«Доктор сыт, и больному легче». Как в Минсоце пилят бюджетные миллионы и украшают себе жизнь за счет «атошников»
Первый зам. министра соцполитики обратился к Минфину с предложением сократить финансирование социальных программ для ветеранов АТО и направить «сэкономленные средства» на повышение фонда оплаты труда своим сотрудникам. В Украине многие считают, что для того, чтобы чиновник перестал красть, ему надо дать зарплату побольше. Так что Василий Шевченко шагает в ногу со временем.
В этой публикации – о том, как чиновники наживаются на протезах и путевках, и прикрывают «ветеранскими» темами воровство.
«Аж» 39 инвалидов АТО могут рассчитывать на жилье
Социальную защиту надо начинать с себя — ну какой ты, спрашивается, защитник других, если не защитил свой карман и кассу правящей партии? Не желая быть сапожником без сапог, первый зам.министра соцполитики направил в Минфин 12-страничное послание (копию письма от 21.04.2016, за № 5977 «ОРД» передали неравнодушные граждане), содержащее идеи по перераспределению госсредств, главным распорядителем которых является Министерство социальной политики.
Инвалидам АТО будет интересно узнать, что протезирование за границей нужно лишь 37 вернувшимся с передовой, а потребность в регенерации конечностей по версии Шевченко существует лишь у 48. И поэтому, как считает первый зам министра, надо сэкономить 56 млн грн. бюджетного финансирования по этой статье. Интересно, что эти сведения расходятся с информацией Госслужбы Украины по делам участников АТО – в их базе данных 418 нуждающихся защитников Украины.
Среди пунктов, которые Василий Шевченко желает сократить — статья «Субвенция из госбюджета на выплату соцпомощи детям-сиротам и родителям-воспитателям в семейных детдомах по принципу «деньги ходят за ребенком» на 63 миллиона. Но самый интересный пункт – «Обеспечение жильем лиц, которые принимали участие в АТО и утратили нижние конечности». Опираясь на какие-то одному ему известные оперативные данные, Шевченко пришел к выводу, что «атошников» нуждающихся в жилье у нас в стране всего 39! И поэтому, как пишет первый зам.министра, можно сократить финансирование этой программы с 63,9 млн. грн до 29, 8 миллионов.
Куда же Василий Васильевич предлагает направить экономию? Накинуть на нужды министерских управленцев 46 миллионов. Из них почти на 9 млн. грн. он хочет купить компьютерной техники. Какой-нибудь «не государственный человек» скажет, что можно было бы снабдить компьютерами тех же инвалидов АТО – вот и была бы им реабилитация. Но Шевченко уверен, что в министерстве от нового оборудования толку будет больше (как сплетничают коллеги, экс-министр Павел Розенко любил поиграть в компьютерные игрушки). 400 системных блоков по 8,5 тысяч гривен каждый и столько же мониторов – по 4,5 тысячи гривен за штуку закупит «крепкий хозяйственник». И наверняка ветеранов АТО утешит, если они узнают, что за их счет улучшится жизнь управленцев в сфере социальной защиты участников антитеррористической операции, а не каких-нибудь других чиновников. Как говорится, «доктор сыт и больному легче».
Не забыл первый зам. министра и о психологической реабилитации воинов, которую злые языки называют самой сладкой темой для «распила». Финансирование этой статьи Шевченко предлагает повысить на 48 млн. грн., а под статью «санаторно-курортное лечение ветеранов ВО войны и жертв нацизма» (сколько из них осталось реальных ветеранов?) — надеется распилить еще 11,9 миллионов.
При этом дефицит средств на трудовую реабилитациию инвалидов составляет 799 млн. грн.. На жилье «чернобыльцам» не хватает 949 млн. грн. А дефицит средств на переселенцев составляет 645 миллионов…
На этом фоне, конечно, скромно смотрится цифра в 29 тысяч гривен, которую Василий Шевченко (в министерстве его называют «главным по атошникам и переселенцам») выписал себе в прошлом году в качестве материальной помощи…
Судя по декларациям чиновника за последние годы, кривая личного благосостояния Шевченко растет из года в год. В декларации за 2013 год он указал годовой доход в 163 тыс.грн. Не ясно — откуда у госслужащего, не имеющего бизнеса, взялись 25,2 тыс. кв.м. земли, дом в 546 кв.м., садовый участок в 118 кв.м. и квартира в 80 м, а так же — «Тойота прадо» 2013 года и «Лэнд ровер» 2008-го. Сумма на счетах в банках у его супруги, не имеющей дохода, тогда значилась в размере 296 тысяч гривен.
А 2014-й год превратил Василия Шевченко в официального миллионера. Хотя он повторил в декларации все имущество, указанное в прежнем отчете, откуда ни возьмись на банковский счет Василия Васильевича «капнули» 1,587 миллиона гривен. А сбережения на счету у безработной жены увеличились до 382 тыс. грн..
За прошлый этот ВИП-чиновник заработал маловато — 186,2 тыс.грн., из которых 154,6 тыс. грн составила его зарплата. А сумма средств на счету увеличилась до 1,633 млн. (плюс счет супруги). И откуда-то появилось «иное недвижимое имущество» площадью в 80,9 кв.метров… Первый зам главы самого денежного министерства почему-то ничего не рассказал о своих расходах (а ведь закон этого требует). Вот, видимо, на бензин для автомобилей премиум-класса и выписал себе Василий Васильевич материальную помощь…
2. Кто монополизировал протезную отрасль?
Хорошо тому живется, у кого друзья – вице-премьеры. Коллеги говорят, что без ведома Шевченко сейчас в министерстве и муха не пролетит. Надежная крыша этой влиятельной персоны — кореша по студенческой юности, которые теперь большие шишки в правительстве Гройсмана. Бывшие приятели по общаге Павел Розенко и Вячеслав Кириленко проталкивали идею сделать Шевченко министром по вопросам оккупированных территорий и ВПЛ. Что было бы насмешкой над опекаемыми — если вспомнить, что правозащитники требовали уволить Шевченко за стигматизирующие высказывания о «внутренне перемещенных лицах».
А логика приятелей понятна: министерство по делам переселенцев в перспективе рассматривается как № 1 по распилу миллиардов на восстановление Донбасса. Многие «великие деятели» предвкушают поступление иностранных траншей, которые можно будет «правильно перераспределить». Но пока Минсоц распоряжается львиной долей бюджета, Василий Шевченко нужен в Минсоце.
«Розенко, уйдя в вице-премьеры, еще где-то с месяц подписывал задним числом приказы на трудоустройство. Конкурсы на замещение должностей не объявляли, за место брали до 3000 $. Шевченко расставил на ключевых должностях своих приспешников: Юрия Лагуту сделал начальником управления кадров, Валерия Заднепрянца — директором департамента финансов. Оба — из прошлого прихода Павла Розенко в Минсоц», — рассказывает источник в министерстве.
Когда в 2005-2006 годах Розенко занимал должность первого зама министра соцполитики, Василий Шевченко был на должности генерального директора промышленного объединения «Укрпротез», а Юрий Лагута работал замом у гендира Шевченко. Причем, оба еще тогда были уличены в махинациях с тендерами, но откупились в прокуратуре.
В марте Алексей Краснощеков — председатель экспертной группы по протезированию при общественном совете Фонда соцзащиты инвалидов обнародовал заключение Государственной регуляторной службы, которая обнаружила массу нарушений в использовании бюджетных средств на протезирование ветеранов АТО за рубежом.
«В 2015 году протезирование за рубежом участников АТО обеспечивали две компании, и они повысили стоимость помощи за протезирование в валютном эквиваленте — в частности, «CorporaS.u.r.l» — на 20,7 проц. Это привело к завышению стоимости протеза на более чем 760 тыс.грн.» — говорится в отчете, на который ссылается Краснощеков.
«Почему на заграницу мы выделяем столько денег, что освоить не можем, а свои предприятия и специалистов не развиваем? Большинство можно было бы обслужить в Украине, а это десятки миллионов экономии бюджетных денег», — дерзнул замахнуться «на святое» активист, который борется за современную отечественную протезную отрасль.
По словам Краснощекова, то, что делается за рубежом, можно сделать в 4 раза дешевле в Украине, и даже за донорские деньги. Но чиновники предпочитают списывать по 2 млн.грн. на одну искусственную конечность через два карманных предприятия: «Otto Bock » и « Corpora S.u.r.l.» (о любви Василия Шевченко к этим фирмам, мы как-то писали здесь: https://ord-ua.com/2016/03/04/asotsialnyij-ministr-pchyolka-majya-diskriminatsiya-separatizm-i-proteznyie-zavodyi_1/).
Замкнуть на себе все возможности для ветеранов АТО первому заму министра помогло постановление Кабмина № 518, которым создан закрытый клуб «протезистов». У Госслужбы по делам ветеранов АТО, благодаря этому постановлению, есть лишь 2 варианта поставщиков. Эти монополисты входят в состав комиссии, принимающей решения по протезированию. Состав комиссии, которая делит государственные деньги, завышая стоимость изделий, утверждается лично Шевченко. И он же возглавляет комиссию.
3. Шоковая «реабилитация» бойцов от БППшников Березенко и Лопушинского
Тема реабилитации вернувшихся из АТО – такая же мутная вода, в которой приятно ловить рыбу, и тоже сосет из державы миллионы. В 2015 году в госбюджете на психологическую реабилитацию пострадавших участников АТО предусмотрели почти 50 млн грн. Все эти средства получила Государственная служба Украины по делам ветеранов войны и участников АТО, которая подчиняется лично Шевченко.
Ситуация тут такая же, как и с протезированием: под новый год срочно распилили 33 бюджетных миллиона на санаторно-курортное лечение. 7,7 миллионов достались санаторию «Женева 4*» (Трускавец), который, как пишет, http://24tv.ua, принадлежит виргинскому оффшору “Брезертон Лимитед”, а реальным владельцем является нардеп от Блока Петра Порошенко Андрей Лопушинский. Вдобавок у «Женевы» есть кредитная задолженность более 98 млн . грн.. А самое неприятное – уровень «реабилитации», который предоставили тут бойцам.
1200 бойцов взяли на себя психологи волонтеры. Питание не входило в стоимость путевки. А сервис, который есть в отеле для «не бесплатных» клиентов, для «атошников» обернулся отсутствием горячей воды, не работающим лифтом (люди на костылях поднимались на 7 этаж) и кормежкой «чем Бог пошлет» в спортзале. На просьбу дать пульт от телевизора бойцы, бывало, слышали: «Атошники разные бывают, украдете еще».
А вот какую «психологическую помощь» получили бойцы в незаконно приватизированном ООО «Феофания», которую пиарил БППшник Сергей Березенко.
«Клиническая больница «Феофания» — это просто громкое название. К ним по тендеру служба АТО отправила нашего контуженого бойца, — рассказывает позывной Як из бт Донбасс, — Там его поселили в жесткий совок, убитое помещение с грибком и плесенью, практически без отопления (дело-то было зимой). А вся психологическая помощь – это беседа раз в день ни о чем, и парк. Ходи, гуляй — вот тебе реабилитация. Мы сделали запрос в Госслужбу по делам ветеранов АТО и выяснили, что сумма, которая выделяется этому заведению на каждого бойца — 5050 гривен за 14 дней. Без питания и без медобслуживания. А люди, которые попадают туда, в плане эмоционального состояния уходят не в плюсе, а в минусе».
Процедура покупки путевок в министерстве, по словам главы всеукраинской организации «Общество ветеранов АТО» Кирилла Сергеева, способствует мошенничеству.
«Существуют бизнес-группы, которые мониторят все тендеры в Минсоц. Их юристы подставляют под эти тендеры свои условия, лишь бы содрать государственные деньги, и проходят все тендерные процедуры. Бывает, приходят такие мошенники к дирекции санатория: «Мы к вам никого не будем везти, просто подпишите», и за тысячу долларов директор санатория подписывает договор. По сто долларов набирают людей с дипломом психолога: «Подпишите, что вы у нас работаете». Потом находят бойцов, которым платят 1500 грн. – за то, что якобы они прошли психологическую реабилитацию, а разницу — в карман. По процедуре выбирается самое дешевое предложение, а как тратятся деньги – этого Госслужба по делам ветеранов АТО, даже если у нее возникнут сомнения, не имеет права проверить. А услуги психолога – это не носки, которые можно подержать в руках. Тут надо конкурс проводить — оценивать профессионализм, а не дешевизну», — рассказывает Сергеев..
Война меняет жизнь каждого, кто с ней соприкоснется. И даже опытный психолог, по мнению Сергеева (который сам воевал в «Айдаре»), может навредить, если раньше не занимался «атошниками». Замена комплексной социальной, психологической и медицинской реабилитации демобилизованных «прогулками по парку» может подтолкнуть к петле скорее, чем помочь справиться с последствиями травмы.
4. Преданные коррупции чинуши не тонут при всех властях
У главы «атошной» службы Артура Деревянко на все критические выпады отвечают, что это зона ответственности высшего руководства, которое навязало ему людей Натальи Королевской. Таких, как начальник отдела закупок Кот, о котором рассказывают легенды.
«Мне пока деньги не нужны, потом как-нибудь. Не был бы я закупщиком, если бы не мог прокормиться», — якобы так ответил Александр Кот на «назойливое» предложение бухгалтера забрать наконец свою зарплату… за полгода!
При Павле Розенко пригрелся в постмайдановском Минсоце не один «гениальный закупщик». 2/3 распильщиков из команды «злочинной влады», которых должна была коснуться люстрация, нашли контакт с Павлом Валерьевичем. В том числе – бывший директор департамента социальной защиты пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы Сергей Подорожный, который для партии Королевской обеспечивал в Кировограде рекордный результат. Недавно этого председателя Кировоградской облорганизации инвалидов “Союз организаций инвалидов Украины”, и члена партии «Украина – вперед» направили на работу в Кировоград. Но успел Подорожный поработать и в команде «майдановцев». Причем, так понравился, что экс-министр подал его на президентскую награду – в прошлом году Подорожный получил орден «За заслуги III степени».
«Будучи директором департамента у Розенко, близкий человек Королевской по фамилии Подорожный объездил все области с темой закупки путевок для чернобыльцев. И везде, встречаясь с губернаторами, передавал указание Павла Валерьевича: по всем вопросам закупок контактировать лично с Александром Котом, — рассказывает источник в Минсоцполитике. – Все, что покупается на деньги министерства, все проходит через этого Кота. Нынешнему руководству он служит так же верно, как служил Королевской. А откат с каждой путевки вырос с 30% до 40%».
Недавно запахло жареным в хозяйстве Натальи Зинкевич, которая работала при всех властях. Была «своей» и для Королевской, и для Денисовой. Исполняла обязанности главы Государственной службы занятости при Розенко. СБУ завела уголовное производство по факту закупки службой занятости в период 2012-2015 годов услуг по сопровождению Единой информационно-аналитической системы. Оказалось, что фактически услуга не предоставлялась, хоть деньги за нее получала фирма, связанная с «Оппозиционным блоком». И с помощью этого «воздуха» из кармана налогоплательщиков за несколько лет было украдено… 122 миллиона долларов США!
5. Активисты собираются судиться с «министерством саботажа»
На помощь для бойцов АТО, как и два года назад, продолжают скидываться по копеечке неравнодушные украинцы. За все время войны в Минсоцполитики не организовали ни одного обмена опытом с иностранцами, которые рвались с идеями, похерили совместный проект Канады и США по поддержке протезирования, не разработали план развития. Зачем нужно министерство и его многочисленные службы с тысячным штатом, если опеку бойцов АТО и переселенцев берут на себя волонтеры?
«Они не говорят: мы против, просто не подписывают нужные приказы, пропускают сроки и ждут, когда у волонтеров и доноров остынет желание помогать, просто держат на столах приказы, не пускают по административной линии. Сама структура Минсоца — это неуправляемая свалка мусора. Страна стоит перед необходимостью сокращать расходы, но даже первичный анализ расходов Минсоца говорит о том, что мы можем повышать соцстандарты, не повышая финансирование, а увеличивая эффективность использования денег, ограничивая безбожную коррупцию», — рассказал о стиле работы чиновников правозащитник Юрий Богданов, активист «Підмога.инфо» на одной из пресс-конференций:
Недавно первый зам. министра Василий Шевченко (который раньше сказал, что беженцы Донбасса сами виноваты в своих бедах — сами выбрали Януковича, так вам и надо), назвал своих критиков, присутствовавших на собрании в Администрации Президента гражданских активистов — «инвалидной мафией». На что общественники обиделись, и написали жалобу. Угрожают, что если Шевченко не уволят, обратятся в административный суд.
Гораздо хуже, когда «слуги народа» публично позорят Украину. Такой конфуз случился на одном из мероприятий с канадцем Джоном Бетздорфом и нашим Василием Шевченко. Когда первый предложил «державному деятелю» составить план развития на 5 лет и помочь с привлечением денег, «деятель» снизошел до ответа в духе коронованной особы, заметившей челобитника: «У вас есть моя визитка, обращайтесь».
6. Два батальона льготников из прокуратуры и СБУ
На какую соцзащиту, кроме «оздоровления» в «Женеве» могут рассчитывать герои АТО? Многие «киборги», на которых власть в свое время от души попиарилась, все еще выбивают себе удостоверения УБД. Те, кто выбил, говорят, что право на проезд в общественном транспорте – единственная забота Державы, которую они на себе ощущают (хотя льгот и гарантий, предусмотренных для «атошников» законом — 22). И эта льгота сопровождается скандалами. В Сумах ветераны АТО блокировали автовокзал, в Полтаве пикетировали горсовет, требуя обеспечить им бесплатный проезд.
Сотни бездомных ветеранов АТО, чье жилье осталось на оккупированной территории, не могут получить хотя бы временные пристанища бесплатно. Льгота по оплате коммунальных услуг на них тоже не распространяется. Трудоустроиться «атошнику» так же нереально, как и любому другому человеку (почему – спросите об этом Наталью Зинкевич).
Есть вопросы и к получению статусов УБД. Менее чем за год количество зарегистрированных участников АТО умножилось в 5 раз и достигло 205 тысяч! СБУшники и прокуроры составили пару батальонов из числа этих «атошников». Они активно строятся в столице и вырубают леса в Киевской области…
«Если раньше жулики заносили в мэрию чемодан, чтобы им выделили землю, то теперь уже от имени «атошников» ведутся коррупционные схемы. В Быковне выделили 6 га якобы под раздачу вдовам бойцов АТО. А потом пришли представители местной общины и показали любопытные схемы: уже 10 лет, оказывается, как весь этот лес вокруг опушки «для вдов» разрезан на участки для судей и прокуроров…. Раньше не было юридических оснований вырезать лес, вот и придумали взять 6 га пока еще не вырезанного леса и под необходимость провести для них коммуникации протащить решение вырезать еще 200 га вокруг», – рассказывает Кирилл Сергеев об одной из самых известных афер с выделением для семей погибших бойцов АТО 92 участков земли в поселке Быковня, в Деснянском районе.
Как Держава относится к своим защитникам, так они и будут воевать. К сожалению, в окопы из мирных городов слишком часто долетают деморализующие истории.
По материалам: ord-ua.com