Донбасс у пропасти

745

Каждый день боевых действий в Донбассе – очередной шаг к пропасти для его экономики. Она этому изо всех сил сопротивляется.

Результаты работы промышленности Донецкой обл. за май превзошли самые оптимистичные ожидания – исходя из того, что они получены в условиях неофициального военного положения. Но насколько хватит запаса прочности у местной промышленности?

Тем временем олигархи, которым принадлежат предприятия, продолжают разыгрывать между собой многоходовые комбинации.

То ли в шахматы, то ли в преферанс, то ли «в Чапая». Скорее, последнее. И кажется, они настолько увлеклись торгами, что даже не замечают, как все ближе и ближе точка невозврата.

За которой уже не будет ничего. В том числе и для тех, кто еще вчера по праву считался «хозяевами Донбасса».

Тревожный звонок для металлургов

С некоторых пор Донбасс, который ранее считался флагманам украинской индустрии, превратился в отстающего. Например, в целом по Украине за 4 мес. промышленное производство сократилось на 5,3%, а в Донецкой обл. – на 13%.

Так это в апреле еще не велось по-настоящему активных боевых действий. Поэтому, казалось бы, в мае положение должно было еще больше усугубиться. Но этого, как ни странно, не произошло. Наоборот, за 5 мес. снижение объемов промпроизводства замедлилось до 12,1%. Т.е. экономика Донбасса осталась «в одной струе» с общенациональной.

Так, по Украине за январь-май отставание от прошлогоднего промпроизводства тоже уменьшилось до 4,6%. Но это совсем не означает, что с промышленностью Донбасса все хорошо.

Наиболее наглядно это проявилось в металлургии. По данным ассоциации «Металлургпром» суточная выплавка стали в мае по Украине была максимальной с начала года: 83,7 тыс. т. и 91,1 тыс. т.

Несмотря на это, расположенные в Мариуполе крупнейшие меткомбинаты области остались в глубоком минусе: «Азовсталь» за 5 мес. снизила выплавку стали на 10,7%, до 1,698 млн т., ММК им.Ильича (ММКИ) – на 16,1%, до 1,82 млн т.

Отсюда и снижение производства в целом по металлургическим предприятиям области на 12,5% за январь-май. Как известно, оба мариупольских комбината входят в «Метинвест-холдинг» Рината Ахметова и Вадима Новинского.

Как и «Запорожсталь», где стальное производство в январе-мае выросло на 17,4%, до 1,62 млн т. Т.е. сокращение производства в Донецкой обл. олигархи частично компенсировали для себя загрузкой мощностей в Запорожье.

Хотя одного этого комбината явно не хватит для обеспечения стальной заготовкой металлопрокатных заводов «Метинвеста», расположенных в Болгарии, Италии и Великобритании.

При этом предприятия в Мариуполе все-таки находятся в относительно выгодном положении по сравнению с остальными — за счет расположения возле порта.

У них нет необходимости в транспортировке готовой продукции по железной дороге, как у Енакиевского и Макеевского метзаводов, входящих в «Метинвест», а также Алчевского меткомбината (АлМК) Сергея Таруты.

Опять же, Мариуполь – не Славянск и не Краматорск. Здесь хотя и не обошлось без стрельбы и погибших, но условия для продолжения работы промышленных гигантов имеются.

Благодаря этому «Азовсталь», например, в мае все же смогла увеличить выплавку стали на 6,11% по сравнению с маем 2013. Но уже на июнь здесь планируют сокращение до 329 тыс. т.

Также следует учитывать, что доставка железной руды из Днепропетровской обл. на мариупольские меткомбинаты все равно идет по ж.д., а коксующегося угля – из Луганской обл.

Статистические данные указывают, что прошедшие бои в Красном Лимане, крупнейшем ж.д. узле, а также захват дирекции ГП «Донецкая железная дорога» боевиками ДНР в Донецке не отражались на работе «железки».

За январь-май грузооборот ж.д. транспорта в Донецкой обл. составил 99,9% от показателя за тот же период мирного 2013 г. Более того, отправка грузов по ДЖД еще и выросла на 2,9%, в основном за счет железной и марганцевой руды, а также угля.

За это спасибо железнодорожникам, которым удавалось оперативно справляться с возникающими проблемами. Однако в июне «рельсовая война» приобрела угрожающий масштаб.

Да, взорванное в ночь на 20 июня ж.д.-полотно на перегоне между Иловайском и Кутейниково уже к утру было полностью восстановлено. Но уже вечером 22 июня на этом же перегоне зафиксирован новый теракт, в результате которого сошло с рельсов 14 грузовых вагонов.

Груз не пострадал, согласно сообщению «Укрзализницы», но сам факт не способствует увеличению объемов перевозок, мягко выражаясь. Плюс в тот же вечер взрыв железнодорожного полотна между Иловайском и Моспино.

И, наконец, серия из 7 взрывов ж.д. путей в ночь на 24 и на 25 июня ставит жирный вопросительный знак относительно способности спецслужб защищать национальную экономику от терактов.

На июньских показателях грузооборота эти взрывы не скажутся, поскольку месяц заканчивается. А вот как будет в июле и далее – напрямую зависит от способности легитимных властей и сил АТО противостоять подобным инцидентам.

При этом понятно, что возможность для беспрепятственной отправки-получения грузов является одним из главных условий для работы промпредприятий.

Ну а морская перевалка грузов за 5 мес. тоже возросла на 8%, до 5,9 млн т. Т.е. до сих пор вроде и не настолько все и плохо в целом по региону. Хотя, конечно же, остановку машиностроительного комплекса в Краматорске не так легко компенсировать.

Как известно, там были вынуждены прекратить работу Старокраматорский и Новокраматорский машзаводы, а также «Энергомашспецсталь» и Краматорский завод тяжелого машиностроения.

Да и заказов у них, как и мариупольского «Азовмаша», тоже стало значительно меньше. Как сообщают деловые СМИ со ссылкой на представителей украинских предприятий тяжмаша, металлурги отложили свои программы технического перевооружения, запланированные на 2014-2015 гг.

По их данным, в конце 2013 — начале 2014 гг. ММКИ, «Азовсталь», «Запорожсталь» и АлМК вели переговоры с украинскими машиностроителями о закупке оборудования и комплектующих для модернизации и реконструкции производства. Но с началом политической нестабильности на юго-востоке Украины были вынуждены их прекратить.

Так, на ММКИ отложена реконструкция стана горячей прокатки «170″ и машины непрерывного литья заготовки (МНЛЗ). На «Азовстали» временно отказались от реконструкции МНЛЗ, а неотложный ремонт рельсобалочного стана сделали собственными силами.

На АМК перенесли до лучших времен строительство новой МНЛЗ, на «Запорожстали» — строительство литейно-прокатного агрегата и конвертерного цеха. Указанные решение вынужденные и абсолютно оправданные как с точки зрения экономики, так и просто здравого смысла.

Ведь если есть высокая вероятность остановки предприятий в результате терактов – как это было на Стахановском ферросплавном заводе, который боевики ДНР обесточили, расстреляв трансформаторную подстанцию, то глупо тратить десятки, а то и сотни миллионов гривен на развитие, которого в итоге вполне может и не быть.

С другой стороны, откладывая модернизацию на неопределенный срок, наши металлурги рискуют проиграть битву за сбыт китайским и индийским конкурентам, которые агрессивно демпингуют на мировом рынке.

Износ производственных мощностей в украинском ГМК в среднем 65%, а по металлопрокатному оборудованию – все 90%. На устаревшем оборудовании возрастают расходы на выплавку стали и выпуск проката, поэтому предлагать потребителям более низкие цены, чем индийцы и китайцы – все сложнее.

Угольный парадокс

В угольной отрасли ситуация пока тоже не выглядит угрожающей. Добыча угля в Украине за январь-май даже возросла на 1,3%, до 34,36 млн т. Но вообще-то на разных объединениях результаты сильно отличаются.

Так, значительное падение производства на ш/у «Покровское», входящем в группу «Донецксталь» Виктора Нусенкиса: на 19%, до 2,92 млн т., на «ДТЭК Добропольеуголь» Р.Ахметова – на 15,6%, до 1,04 млн т., «ДТЭК Краснодонуголь», где в апреле происходили забастовки, — на 10,3%, до 2,1 млн т.

В тоже время «ДТЭК Свердловскантрацит» за 5 мес. смогло нарастить добычу на 6,8%, до 2,94 млн т. Но уже за полугодие это объединение может оказаться в минусе из-за вынужденных остановок в июне.

Так, 20 июня здесь пришлось прекратить подземные работы из-за артобстрелов непосредственно рядом с объектами ш/у «Краснопартизанское». А 21 уже боевики ДНР нанесли «визит вежливости» на шахту «ДТЭК Комсомолец Донбасса», один из крупнейших производителей энергетического угля.

Спуск очередной смены в забой им удалось прервать очень просто: перекрыв дорогу к шахте и дав несколько предупредительных автоматных очередей. Подобный сценарий годится и для других шахт.

Конечно, после прекращения обстрела и отъезда боевиков работы на указанных шахтах возобновились, но в дальнейшем со стороны террористов не исключены и более радикальные действия – если они не получат надлежащий отпор от сил АТО.

О том, что работать на шахтах становится все более опасно из-за обстрелов, свидетельствует трагический случай на шахте «Привольнянская» ГП «Луганскуголь», где 23 июня одна работница погибла и еще одна была ранена после попадания снаряда на промплощадку.

Если так будет продолжаться, то остановки шахт и падения угледобычи не избежать. Ну а за январь-май среди госшахт есть как передовики, так и отстающие.

Например, если у ГП «Макеевуголь» прирост добычи на 16,1%, до 1,01 млн т., то у «Селидовугля» сокращение на 21,7%, до 645,9 тыс. т.

Но общий финансовый результат работы госшахт как обычно отрицательный, вот тут ничего не меняется. За 5 мес. они увеличили убыток на 1% к аналогичному периоду 2013, до 6,03 млрд грн.

И это даже при том, что средняя отпускная цена по распоряжениям Кабинета министров Украины (КМУ) повысилась с 499 грн./т. до 663 грн./т. Почему так происходит, мы неоднократно говорили, повторяться нет смысла.

Можно лишь констатировать, что эти 6 млрд грн. «угольным генералам» идут не откуда-нибудь, а из госбюджета Украины. И что они будут делать, если вдруг чисто теоретически допустить, что ДНР и ЛНР вдруг удастся отколоть Донбасс от Украины – это очень большой вопрос.

В этой связи очень странным выглядит антиукраинский митинг протеста, прошедший в Донецке 19 июня с участием шахтеров из гособъединения «Донецкая угольно-энергетическая компания».

На него собрались люди, получающие зарплату из Киева. И они же решительно настроены против киевских властей. При том, что весь рынок сбыта у них в Украине, а в России их уголь совершенно никому не нужен – потому как там своего завались.

Больший абсурд невозможно и представить, но тем не менее, это так. Поэтому, если кто до сих пор склонен считать информационную войну, в рамках которой идет промывка мозгов через выпуски теленовостей, чем-то второстепенным – ему стоит обратить внимание на данный «феномен».

Любопытно, что в организуемых ДНР акциях не участвуют шахтеры из частных компаний. Объяснений тут сразу несколько. Во-первых, у частников явно построже с производственной дисциплиной.

Во-вторых, на позицию «угольных генералов» повлияли планы министерства энергетики и угольной промышленности Украины до конца года приватизировать госшахты.

Если это произойдет, закрывается «лавочка» с распилом бюджетных дотаций и продажа угля из «копанок» через госшахты. Одним словом, теряется главный источник коррупционных доходов, исчисляемых ни много ни мало миллиардами гривен в год.

Известно, что полная приватизация госшахт давно стоит на повестке дня. Все необходимые постановления и распоряжения КМУ с профильным министерством давно приняли на бумаге.

Но до практического выполнения дело не доходило по ряду причин, из которых главная – никто из отраслевого руководства в центре и на местах не хотел, как говорится, резать курицу, несущую золотые яйца.

Но теперь это уже решенный вопрос: приватизации госшахт от украинского руководства требует Международный валютный фонд. Без его кредитов страна – банкрот, можно приходить и описывать ее имущество за долги.

Поэтому нынешней киевской власти ничего не остается, кроме как наконец-то избавить госбюджет от липких присосок. Отсюда и негласная поддержка ДНР со стороны ряда угольных ГП.

Статистика со знаком вопроса

На прекращение работы Нацбанка Украины в Донецкой и Луганской областях, местные банки отреагировали срочной перерегистрацией в Киеве и переводом туда всех расчетных платежей.

Таким путем пошли не только маленькие банки, но и крупные – например, ПУМБ Р.Ахметова. Но далеко не всегда вопросы решаются столь просто.

Нелегкая дилемма стоит и перед ДНР. С одной стороны, ее руководство заявляет о независимости от Украины и в то же время все социальные выплаты в регионе идут из Киева. А.Бородай и Д.Пушилин их обеспечить не в состоянии.

Поэтому сколько бы они не говорили, что Петр Порошенко – президент другого государства, любой бабушке, получающей пенсию в сберкассе, совершенно ясно: раз эту пенсию платит П.Порошенко, значит он и есть президент.

И от этого никуда не деться. Ничего больше не слышно и о создании собственного центробанка ДНР и переходе на российские рубли, по аналогии с Крымом. Да и зачем?

Как показывают майско-июньские события, претендующие на власть в регионе люди совершенно не способны обеспечить работу его экономики.

Да, подтянув побольше подкреплений из Ростовской обл., они в принципе могут добиться остановки предприятий. Но что с ними делать дальше?

Как им обеспечить сбыт готовой продукции, если основные потребители находятся за пределами Донбасса? Кто будет покупать стальной прокат из Енакиево и аммиак из Горловки – Южная Осетия, признавшая независимость ДНР?

Ведь понятно, что любые торговые контракты будут заблокированы как формальными собственниками предприятий, тем же Р.Ахметовым, так и правительствами других стран.

Т.е распорядиться заводским имуществом сепаратисты не смогут при всем желании. Максимум, что они могли бы сделать, так это порезать его на металлолом, как это уже происходило в 1990-е гг.

Поэтому прогноз по ситуации с промпроизводством в Донецкой области прост и незатейлив. Его объемы будут прямо зависеть от развития либо сворачивания военных действий.

И дальнейшего решения газового спора с Россией. Потому как в условиях энергетического ЧП, к которому сейчас готовятся в Киеве, ожидать стабильной работы от промышленности не приходится.

По материалам:  thekievtimes.ua