на что так надеялись и на Банковой, и в правой оппозиции. В свою очередь, Германия очень вежливо, но очень четко намекнула, что не сможет далее в одиночку уговаривать Украину. А в случае выхода Берлина из Нормандского формата он фактически распадется, поскольку никакие другие страны (ни Великобритания, ни тем более Польша или Прибалтика) не смогут заменить в нем ФРГ. Чем это обернется для Украины?

История национального переобувания

Украинские политики расплачиваются за свою опрометчивую и слишком усердную поддержку Хилари Клинтон, в ходе которой они изрядно «накосячили» в сторону Дональда Трампа – с этим сегодня единодушно согласны все. Но почему же они при этом еще продолжают на что-то надеяться, заглядывая в глаза нового хозяина Белого Дома? Ответ на этот вопрос лежит в украинской истории 20 века.

В феврале 1918 года представители Центральной Рады, бежавшие из Киева от наступления красных, поспешно обратились за помощью к ближайшим потенциальным союзникам – Центральным державам (Германии, Австро-Венгрии и Турции), с которыми они заключили Брестский мир. Тем самым национал-патриоты поставили на немцев, и с их помощью держались у власти весь 1918 год – ссорясь и вырывая власть друг у друга. Но когда Германия проиграла мировую войну и ушла из Украины, то УНР осталась в растерянности и одиночестве – потому что Антанта рассматривала её как «недобитого» союзника Германии. В отчаянии Директория сначала попыталась заключить союз с Деникиным, а потом напросилась в союзники к Польше – которая сумела быстро получить поддержку Антанты в обмен на свою войну против Советской России. Для небольшой армии УНР в этой войне нашлось место лишь второсортного пушечного мяса, но зато вожди национал-патриотов сумели наладить отношения с Францией и Британией.

Затем эти ошибка повторилась еще раз. С момента своего создания в 1929 году и до 1944 года ОУН ориентировалась на Германию, даже в идеологическом плане. Но когда Красная Армия подошла к Карпатам, национал-патриотам вновь пришлось переобуваться и искать политической поддержки у англичан и американцев. Им сильно повезло: они её нашли, вместе с новым домам для десятков тысяч бежавших в Европу и Америку участников «визвольних змагань». В течение следующих 70 лет Вашингтон был главным политическим (и финансовым) покровителем украинских национал-патриотов. А украинская политическая диаспора пустила такие корни в государственных службах США, что успешно переживала смену президентов-республиканцев на президентов-демократов и наоборот.

Яркий пример этого – обман президента Джорджа Буша-старшего (1989-93). Этот «друг» Горбачева делал ставку на «обновленный Союз» с единым правительством и едиными вооруженными силами - чтобы не создавать большую политическую проблему и не распылять ядерное оружие между несколькими республиками. Ему даже удавалось до самого последнего момента удерживать Украину от выхода из СССР! Но украинские национал-патриоты США и Украины сумели как-то уговорить тогдашнее киевское руководство сначала затормозить ратификацию СССР-2, а затем подписать Беловежские соглашения.

Околпаченному Бушу-старшему, признавшего независимость Украины лишь 25 декабря 1991 года (Польша и Канада – 2 декабря, Россия – 5 декабря), не оставалось ничего другого, как подружиться с новыми постсоветскими лидерами, и запустить механизм «ядерного разоружения» Киева и Минска. Впрочем, Киев и не возражал: национал-патриоты сознательно «выкупили» независимость Украины в обмен на её отказ от ядерного арсенала. Так что сейчас они откровенно врут, когда сваливают вину на первого президента Леонида Кравчука, и откровенно лицемерят, когда заявляют о необходимости создания парочки атомных зарядов - прекрасно зная, что Вашингтон этого не позволит.
Но если украинским национал-патриотам уже не раз удавалось успешно менять политических покровителей, подмазываясь к недавним противникам, и даже добиваться своего вопреки основным доктринам Белого Дома, то почему же им не попробовать это еще раз? Именно на этой надежде держаться остатки оптимизма киевской власти. Однако, увы, недавняя встреча Трампа и Меркель этот оптимизм основательно подточила.

Что делать?

Абсолютно скептическое, можно даже сказать безразличное отношение Трампа к украинскому вопросу, делает для украинских политиков невозможным основной вариант: поступить по своему, а потом поставить Вашингтон перед фактом, как это удалось в 1991-м. А основной вариант, напомним, предусматривал силовое освобождение Донбасса и жесткую политико-экономическую конфронтацию Запада и России – потому что именно на таком варианте настаивает украинская «партия войны». Но если теперь даже Киев и отдаст такой приказ, то в случае очередного контрудара России (как в августе 2014) Вашингтон не прикроет его сзади. Трамп даже смотреть не станет на погибающую Украину, он отвернется и займется вопросами бесплатных гамбургеров для безработных калифорнийцев.

Впрочем, у национал-патриотов всегда есть запасной вариант – в данном случае это запущенный в действие вариант отторжения восточного Донбасса путем глухой блокады и разрыва всех связующих нитей. Увидеть общий смысл обоих вариантов несложно: главной целью национал-патриотов является срыв Минского процесса как злокозненного путинского плана ввести в Украину «троянского коня» ЛДНР. Уже затормозив Минский процесс (еще в 2015-м году), они планировали два варианта дальнейших действий: вернуть Донецк на своих условиях (капитуляция или штурм), либо отрезать его от Украины как сепаратистскую гангрену, от которой одни проблемы. Похоже, что сейчас происходит претворение в жизнь второго варианта, который наверняка устраивает и Кремль – ведь фактически национал-патриоты сами отдают России половину Донбасса.
Конечно, существует и другие запасные варианты. Например, дождаться ухода из белого Дома Трампа - и таки заполучить всеобъемлющую поддержку США. Часть национал-патриотов готовы превратиться в «почекунов», поскольку не хотят отдавать Донецк России. Другие надеются заручиться поддержкой нового центра силы, однако такового на горизонте пока что не видно (ни Великобритания, ни Польша с Прибалтикой на него не тянут), зато есть риск пророссийской ориентации нового руководства Франции (выборы через месяц). А тогда и весь Нормандский формат будет сильно перекошен в сторону России, что может привести к заключению Минска-3 на уже точно кремлевских условиях.

Все предпосылки к Минску-3 уже имеются. Минск-2 провалился и никто не хочет давить на Киев для его выполнения, Запад стремится как можно скорее закрыть украинский вопрос, а Москва на пару с украинскими «активистами» теперь активно отрезает экономику донецкого региона от украинской. Так что Минск-3 может стать договором об отделении восточного Донбасса от Украины, потому что в этом интересы Кремля и украинских ура-патриотов сходятся. Россия еще больше «прирастет землями», а националисты получат свою «украинскую Украину», в которой «патриоты» продолжат меряться друг с другом размерами оселедцев.

В ситуации, когда Киев фактически остается один на один со своими проблемами, такой вариант кажется оптимальным. Однако есть мнение, что кто-то просто нашептывает его на ухо нынешней украинской власти – как и в далеком 1991-м. Ведь существует и еще один вариант решения самого корня этой проблемы – просто перестать идти на поводу у «патриотов» и поставить их на место. Благо этому благоволит и внешний фактор: сейчас поддержка украинских правых из Европы и из-за океана низка, как никогда. А это давало Банковой некоторый шанс, которого у неё не было еще несколько месяцев назад. Впрочем, постоянно идя на уступки радикалам, она быстро упустила этот шанс.

Но точно так же покровительства Запада лишено и нынешнее «винницкое» руководство Украины – поэтому не исключено, что в Киеве назревает новый грандиозный передел власти, в котором сцепятся друг с другом «постмайданные» политические силы – впервые не имеющие серьезной поддержки извне. Не исключено также, что эта «заваруха» готовится Кремлем. При всем анекдотичности утверждений о том, что за всем стоит Путин, стоит признать: у него имеются рычаги управления некоторыми украинскими национал-радикалами, а также сохранилось влияние на некоторых украинских политиков (тут многие называют Юлию Владимировну). Кстати, вы заметили, что усилиями тех же национал-радикалов Украина поссорена с Польшей – словно кто-то специально обрубает ей все концы, оставляя в негласной международной изоляции.

По меньшей мере, Москва не упустит шанс вновь воспользоваться очередным Майданом в Киеве, чтобы отхватить от Украины еще один кусок. Тем более, что реакция Запада на новый Майдан будет вполне прогнозируемой: Германия скажет «разбирайтесь сами», а Трамп прикажет больше не произносить в его присутствие слово «Украина». А это полностью развяжет руки Путину.

По материалам: from-ua.com