Эпитафия по украинской медицине: смертность и безработица находятся на пике

433

«Врачи и пациенты довольны реформой в медицине», - заявил не так давно Президент Виктор Янукович, - «и перемены все ощущают». Что тут добавишь, по его словам, реформу пытались дискредитировать, а она сопротивлялась.

Мы решили более детально изучить реформу и то, что ей мешает сделать всех счастливыми, и, самое главное, здоровыми. Конечно же, реформирование системы оказания медицинской помощи необходимо как воздух. И под новые реалии ей необходимо подстраиваться не только по причине соблюдения интересов пациентов, но и следования науке, которая идет семимильными шагами вперед. Второй аспект, какая именно медицинская реформа будет нужна в нашей стране. Вот как раз на этот вопрос ответов может быть великое множество, и все они пусть не риторические, но точно неоднозначные. Для населения необходима медицина, позволяющая получать помощь соизмеримую в расходах с прожиточным минимумом по стране. Государству же, наоборот, необходима самостоятельная медицина, которая бы постоянно не черпала деньги из государственного бюджета. И куда же медицина должна обращаться за помощью? Украинские реформаторы считают, что это должен быть карман пациентов.

Старое доброе СССР

Господин Семашко, ставший отцом советской системы здравоохранения, создал такое детище, которое было признано лучшим в мире. И признание это было получено от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и именно она рекомендовала ее к распространению по всему миру. Основные постулаты, на которых держалась медицина по-Семашковски – это профилактика заболеваний на раннем сроке, близость к населению медицинской инфраструктуры и эффективная, но в то же время жесткая ведомственная вертикаль. Все, что необходимо на данном этапе – это модернизация отрасли, избавление ее от коррупционности и наконец-то установить правильные нормы финансирования.

Да простят пенсионеры стол неожиданное высказывание, но вопрос бесплатной медицины сейчас вторичен. И не потому, что медицина должна становиться платной. А из-за того, что она теоретически бесплатна, но при этом может опустошить даже неплохо набитый карман пациента. Для того, чтобы медицина была адекватно бесплатной – достаточно продумать компенсацию для малообеспеченных семей и граждан, перечень первичных бесплатных медицинских услуг. Главное сейчас – это возможность правильного и всестороннего страхования, которое могло бы обеспечивать необходимый уровень лечения и обеспечение полисами со стороны работодателя.

Новые украинские меды

Отечественная медицина пошла по совершенно другому пути. Цель, с которой затеяна реформа – это сокращение государственных расходов на отрасль. И все это назвали красивым названием – оптимизация. Шаг первый – это сокращение сети медицинских учреждений. А это значит, что большие очереди на прием прекратятся в гигантские. Второй шаг – это отбросить лишних и «ненужных» врачей из больниц. К сожалению, государство не удосужилось провести разъяснение по данным шагам для населения. И в связи с этим, странные решения посыпались, как из рога изобилия. К примеру, в одном из городов Днепропетровской области было решено закрыть хирургическое отделение одной из больниц по причине его... “нерентабельности”. Как же должны были врачи обеспечивать его рентабельность? Аппендиксы носить на базар и продавать их?

И еще очень интересный фактор: реформаторы медицины сами выходцы… из Комитета экономических реформ, а не из Министерства здравоохранения, а консультирует их… мировой банк!

Дайте денег и будет вам счастье!

Существует понятное для любого экономиста понятие: если есть желание что-то изменить, необходимо предоставить финансирование и разработать специальную схему, которая бы работала сразу по нескольким сценариям. В нашем случае, еще до реформы было заявлено, что дополнительного финансирования не нужно, и все необходимые действия будут проводиться за счет внутренних ресурсов. И что мы получаем? Предварительные чудовищные результаты.

«Конвейер смерти» запущен

Итак, начнем наш рейтинг самых чудовищных перемен: в Днепропетровской области было построено два перинатальных центра специально для мамочек из глубинок, и при этом уничтожены сети роддомов по региону. В итоге получается, что молодые мамы начинают рожать, еще не доезжая до отделения. То есть, вопрос относительно экономии и правильности оказания медицинской помощи тут является риторическим.

Таким образом, реформаторы уже создали три большие пропасти в медицине: необоснованное сокращение больниц, повальное уничтожение педиатрии и возвращение института “семейных врачей” – архаизма, который был еще в 19 веке и ничем хорошим не славился.

Тестировать медицинские инновации было запланировано в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях, и в столице.

Как теперь выглядит система лечения больного воспалением легких: он, чихая и кашляя, идет на прием к семейному доктору, у которого пациентов около 5-ти тысяч. Доктор, конечно же, первым делом отправляет его на анализы, куда он все так же кашляя и чихая, идет, отдельно на рентген, отдельно на сдачу кала и мочи, и все также собираете данные и несете к доктору. Дальше от отправляет своего пациента к более узким специалистам, которые расположены я ним не в одном здании, а в пределах округа, и печать, кстати, для больничного тоже ставят где-то там, в округе.

А еще, реформаторы смешали потоки пациентов. Это привело к тому, что с годовалыми малышами в очереди сидят сифилитики, туберкулезники и больные ОРВИ. О каком лечении при таких условиях может идти речь? Как же тогда растить здоровое поколение, если приходится выстаивать с младенцем на руках многочасовые очереди?

Откуда взялись семейные врачи?

Это вопрос вообще имеет уникальный ответ: они взялись ниоткуда! Сегодня до сих пор ни в одном ВУЗе нет выпускников такой квалификации, как «семейный доктор». Все они до сих пор учатся! К тому же, заказ МОН на выпускников составил только 7 тысяч специалистов.

Наши предприимчивые реформатов нашли и из этой ситуации выход! Всех действующих докторов, включая и лиц пенсионного возраста, заставляют насильно переквалифицироваться на шестимесячных (!) курсах в семейных врачей. Специалисты уже до хрипоты доказывают, что переучить хирурга к работе с годовалыми детьми невозможно и качество лечения будет очень страдать! И все, что остается – так это уповать на собственное здоровье и способности специалиста – семейного доктора уметь догадываться о некоторых заболеваниях и методах их лечения.

Показатели Днепропетровской области

Вот вам и медицинская реформа в полном расцвете в действии. Что к этому можно сказать? Только привести цифры в пример. Итак, в Днепропетровской области быстро и уверенными темпами растут показатели смертности.

За прошлый 2012 год от туберкулеза скончалось 653 человека (а это 20 человек больше, чем в прошлом году, до реформы). Пробежимся по районам: Магдалиновском после того, как было закрыто туберкулезное отделение, заболеваемость выросла на 24,2%, а смертность подползла к отметке 66%. Такая же ситуация и в других регионах, где не сыщешь ни одного фтизиатра. Количество коек для больных снизилось с 1844 до 1660, и при том эпидемия распространяется.

Показатели Донецкой области

А вот в Донецкой области выросли показатели детской смертности. За прошлый год они увеличились на 11,5%. Среди причин смертности взрослого населения тут лидируют новообразования, заболевания органов дыхания и пневмония. Все это говорит о том, что диагностирование не производится на ранних сроках развития заболевания даже по той причине, что диагностику проводят переученные специалисты.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org