Добычей янтаря заинтересовались НАБУ и САП

791

17.jpg-1498130698Что антикоррупционеры ищут в Госгеонедрах и вокруг. Во второй половине дня 21 июня к временно исполняющему обязанности председателя Государственной службы геологии и недр (Госгеонедра) Олегу Кирилюку пришли с обысками представители Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ).
Как раз накануне в Киеве началась широкомасштабная операция по задержанию лиц, причастных к добыче янтаря.
Олег Кирилюк возглавил Госгеонедра в конце мая этого года. Почти месяц назад правительство Владимира Гройсмана приняло распоряжение о замене временно исполняющего обязанности председателя Госгеонедр Николая Бояркина на такого же временно исполняющего обязанности (врио) Олега Кирилюка. Это решение можно считать прецедентом, ведь такой замены - и.о. на и.о. - еще ни одно правительство не делало, к тому же за пять дней до конкурса на должность главы ведомства.
Конкурс на должность главы Госгеонадр должен быть 16 мая, но Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы впервые в своей истории не смогла собрать кворум, поэтому перенесла заседание на 23 мая. Впрочем, уже 18 мая правительство во главе с Владимиром Гройсманом издает упомянутое выше распоряжение.

Сразу после этого Mind начал изучать причины рокировки. Опрошенные профильные чиновники и депутаты были единодушны: перераспределение рынка добычи газа и янтаря. По информации Mind, высокий интерес к этой области проявляют в окружении президента, в том числе одним из лоббистов легализации добычи под контролем государства является депутат от БПП Сергей Березенко и фактически подконтрольная ему ГАК «Полиметаллы Украины».
С чего началась «янтарная революция»? До сих пор ни сам Владимир Гройсман, ни его ближайшее окружение не были замечены в интересе к добывающей отрасли. Но 26 мая премьер сделал такое заявление: «Считаю, что там надо провести серьезный, подробный аудит в отношении бывшего руководства Госгеонадр. Сделать аудит публичным. Я считаю, что нам необходимо передать материалы в Национальное антикоррупционное бюро, Генеральную прокуратуру, чтобы там разобрались, что происходило в течение этих лет с недрами нашей страны».

Не прошло и месяца, как желание главы Кабмина осуществилось. К НАБУ и ГПУ присоединилось даже Федеральное бюро расследований (ФБР США). 19 июня детективы НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) при поддержке ФБР задержали шесть человек - охранников и помощников народных депутатов Борислава Розенблата (фракция БПП) и Максима Полякова (Народный фронт). Одного охранника - с чемоданом, в котором находилось $200 000.

Обоих депутатов обвиняют в причастности к «янтарной мафии», а их окружение - в помощи в получении взятки. Сейчас их судьбу решает суд, а НАБУ и САП передали в Верховную Раду представление на снятие неприкосновенности с Розенблата и Полякова. Оба депутата уже заявили, что таким образом антикоррупционеры сводят с ними «политические счеты».
В свою очередь пресс-служба Госгеонадр, комментируя обыск, отметила, что антикоррупционеры пришли проверять деятельность предыдущего руководства во главе с Бояркиным «о предоставлении ведомством административных услуг на пользование недрами на участках проявления янтаря».
Незадолго до увольнения Николая Бояркина Mind обратился в Госгеонадра с просьбой объяснить, что происходит в области добычи янтаря, и перспективах его легализации. Часть информации и объяснений было предоставлено пресс-службой.
1498117601
Кто такой Олег Кирилюк? В 2015 году он возглавлял Госгорпромнадзор в Житомирской области (ведомство курирует соблюдение правил безопасности на всех промышленных участках и объектах в регионе), а ранее - в 2013-м - Государственную архитектурно-строительную инспекцию в Житомире. Кирилюка связывают со структурами, которые работали под «патронатом» Партии регионов, членом которой он был, и за что его публично «люстрировали» в одном из местных мусорных баков. Впрочем, он был и непосредственным свидетелем перераспределения рынка добычи янтаря в области в течение последних трех лет.

Какими законами регулируется добыча янтаря? Сегодня вся деятельность по добыче янтаря, как и по другим 96 полезным ископаемым, которые есть в Украине, регулируется несколькими законодательными актами: прежде всего, постановлениями Кабмина №615 и №594, Кодексом о недрах и Законом «О местном самоуправлении». Согласно Кодексу о недрах (ст. 9-10), пока физическое или юридическое лицо не получило специальное разрешение на пользование недрами, ответственность за эти участки и все, что на них происходит, несут органы местного самоуправления и правоохранители.

Кто в Украине имеет официальные разрешения на добычу янтаря? Надзорные функции и полномочия Госгеонадр, как регулятора, начинаются только после того, как предприятие получило специальное разрешение и взяло на себя полную ответственность за пользование недрами. Тогда служба имеет право проверять выполнение программы работ.

Сегодня в Украине только девять компаний легально работают на янтарном рынке. В их распоряжении находятся 18 спецразрешений на геологическое изучение (ГИ) с последующей опытно-промышленной разработкой (ОПР) и на добычу. Первые пять компаний зашли на рынок относительно недавно, а четыре другие - работали уже давно.
12
К этой таблице пресс-служба Госгеонадр предоставила объяснение относительно разницы в спецразрешениях. То, что недропользователь получил специальное разрешение, не означает, что он обязательно будет что-то добывать. «Сокращение «ГИ» - предполагает простое геологическое изучение недр. И своей геологической аналитикой недропользователь пополняет минерально-сырьевую базу Украины, причем за свой счет. На изучение дается до пяти лет, в течение которых он должен защитить запасы в Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), и снова подаваться на получение спецразрешения на добычу. И это принципиально важно», - отмечается в пояснении.

Каков «янтарный» потенциал Украины? По геологическим данным советского периода, Украина занимает второе место в Европе, а по некоторым сведениям - и в мире - после Российской Федерации (Калининградская область), по залежам янтаря. Причем большинство отечественных янтарных залежей относится к категории ювелирных.

Однако, нигде в мире вы не найдете официального подтверждения того, что тот или иной янтарь родом из Украины. Чаще всего на контрабанде янтаря из Украины задерживают граждан Китая, а нардеп Розенблат утверждает, что вел переговоры о возможности добычи представительницей арабской компании.

Украина могла бы первой вывести этот рынок в легальную плоскость и стать мировым хабом по добыче и продаже «солнечного камня». Для этого необходимо сотрудничество трех сторон: государства - как регулятора; бизнеса - как держателя финансовых ресурсов, культуры недропользования, передовых технологий, безопасности; и местного населения, которое и развивает это направление, занимая рабочие места и получая легальную заработную плату.
Но в янтарных регионах местные власти и полиция не заинтересованы, чтобы эти люди получили официальные лицензии. Вместо этого они периодически проводят рейды и задерживают частных копателей янтаря. Эта связка - «местная власть + правоохранители» - получает свой «процент» дважды: первый раз - в качестве взятки с копателей, второй - как свою долю в контрабанде и продаже.
Есть ли новации в регулировании янтарного рынка? В парламенте уже четвертый год подряд находятся несколько законопроектов о легализации рынка янтаря, один из них - даже авторства депутата Розенблата. Впрочем, ни одного шага по хотя бы внесению этого вопроса в повестку дня Рады сделано не было.

Зато Госгеонадра в последние месяцы начали кампанию по интенсификации этой работы, проводили встречи с зарубежными специалистами, подавали различные законодательные инициативы в Минприроды, привлекали общественность. Николай Бояркин неоднократно публично заявлял, что целью службы является содействие созданию ассоциации легальных участников янтарного рынка и образованию постоянно действующей биржи украинского янтаря. В марте на выставке AmberTrip 2017, проходившей в Вильнюсе, специалисты Госгеонадр встречались с европейскими коллегами.

Кто блокирует развитие и легализации сферы добычи янтаря в Украине? Спецразрешений могло бы быть больше, но все блокируется на уровне местной власти. Согласно постановлениям Кабмина №615 и №594, пакет документов от потенциального недропользователя Госгеонадра должны направить на согласование областным советам и в Министерство экологии и природных ресурсов. Если представители областного совета отказывают в предоставлении согласований, это означает, что процесс предоставления спецразрешения закончен.
В 2016 году по обращениям потенциальных недропользователей Госгеонедра подготовили и направили в областные советы девять заявок на проведение аукционов по пользованию янтароносными участками. Ни одну из них областные советы не согласовали.

Также с января 2016 года был введен новый вид доходов сводного бюджета Украины - рентная плата за пользование недрами для добычи янтаря. Как отмечал в своей авторской колонке для Mind Василий Голян, директор общественной организации «Европейский аналитический центр», за прошлый год план поступлений данного фискального платежа в сводный бюджет Украины составлял 1,5 млрд грн, а фактически поступило 2,08 млн грн.

«Ситуация с изъятием рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря является своего рода квинтэссенцией низкой эффективности налогового регулирования природопользования в целом. Провальное выполнения плана по поступлению рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря связывается с тем, что добыча этого ценного органо-минерального вещества контролируется региональными бизнес-группами, которые физически не допускают идентификации соответствующими контролирующими органами реальной базы взыскания данного вида платежа», - подчеркивает эксперт.

Понятно, что не все местные руководители согласны приходу в их регионы «чужих» компаний. С той же Житомирской области возникает коллизия: она вообще не изучена, там не проводились профессиональные геологические изучения, государство не знает, где там есть янтарь, в каких объемах и какого качества. Таким образом, в Житомирской области в принципе нельзя выдавать спецразрешения на добычу, потому что там нет никаких защищенных запасов. По крайней мере, так указано в информационной справке, которую предоставила пресс-служба Госгеонадр.

И когда появляются заявки на получение спецразрешения в Житомирской области, то это означает, что инвестор может только изучать недра этого региона, то есть вкладывать свои средства в развитие материально-сырьевой базы (МСБ) Украины. И только через пять лет, после защиты запасов, он получит право подаваться на добычу.

Возникает вопрос, каким образом «представитель арабской компании могла просить депутата Борислава Розенблата поспособствовать уменьшению налогов на добычу, чтобы развивать бизнес в регионе», как утверждает сам депутат? Ведь, как человек, являющийся автором законопроекта о легализации янтаря, он не мог не знать таких нюансов, что там надо прежде всего провести разведку?

Под чьим контролем сейчас информация о разрешениях? Николай Бояркин об этом знал, потому что готовил документы-запросы на областные советы. А знает ли Олег Кирилюк и те, кто его проталкивал на эту должность?
Кто же это так немедленно хочет начать добычу янтаря в Житомирской области?

Интересен еще один факт: несмотря на судебные иски относительно удивительного назначения Кирилюка на должность, обыск кабинетов председателя Госгеонадр и его первого заместителя состоялся 25 мая в 6:44 утра. Первым в помещение Госгеонадр вошел генеральный директор ГП «Укргеофизика» Анатолий Бегаль, вторым - заместитель директора ГНПП «Геоинформ» Виктор Задаянчук, а затем - руководитель юридического отдела Кристина Браиловская.

В ГНПП «Геоинформ» хранится вся информация о разведанных полезных ископаемых и их запасах в Украине, а также готовятся выводы на выдачу специальных разрешений и выводы «на продолжение их действия», за умеренную плату. В свою очередь, ГП «Укргеофизика» проводит геологические исследования.

Как существовать добытчикам янтаря сейчас? Есть и отдельные положительные примеры «янтарного сотрудничества». Так, Волынский областной совет решил объединить людей, которые заинтересованы в легальной добыче янтаря, и создал коммунальное предприятие. Сегодня они пытаются увеличить выдачу специальных разрешений на пользование янтароносном недрами тем, кто живет и работает в области, и в тех районах, где уже идет разработка недр.
Там понимают, что это решит ряд экологических проблем, положительно повлияет на развитие ювелирного и логистического направлений, решит проблемы социальной инфраструктуры.

Вообще, все есть все больше оснований считать, что добыча янтаря в Украине - это не столько экономическая проблема, сколько политическая, и даже внешнеполитическая. Янтарь мог бы стать визитной карточкой Украины, но развитие отрасли сдерживают недальновидные политики с тяжелым комплексом провинциальности. В таком же состоянии они пытаются держать местное население янтарных регионов.
Справка : янтарь в мире
Янтарь, хоть и редкое ископаемое, но встречается во многих странах мира. Например, в известном фильме «Парк юрского периода» профессор сообщает, что выделил ДНК динозавра из зародыша, который сохранился в куске янтаря из Доминиканской республики. Однако, такие огромные месторождения янтаря, да еще и неглубокого залегания, с камешками разнообразной палитры и объема, имеющиеся в Украине, в мире практически отсутствуют.
Видимо поэтому не существует официального мирового рынка янтаря. Сам янтарь существует, но фактически вне закона. Ни одно правительство, ни в одной стране не интересуется, откуда у них взялся янтарь.
В Польше, в Гданьске, есть целый квартал, где продаются янтарные ювелирные украшения и сувениры. Янтарь - от красного до зеленого, оформлен в золото и серебро. Такая же сеть магазинов формируется в Вильнюсе.
Последние два-три десятилетия главными потребителями янтаря стали Китай и арабский мир, где янтарь считается магическим камнем. Что делают с янтарем в этих странах, неизвестно. Есть определенная информация, что из них дома выкладывают большие стенки, а потом как жертву передают в храмы. Или же используют «солнечный камень» в различных местных ритуалах. Конечно, это могут себе позволить только богатые люди.
Больше всего ценятся камни, в которых застыли растения или животные. Они выставляются на подпольных биржах, которых в мире несколько, одна из них - в Лос-Анджелесе. Попасть туда можно только по высокой рекомендации.
Продать янтарь можно и на нескольких китайских биржах, но условия торгов дискриминационные. Биржи фактически требуют передать право на торги им самим, а непроданные лоты не возвращают.

По материалам: argumentua.com