Эксперты сомневаются, что Украине хватит угля из ЮАР
Дефицит антрацитовой марки угля в Украине создает предпосылки для срыва отопительного сезона.
По данным государственной компании «Укрэнерго», запасы антрацита на складах украинских ТЭС составляли 731,3 тыс тонн, при этом общие резервы угля пребывали на отметке 1,89 млн тонн. В осенне-зимний период украинские ТЭС и ТЭЦ в зависимости от погодных условий ежемесячно потребляют то 2,5 до 3,8 млн тонн энергетического угля (преимущественно марок «А» и «Т»). Таким образом, в настоящий момент дефицит топлива, в случае сильных заморозков, и соответственно, предельного расхода угля, может быть оценен в почти 2 млн тонн.
Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заявил, что существующих внутренних запасов топлива, с учетом 250 тыс. тонн угля из ЮАР, хватит на 45-50 дней.
«…эти 250 тыс. тонн дают нам уверенность в том, что следующие 45-50 дней наша энергосистема будет в стабильном энергетическом процессе. А за 50 дней можно найти решение по поставкам угля и из ЮАР, и от других поставщиков», — сообщил он.
Напомним, 5 декабря в Одессу уже прибыла первая партия из Африки объемом в 168 тыс. тонн.
«Цена достаточно привлекательная — 57 долларов за тонну в порту», — рассказал В. Демчишин. По информации компании «Центрэнерго», прибытие второй партии– 80 тыс. тонн – ориентировочно состоится 25 января 2016 года. Так, уголь из первой партии уже пошел на нужды трех ТЭС «Центрэнерго» — Змиевской, Трипольской и Углегорской, а уголь из второй — пополнит запасы ТЭЦ.
«За первые три дня декабря Змиевская ТЭС сожгла 9 тыс. тонн угля, при запасах в 115 тыс., Трипольская ТЭС — 5,2 тыс. тонн, при запасах 82 тыс., а Углегорская ТЭС — 18 тыс. В совокупности они сожгли около 33 тыс. тонн угля и получается, что на сегодняшний день, «Центрэнерго» в сутки потребляет около 11 тыс. тонн угля, но при этом оно работает по одному блоку на Трипольской и Змиевской и три блока на Углегорской ТЭС, а это не много. При таком потреблении, 168 тыс. тонн угля из ЮАР хватит меньше, чем на 2 недели и это при плюсовой температуре воздуха. Углегорскую ТЭС мы не учитываем, поскольку она потребляет уголь марки «Г» (газовый), а не антрацит», — комментирует сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
В структуре внутренней добычи энергетического угля Донецкий каменноугольный бассейн занимает первое место. 59% украинского антрацита добывают в зоне АТО и территориях Донбасса, которые сегодня не контролирует Украина. До военного конфликта в Украине наблюдался переизбыток угля для ТЭС и ТЭЦ. В месяц производилось более 5 млн тонн угля различных групп, теперь же в среднем — до 2,64 млн, отчего страна уже два года вынуждена импортировать уголь из России, ЮАР, Австралии и США.
По данным Государственной фискальной службы, в январе-ноябре Украина импортировала уголь каменный и антрацит на сумму 1,509 млрд долларов, в том числе в ноябре – на 136,5 млн долларов. При этом общий объем поставленной в страну продукции за 11 месяцев составил 13,27 млн тонн. За указанный период текущего года из РФ поступил уголь на 703,2 млн долларов, из США – на 374,5 млн долл, из Австралии – на 118,8 млн, из других стран – на 312,8 млн. Также Украина получает уголь с неконтролируемых территорий Донбасса, правда, от тех предприятий, которые избежали «национализации» ДНР/ЛНР и перерегистрировались. Однако эти поставки имеют дискретный характер из-за политической составляющей и плохого состояния железнодорожной инфраструктуры, которая пострадала вследствие боевых действий. В среднем ежедневный объем поставок угля с Донбасса составлял 10-15 тыс тонн, то есть 300 – 450 тыс. тонн в месяц. Правительству он обходился в 1,1 тыс. гривен за тонну, но в конце ноября подвоз угля из зоны АТО был приостановлен в св
язи с ценовыми разногласиями, пишут СМИ. 10 декабря стало известно, что «власти» ДНР приняли решение о возобновлении поставок в Украину угля марки «Т».
«Без угля из зоны АТО, объемы, которые приходят из ЮАР, будут недостаточными. Мы говорим о перспективе – о том, что будет происходить в январе и феврале 2016 года. Нам понадобится порядка 1 млн тонн антрацита в месяц. Морем мы можем доставить около 250-300 тысяч тонн. Все остальное надо закрывать другими путями. Украинские порты принимают 400 тысяч тонн всех грузов. А мы говорим о том, что нужно обеспечить поставки угля. Вместе с тем экспорт зерна и металла останавливать нельзя. Более того, нужно понимать, что если мы сейчас начнем контрактоваться, то следующие поставки угля из ЮАР в лучшем случае придут в конце февраля – начале марта, когда он уже и не особенно и нужен», — говорит эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Кроме того, следует напомнить, что Украина имеет негативный опыт закупки африканского угля. В сентябре 2014 года правительство Украины заключило договор с ЮАР на поставку около 1 млн тонн антрацита. До конца 2014 года на ТЭС «Центрэнерго» должно было быть поставлено 250 тыс. тонн афикинского угля. В свою очередь президент Украины Петр Порошенко поставил под сомнение прозрачность схемы поставок угля из Африки. После этого тогдашний глава Минэнергоугля Юрий Продан был вызван на допрос в Генеральную прокуратуру по вопросу угольных закупок. 5 декабря 2014 года правоохранительные органы задержали директора «Укринтерэнерго» Владимира Зиневича по подозрению в растрате средств предприятия в связи с заключением контракта с компанией Steel Mont Trading Ltd на поставку угля из ЮАР. По итогам расследования сотрудники ГПУ нашли злоупотребления на сумму 846 миллионов гривен.
По материалам: hvylya.net