Эксперты сомневаются, что теракт в Днепропетровске будет раскрыт
Прошло десять дней с того момента, как в Днепропетровске прогремела серия взрывов. За это время СБУ и прокуратура не только не нашли виновных во взрывах, хотя Президент Виктор Янкович дал представителям силовых структур для раскрытия теракта неделю, но даже не смогли объяснить мотивы взрывов. Также правоохранители не готовы ответить на вопрос, почему для теракта был выбран именно Днепропетровск. Единственное, что знают в МВД, СБУ и ГПУ, так это то, что взрывы – это теракт. Отмечают, что отрабатывают разные версии того, кто мог стоять за этим и говорят, что в процессе расследования количество версий сократилось. Но СМИ пестреют информацией о том, что преступление раскрыто не будет.
В прошлую пятницу ближе к вечеру заседал специальный штаб по расследованию серии взрывов в Днепропетровске, который приказал организовать Виктор Янкович. Штаб заседал довольно долго – около трех часов. На нем журналисты узнали о том, как хорошо сработала милиция, что делается для того, чтобы взрывы не повторились, как ведется розыскная работа по поимке преступников... Но ни слова не было сказано о том, что интересует многих украинцев, а именно: кто стоит за взрывами, почем был выбран для теракта Днепропетровск и могут ли повторится взрывы в других городах Украины.
Виталий Захарченко, министр внутренних дел, поведал о том, как хорошо сработала милиция. По его словам, за несколько дней после взрывов было опрошено 2,5 тыс. людей, которые стали свидетелями взрывов или вызвали подозрение у представителей правоохранительных органов. Кроме этого было опрошено около 1,5 тысячи людей без определенного места жительства, проверено 35 единиц автотранспорта, который оставили без присмотра. И это еще не все. Милиционеры тщательнейшим образом проверили места хранения бытовых отходов, склады, где хранятся взрывоопасные вещества и многое другое. Чтобы обезопасить жителей Днепропетровска и ликвидировать панику, по словам Захарченко, каждый день улицы города патрулируют 1,5 тыс. работников милиции и военнослужащих. Тем не менее, все эти действия пока ничего существенного не дали, разве что правоохранительные органы пока молчат о том, что им известно.
Рассказали только о типе взрывного устройства, которое было заложено в урнах и о силе взрывов. По словам Захарченко, взрывные устройства были оболочковыми с фугасным принципом действия. Также он отметил, что самым мощным был четвертый заряд (его мощность равняется 300 граммам тротила), самым слабым – первый (160 грамм тротила). Второй и третий взрыв имели мощность 190 и 230 грамм тротила соответственно. Захарченко заявил, что пока не готов озвучить главную версию взрывов, но отметил, что количество версий, которые были изначально, сокращается.
Кстати, поскольку официальные лица не дают каких-либо конкретных ответов на интересующие украинцев вопросы, журналисты стали находить источники в СБУ. Которые неофициально делятся информацией. По словам одного из таких источников к взрывам могли быть причастны бывшие милиционеры, которые таким образом, хотели отомстить руководству. К примеру, за незаконное увольнение. Источник отметил, что десять лет назад похожие взрывы были в Виннице. Там неизвестный заложил взрывное устройство в маршрутку. В результате взрыва пострадало несколько десятков людей, а одна пострадавшая погибла. Тогда в организации взрыва подозревали бывшего начальника УБОПа, но доказать его вину так и не сумели. Так вот, заявляет источник из СБУ, бывшие милиционеры могли исходить из такого расчета: что взрывы прогремят, виновные найдены не будут, как результат – полетят головы чиновников, которые не справились с раскрытием преступления. Кстати, этот самый источник заявляет, что в материалах дела по теракту есть записка с требованиями. Они носят не материальный характер. Но, отмечает источник, не понятно, или эти требования выдвинули организаторы взрывов, или кто-то воспользовался ситуацией и отправил свои требования. Именно поэтому записку с текстом требования пока не обнародуют.
А вот другой источник в правоохранительных органах рассказал, что милиция склоняется к версии, что теракты в Днепропетровске – это следствие передала сфер влияния между бизнес-группировками. С такой версией не согласен эксперт по технологии взрывов, член академии безопасности жизнедеятельности Владимир Захматов. По его словам, для криминальных разборок серии взрывов, которые вызывают массовый травматизм людей, совсем не характерны. Кстати, о взрывах. Захматов считает, что не смотря на то, что первый взрыв был самым слабым, но стал самым серьезным из всех. Дело в том, отмечает эксперт, что преступники тщательно готовились к этому взрыву и удачно выбрали момент, когда он прогремел. И так, преступники удачно выбрали оболочку взрывчатого для вещества, в качестве которой послужила урна из железобетона. Такая оболочка дала очень большое количество травмирующих осколков. Кроме этого, удачно подобран момент взрыва, когда трамвай подошел к остановке. Таким образом, говорит Захматов, образовалось два экрана (трамвай и стеклянная остановка) между которыми и прогремел взрыв. Образовалось множество осколков от стекла, урны и трамвая, и они максимально были направлены на поражение людей, которые оказались, как бы в замкнутом пространстве. Исходя из этого, эксперт сделал два вывода. Первый вывод - организатор взрыва сделал все для того, чтобы количество травмированных людей достигло максимума. Второе – первым взрывом управляли дистанционно. Также он добавил, что, вероятнее всего, последующие взрывы не принесли столько вреда как первый только потому, что оперативно сработала милиция. Кстати, именно за оперативность похвалил милиционеров на заседании штаба Виктор Янукович и добавил, что владеет ситуацией по расследованию теракта в Днепропетровске на сто процентов.
Кроме этого, сделали свои заявления по взрывам эксперты в разных сферах деятельности. К примеру, экс-сотрудник МВД, полковник Николай Рощин считает, что взрывы в Днепропетровске могли быть следствием криминальных разборок между днепропетровскими и донецкими группировками. Такого же мнения придерживается и политолог Виктор Небоженко. Хотя, по его словам, несмотря на то, что взрыв не политический, он все равно ударил по имиджу Президента. Ведь у простых украинцев возникает логичный вопрос: почему Янукович не защитил их? Чем занимаются спецслужбы и корректно ли пребывание их руководителей на своих постах после теракта? О том, что взрывы ударили по имиджу Президента и ударили очень сильно, заявил еще один политолог Михаил Погребинский.
О том, что взрывы в Днепропетровске вероятнее всего связаны с бизнесом и криминалом говорит и бывший полковник военной разведки Петр Недзельский. По его словам, если бы взрывы имели политическую подоплеку, то в этом случае они были бы более мощными, направленными на большее количество людей, и их основная цель была бы не травмировать, а убить.
С такими заявлениями категорически не согласен майор СБУ в запасе Николай Мельниченко. По его словам, версия с криминальными разборками подготовлена для людей, которые вообще ничего не смыслят в политике. Мельниченко заявляет, что теракт в Днепропетровске имеет политическую подоплеку.
Пока эксперты выдвигают версии, правоохранители лихорадочно ищут преступников или людей, на которых хотя бы можно было бы «повесить» теракт. В частности советник Тягнибока, свободовец Андрей Денисенко рассказал журналистам, что на днях его несколько часов допрашивали в областном управлении СБУ в Днепропетровске. Допрос был конечно посвящен взрывам. Денисенко говорит, что его серьезно спрашивали о том, имеет ли он отношение к экстремистским организациям, изготавливал ли он когда-нибудь взрывчатку, если ли в «Свободе» люди радикально настроены против правительства Азарова и самого Януковича. Исходя из этого, Денисенко сделал вывод, что крайними во взрывах хотят сделать представителей «Свободы».
Пока ведутся дискуссии о взрывах, восемь пострадавших все еще находятся в больнице. Правда для них есть хорошие новости, правительство начало процесс выплаты компенсаций. Самую большую компенсацию в размере 360 тыс. гривен получит Валерий Рудковский, которому в процесс взрыва оторвало руку. Врачи отмечают, что через несколько дней его должны выписать из больницы. Протезировать руку можно будет со временем, также врачи пока не знают, хватит ли компенсации в 360 тыс. гривен на покупку протеза. Пострадавшие с тяжелыми телесными повреждениями должны получить по 150 тыс. гривен (их трое), с повреждениями средней тяжести – 50 тыс. (таких пострадавших тоже трое), по 30 тыс. гривен получат люди, которые получили ранения повлекшие кратковременное расстройства здоровья (их шестеро). Остальным пострадавшим выплатят по 20 тыс. гривен. Правда, не минуло и дня после того, как были озвучены сумы компенсаций, как появились некоторые недоразумения. В частности отец 16-летней Насти в которую попало больше сотни осколков заявил, что в выписке указано, что ее состояние было средней тяжести, а им выплатили компенсацию в 20 тыс. гривен, как при состоянии легкой тяжести. С этим вопросом мужчина уже обратился к губернатору Днепропетровска.
По данным СМИ, начиная с 1999 года в Днепропетровске произошло 10 взрывов, которые похожи на недавние взрывы, классифицированные как теракт. Взрывы звучали в метро, на троллейбусных остановках, в банковских отделениях. Интересно, что первых четыре взрыва, которые произошли в 1999, 2001, 2002 были раскрыты и злоумышленники были задержаны. А вот взрывы, которые происходили в Днепропетровске, начиная с 2004 года и по сегодняшний день – не раскрыты. И вряд ли уже будут раскрыты, добавляют специалисты.