Диализ для СБУ

1 209

-z-grafenu-v-10-raz-prishvidshat-dalz-766x431Около трети средств, выделенных на расходные материалы для диализа, оседают в оффшорах благодаря «косвенным контрактам» под наблюдением СБУ.
Украинские дистрибьюторы расходных материалов для диализной терапии годами работают по так называемым «косвенным контрактам». В результате - препараты от зарубежных производителей «заходят» в Украине по безосновательно завышенных ценах. Маржа, которая остается на иностранных счетах, позволяет закрывать все «расходы лояльности» и, по информации участников рынка, идет в том числе - на Службу безопасности Украины.

На 1000000 украинский приходится около 200 больных с почечной недостаточностью. Поддержка их жизни стоит дорого (ориентировочная стоимость годового лечения одного пациента составляет 365 тыс. Грн), и в Украине финансируется за счет государственного и местных бюджетов. При этом, уже десять лет государство не покрывает расходы на приобретение диализных аппаратов и их обслуживание - денег хватает только на расходные материалы. По разным оценкам речь идет о расходах на уровне 1,5-1,8 млрд грн ежегодно.

Если оборудование для гемодиализа в Украине представлено производителями пяти фирм: «Gambro AB» (Швеция), «B. Braun Medical »(Германия),« Nipro Corporation »(Япония),« Fresenius Medical Care »(Германия),« Bellco SPA »(Италия), то препараты для перитонеального диализа глобально производят только две компании -« Fresenius Medical Care »(Германия ) и «Baxter» (США), при этом последняя контролирует 80-85% мирового рынка (подробнее о различии между двумя основными методами диализа, ПД и ГД, читайте в материале «Контрразведка и диализных заработки»).

Долгое время украинские дистрибьюторы этих и других производителей жили в мире-согласии: бакстеривци в основном возились на рынке перитонеального диализа, фрезенивци - гемодиализа. Все работали по схеме, построенной на основе легализованных в Украине «косвенных контрактов».

Суть этой схемы в искусственном завышении стоимости медпрепаратов еще до того, как они пересекут украинскую границу. Для формирования лишней маржи дистрибьютор не заключает прямой договор с производителем, а закупает товары у фирмы- «прокладки», которая уже успела добавить маржу к цене от производителя. Затем товар по уже завышенной цене попадает в Украину и ему придают разрешенную законом торговую наценку в виде 10% от таможенной стоимости товара и 7% НДС. То есть выглядит все законно, но на самом деле маржу с зарубежной «прокладки» пилят прямо в оффшорах, что опять-таки позволяет не светить все доходы в Украине.

Для примера: чешская фирма заказывает товар у производителя по цене 100 гривен, докидывает к этой цене 30% (по нашей информации, именно таков в большинстве случаев процент переплаты по препаратам для диализной терапии) и перепродает его украинскому дистрибьютору уже по 130 гривен , а тот продает государству - по 153 грн. В этом примере 14 грн - заработок дистрибьютора, 100 грн - производителя, тогда как аккумулированные «прокладкой» 30 гривен выводят в оффшор - эту сумму делят между заинтересованными.

На 10 миллионах неоправданные расходы составят 2 миллиона, на миллиарде - 200000000. При годовых расходах государства в размере 1,5-1,8 млрд грн - в оффшор пойдет ориентировочно 294-353 млн грн. Это сумма, за счет которой можно поддерживать жизнеспособность 805-967 больных с почечной недостаточностью людей в течение года.

О том, что в СБУ заинтересованы в завышении цен на препараты, свидетельствует сопоставление нескольких событий последних лет, а о самом факте завышения - анализ динамики цен на расходные материалы для перитонеального диализа. Однако, обо всем по порядку.

... На рубеже 2013-2014 годов в Украине произошел Майдан. Один из упомянутых нами производителей препаратов для перитонеального диализа, компания «Baxter», отказался вести бизнес «as usual», то есть работать через «косвенные контракты». Инструмент для формирования привычной маржи исчез.

Поэтому когда осенью 2015 МЗ под руководством Александра Квиташвили приняло решение централизованно заказать расходные материалы для диализа, и заказы на 193 млн гривен по перитонеальном диализе получил официальный дистрибьютор «Бакстера» фирма «Диавита» - к фирме пришла СБУ и спросила: «А где здесь мы? ».

Представитель компании в интервью «Общественное радио» рассказал: «Это называется откатом. И этот вопрос задается всем, просто другие компании молчат ».

«Диавита» же решила "не походить», потому что с введением прямого контракта банально не из чего - вот разрешенные законом 10% прибыли, все остальные - международном производителю, посередине никаких «прокладок» для формирования маржи. И после этого раньше безопасную жизнь ее работников начало протекать самом деле «по-новому».

Война продолжается одновременно на правовом и тендерном полях.
Первое уголовное производство №42015100070000228 по обращению СБУ было зарегистрировано 6 ноября 2015, его сопровождение осуществляло Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ. Расследовалось возможно нарушение законов при реализации товаров для перитонеального диализа фирмой «Диавита».

Это производство вскоре закрыли, а 28 июня 2016 зарегистрировали новое (№42016101070000154). Сначала расследование вела Киевская местная прокуратура №7, а позже «для более эффективного расследования» им занялась военная прокуратура. Вскоре в офисах и домах сотрудников компании прошли обыски.

По фронта государственных закупок, то поскольку «Диавита» специализируется на поставке расходных материалов для перитонеального диализа, под прицел попал именно этот сегмент ее деятельности.

В игру направления включился даже тогдашний начальник Управления контрразведки Сергей Семочко - он посылал врачам и чиновникам письма, в которых напоминал об уголовных проблемы «Диавиты» и просил предотвратить «коррупционных действий и злоупотреблений» и обеспечить добросовестную конкуренцию (подробнее об этом деле можно прочитать здесь) .

Историю с «дискриминационности требований» заказчиков и заточки торгов по закупке материалов для перитонеального диализа под «Baxterьа» начали отыгрывать и фрезенивци - дистрибьюторы конкурирующего «Fresenius Medical Care». Они вдруг начали оспаривать в АМКУ эти торги, приостанавливая их (о том, что «дискриминационности» требований на специфическом рынке диализа является понятием неоднозначным, читайте в материале «Деньги на крови рекомендуемая дискриминация»). По статистике АМКУ, в 2015 году в комитет поступило всего 22 жалобы (и по ГД, и по ПД), тогда как в 2016 году количество полученных жалоб достигло 78.

Одной из компаний, которая чаще остальных жаловалась по поводу дискриминацийности требований именно на закупках материалов для ПД, была компания «Линк-Медитал». Данные с таможни, подтвердили, что фирма работает по «косвенным контрактам», поэтому мы присмотрелись подробнее в ее ценового поведения на госзакупках.

В выборку попали тендеры с участием «Линк-Медиталу» с начала 2017 по конец марта 2018 года. За это время фирма приняла участие всего в 163 тендерах. Нас заинтересовали те 69 лотов, успешные и неуспешные, предметом закупки на которых расходные материалы для перитонеального диализа.

Компания участвовала в тендерах по четырех конкурентных ситуаций: 1) Когда «Диавита» была на торгах; 2) Когда «Диавиту» выбросили на этапе преквалификации; 3) Когда «Диавиту» выбросили после аукциона; 4) Когда «Диавиты» не было на торгах.

Диапазон цен на основные препараты от «Линк-Медитал» в течение рассматриваемого времени выглядел так:
tab1
Самые дорогие из контрактов были заключены в результате тендеров, которые по разным причинам прошли без «Диавиты». На тех из них, где фирма принимала полноценное участие, «Линк-Медитал» стремительно падал в цене. По львиной части таких соглашений позже были заключены допсоглашение на повышение цены.

Нами зафиксировано 13 тендеров «без" Диавиты "» - на шести из них фирму выбросили на этапе преквалификации или аукциона. Для того, чтобы торги состоялись, «Линк-Медитал» привлекал к аукционам еще одного фрезенивського спарринг-партнера - фирму «Ренарт».

Ценовой диапазон на материалы от «Линк-Медиталу» «с Диавитою» и «без Диавиты», выглядит так:
Простые подсчеты показывают, что при конкуренции с «Диавитою» «Линк-Медитал» соглашался на контракты с ценой на наиболее часто закупаемые материалы (растворы и дезинфекционные колпачки) вдвое ниже той, которую фиксировал в договорах по тендерам «без Диавиты».

Для установления ориентировочного процента переплаты по материалам от «Линк-Медитал», которые закупаются за «косвенные контракты», по сравнению с материалами, которые заходят в Украину напрямую, мы сравнили цены на материалы компании с ценами «Диавиты» - поскольку «Бакстер» и «Фрезениус» конкурируют на глобальном рынке и существенная разница в ценах могла бы стать приговором для одного из производителей, себестоимость их базовых расходных материалов ориентировочно соответствует друг другу.

Наиболее показательным в анализе цен на расходные материалы для ПД является наиболее неприхотлив с точки зрения производственных затрат расходный материал - дезинфицирующее колпачок. В случае «Бакстера» это «колпачок разъединительных дезинфицирующее MiniCap», в случае «Фрезениус» - «дезинфекционный колпачок Stay Safe».

Так вот в сентябре 2017 года с разницей в менее чем неделю «Диавита» импортировала колпачки по прямому контракту по цене 15,87 грн / единица, тогда как «Линк-Медитал» - по 21,53 грн за колпачок, то есть на 26% дороже.

Анализ цен, зафиксированных в договорах с бюджетниками, - также не в пользу «Линк-Медиталу». Например, на одном из самых дорогих аукционов анализируемого периода, ценовая разница на растворах от «Диавиты» и «Линк-Медиталу» составляла 17-23%.

Чтобы измерить где мы в «рейтинге» переплат по схеме импорта лекарств по «косвенным контрактам» - вот закупочный опыт наших соседей.

Например, для медицинских учреждений Польши фистульни иглы для гемодиализа стоят не более 1 злотого (7-8 гривен), тогда как бюджетники Украины заказывают их по цене в диапазоне от 19 до 29 гривен.
tab3
Закупка расходных материалов для ГД больницей в Хшануве с марта этого года (Малопольское воеводство, Польша)

В России все еще хуже. Местные больницы иногда заказывают эти же иглы по 21 рублю за штуку, но бывает и по 109 руб (46 грн), или даже по 161 рублю за иголку (68 грн).
tab4
Итак, подытоживая:

Расходные материалы для диализа закупаются по ценам, завитыми в результате импорта через «косвенные контракты».
СБУ привлечена в этот процесс и открыто борется с фирмами, которые отказываются работать по старому образцу - через уголовные производства и из-за блокирования закупок руками тех участников рынка, не перешли на прямые контракты.
Хотя, возможно, мы неправильно трактуем действия СБУ и торопим события, - а на самом деле Служба решила навести порядок на рынке расходных материалов для диализа с пользой для государства и пациентов. Просто начала «не из тех» и «не так».

В таком случае в завершение публикуем небольшую справку о структуре собственности упомянутых в тексте компаний, а также экспортеров-посредников «Линк-Медиталу».

По данным таможни, львиную долю препаратов для диализа «Линк-Медитал» импортирует в компании «Neomed Global sro» (Чехия), несколько операций импорта зафиксированы от экспортера «Alliance Healthcare sro» (Чехия), при этом, вторым экспортером вместе с этой фирмой значится упомянутый «Неомед».

Первыми учредителями «НЕОМЕД» были украинцы Никита Бернацкий и Роман Нога. В 2013-2014 годах третьим участником компании был Сергей Сумин - владелец дружественной «Линк-Медиталу» компании «Ренарт». В апреле 2016 100% «НЕОМЕД» зарегистрировали на кипрский оффшор «Fralay Ltd», основанный накануне - в феврале того же года.

По данным кипрского бизнес-регистра, единоличным владельцем и руководителем фирмы «Fralay» является киприот Стилиан Стилиан (Στυλιανοσ Στυλιανου).

Руководителем «Линк-Медитал» от декабря 2016 является Геннадий Нерсесян, который во времена Януковича працювавспециалистом в Управлении мониторинга государственных целевых программ и государственных закупок Минздрава под руководством Романа Богачева.

Владельцем «Линк-Медиталу» является Алексей Барышевский, однако ранее он контролировал фирму на пару с отцом - Николаем Барышевский. Последний известен как бывший руководитель и соучредитель фармацевтической компании «Бакмед».

В «Диавиты» именно «Бакмед» представлял продукцию «Бакстера».

В прошлом году «Бакмед» переписали на нигерийца Грантсона Мадуако и перенесли место регистрации из Киева в Харьков.

В истории владельцев «Бакмеда» числились Леонид Калинник и Сергей Ледин (нынешний совладелец «Диавиты», которую делит с сыном Дмитрием Ледин), в свое время работали на руководящих должностях в ГП «Укрмедпостач», которое было одним из первых соучредителей «Бакмеда».

Последним владельцем «Бакмеда» накануне того, как фирма «слили» в Харьков, было венгерское ООО «Иммедекс Европа» ( «Immedex Europe Kft»), а бенефициарами - венгры Сабо Габор, Меньхаи Акош и Мадяар Чаба.

По материалам: ord-ua.com

Читайте также: Украинская кровь течет на запад