Добыча падает. Что происходит с «Укрнафтой»

674

3929015 (1)Публичное акционерное общество (ПАО) «Укрнафта» — яркий пример того, как борьба между акционерами мешает развитию компании.
Власти Украины пытаются вернуть контроль над компанией, но у группы «Приват» Игоря Коломойского по-прежнему сильные позиции.
Украина — государство, которое зависит от импорта энергоносителей и одновременно является одним из мировых лидеров их потребления на единицу ВВП. Эти обстоятельства обуславливают высокую значимость энергокомпаний для национальной экономики. Крупнейший добытчик нефти в стране — Публичное акционерное общество (ПАО) «Укрнафта» — яркий пример того, как борьба между акционерами мешает развитию компании.
Вот и сейчас в истории «Укрнафты» намечается крутой поворот, связанный со сменой менеджмента.
Правительство, недовольное производственными результатами прошлого года, инициировало конкурс по поиску нового руководителя компании. Неожиданно всплыла кандидатура со скандалом покинувшего Россию основателя компании «Евросеть» Евгения Чичваркина. Однако уже в прошедшую пятницу вечером со ссылкой на номинационный комитет появились сообщения, что собранию акционеров будет предложена кандидатура президента «Би Джи Казахстан» Марка Роллинза. Как известно, в настоящее время британская «Би Джи Групп» находится в процессе поглощения со стороны более мощного конкурента — Shell.
История акционерного общества «Укрнафта» берет начало после распада СССР и старта приватизации в Украине. В 1994 году «Укрнафта» была преобразована в акционерное общество. В 1995-1997 гг. почти половина акций компании была продана частным инвесторам. В 1998 году правительство передало 50% плюс 1 акцию «Укрнафты» в уставный фонд госкомпании «Нафтогаз Украины».
В отличие от газового, нефтяной рынок на Украине был либерализован достаточно быстро, что обусловило интерес частных игроков к акциям крупнейшей нефтедобывающей компании страны. «Укрнафта» достаточно быстро вошла в число голубых фишек на торговых площадках страны. В итоге к началу 2003 года около 40% акций, которые до того принадлежали различным юрлицам, а также торговались на свободном рынке, сконцентрировала группа «Приват», возглавляемая бизнесменом Игорем Коломойским.

Известные своей экспансионистской тактикой получения контроля над активами (которую часто называли рейдерством), «приватовцы» через Виктора Медведчука, тогдашнего главу администрации президента Леонида Кучмы, пролоббировали назначение лояльного председателя правления компании. Им стал молодой менеджер из группы «Приват» Игорь Палица, а в истории «Укрнафты» стартовал «приватовский» этап, который продолжается и по сей день.

Все это время «Укрнафта» не может похвалиться позитивной динамикой.

Так, если в 2003 году добыча нефти с конденсатом составила 2,9, то в 2014 году — лишь 1,9 млн т. Если в 2003 году «Укрнафта» добывала более 90% украинской нефти, то в 2014 г. этот показатель упал ниже 70%. Еще хуже обстоят дела с добычей газа: с 3,5 млрд куб. м в 2003-м, она упала практически вдвое. Доказанные и вероятные запасы (2Р) компании по состоянию на 2011 г. составляли 730 млн баррелей нефтяного эквивалента.

Зато начиная с 2004 года компания стала активно заниматься розничной продажей топлива, за несколько лет скупив 563 АЗС (всего на Украине с Крымом и Донбассом насчитывалось около 6,8 тыс. станций). Неудивительно, что практически все приобретенные АЗС ранее принадлежали группе «Приват» и аффилированным с ней структурам. Общие затраты на приобретение сети заправок составили не менее $0,6-0,7 млрд, что весьма много для станций, большая часть которых расположена вне крупных городов.

Капитализация компании, как и ее финансовые результаты, в значительной степени зависела от общеэкономической ситуации на Украине и мировых цен на нефть. Так, на конец 2013 года капитализация «Укрнафты» из расчета стоимости торгующихся акций оценивалась приблизительно в $1,0 млрд. Сейчас дела у компании обстоят значительно хуже, что вызвано обрушением фондового рынка страны и трехкратной девальвацией национальной валюты. В 2014 году компания получила прибыль 1,27 млрд грн. по МСФО при среднем обменном курсе за прошедший год 11,5 грн./$1.

На протяжении «приватовского» этапа «Укрнафта» фактически превратилась в государство в государстве, лишь формально подчиняясь «Нафтогазу Украины» — владельцу контрольного пакета акций. Даже президенту Виктору Януковичу, которого обвиняют в передаче под контроль пресловутой «семьи» основных активов страны, удалось лишь провести на должность первого заместителя руководителя «Укрнафты» Артема Щербаня, якобы «смотрящего» за финансовыми потоками в компании.

Публичные заявления о необходимости перелома негативного тренда добычи от тогдашнего премьера Николая Азарова результата не дали. Ничем закончились и претензии к назначенному руководить «Укрнафтой» в 2012 году голландскому инвестбанкиру Питеру Ванхеке (до назначения он занимал пост гендиректора «Ренессанс Капитал» на Украине, в Центральной и Восточной Европе). На рынке поговаривали, что назначение голландца стала компромиссом с Игорем Коломойским, фактически сохранившим полный контроль над компанией.

Основные скандалы, сопровождавшие деятельность «Укрнафты» в последние годы, были связаны с природным газом. Падение добычи менеджмент и миноритарные акционеры компании связывают с якобы «заниженной» ценой его закупки «Нафтогазом».

Цена устанавливается «Нафтогазом» для газа собственной добычи, который далее реализовывался по фиксированной цене населению. «Укрнафта» не соглашалась с ценой, судилась со своим государственным акционером, который, однако, пользуясь контролем над ГТС страны, попросту изымал газ. С 2006 года «Укрнафта», точнее ее миноритарии, оценивает свои убытки от «изъятых» 10 млрд куб. м газа в 14 млрд грн. На руках у руководства компании уже есть решение Высшего хозсуда Украины о том, что «Нафтогаз» обязан вернуть «Укрнафте» 2 из 10 оспариваемых млрд куб. м газа.

В целом миноритарии оценивают свои убытки в $5 млрд.

С иском к государству на такую сумму офшорные акционеры «Укрнафты», связанные с «Приватом», угрожают обратится в британский арбитраж уже в ближайшее время.

Именно убытками от продажи газа по фиксированной цене «Укрнафта» объясняет отказ от выплаты дивидендов на госдолю за 2010-2013 гг. в размере 1,8 млрд грн. (текущий обменный курс НБУ — 21,9 грн./$1). Соответствующая договоренность была достигнута на собрании акционеров «Укрнафты» в октябре 2014 года. До этого миноритарии несколько лет блокировали проведение собрания акционеров, пользуясь нормой украинского законодательства о необходимости кворума в 60% голосов.

Ссылаясь на самоуправство «Нафтогаза» и правительства, «Укрнафта» отказывается платить ренту на добычу полезных ископаемых. По информации Минфина, на сегодняшний день долг компании по ренте составляет 5,1 млрд грн.

Ну и совсем «мелкими пакостями» на фоне вышеприведенных сумм выглядит практика преднамеренного занижения цен на аукционах по продаже нефти, где, пользуясь наличием всей цепочки от добычи по переработки нефти, аффилированным с «Приватом» трейдерам на протяжении около двух лет удавалось покупать сырье «Укрнафты» на 15% дешевле рыночной цены. Ежегодные потери компании оценивались в 1,5 млрд грн.

Заявленный президентом Украины Петром Порошенко курс на «деолиграхизацию» создал нужный информационный фон, а противники Коломойского начали действовать. В начале лета после длительного противостояния были внесены изменения в закон об акционерных обществах, который снизил кворум для принятия решений собранием акционеров с 60% до 50%. Данное решение позволяет государству не опасаться срыва миноритариями собрания акционеров «Укрнафты», назначенного на 22 июля, на котором планируется избрать новое руководство компании.

Впрочем, закаленные в десятках корпоративных конфликтов, представители «Привата» не намерены отказываться от борьбы. По иронии судьбы, именно те чиновники, которые сейчас должны воплощать президентские планы по «деолигархизации», в 2010 году от имени «Нафтогаза» подписали с акционерами «Укрнафты» соглашение о порядке формирования ее управляющих органов в соответствии с английским правом.

Не добавляют оптимизма и реалии «постмайданной» украинской жизни: 10 июля неизвестные жестоко избили сотрудника «Нафтогаза», который по совместительству входит в наблюдательный совет «Укрнафты». В итоге под угрозой может оказаться легитимность решений как наблюдательного совета, так и собрания акционеров крупнейшей украинской нефтедобывающей компании.

По материалам: argumentua.com