Десять топ-менеджеров НБУ заявили об отставке. Что случилось и причем тут Кирилл Шевченко?

907

1 июля 2020 экс-глава Нацбанка Яков Смолий заявил о политическом давлении и ушел в отставку. Год спустя внутри НБУ все еще неспокойно

В НБУ кадровый скандал: в отставку ушли все девять руководителей департамента лицензирования во главе с директором Александром Бевзом. В этот же день об уходе заявил глава департамента финансовой стабильности Виталий Ваврищук.

Причина одна. Топ-менеджеры Нацбанка заявили о «централизации принятия решений в одних руках». Точнее, в руках главы НБУ Кирилла Шевченко.

Демарш команды Бевза и уход Ваврищука подчеркивает конфликт в топ-руководстве Нацбанка. Они – одни из немногих директоров департаментов НБУ, которые оставались работать в НБУ после прихода Шевченко в июле 2020 года. Совсем скоро в составе правления регулятора останется только один человек из «старой команды» – Катерина Рожкова.

«Отошли от стандартов». Хроника демарша в НБУ

«Централизация в одних руках, замена коллегиальности директивным принятием решений – по нашему мнению это недопустимо в работе Национального банка, – написал в facebook Бевз, комментируя отставку. – Мы хотели бы остаться работать в НБУ, но теперь это невозможно».

Бевз также отметил, что Нацбанк «далеко отошел от стандартов», которые касаются прозрачного принятия решений и независимой работы надзорных комитетов и департаментов.

Ваврищук, написавший об уходе через несколько часов, сказал, что «полностью разделяет позицию коллег».

Как уточнил в комментарии Бевз, изначально он планировал уходить один, однако другие руководители департамента, также решили написать заявление.

Уволившиеся менеджеры останутся работать в НБУ еще на две недели, уточнил высокопоставленный источник в Нацбанке. Замена будет назначена позже, сообщила пресс-служба регулятора.

Кто такие Бевз и Ваврищук

Департаменты лицензирования и финансовой стабильности – одни из ключевых в Нацбанке. Лицензирование входит в вертикаль заместителя правления Ярослава Матузки, финстабильность курирует Дмитрий Сологуб.

Команда Бевза проводила предподготовку перед решениями регулятора о доступе на рынок новых компаний (прежде всего – банков), согласованию руководителей финучреждений, давала предварительное разрешение проводить сделки по продаже/слиянию, проводила оценку прозрачности структур собственности.

В ведомстве Ваврищука – риски банковской системы, в том числе, адекватность подходов к кредитованию.

Именно эти департаменты занимались одной из ключевых банковских реформ НБУ последних семи лет – очисткой банковского сектора. Среди достижений – составление списка конечных бенефициаров всех украинских банков, докапитализация и выявление проблемы связанных кредитов.

Подразделение Бевза также участвовало в отказах со стороны НБУ нескольким крупным сделкам по покупке банков. В частности Нацбанк в разное время отказывал Сергею Тигипко, Павлу Фуксу, Максиму Микитасю и Александру Ярославскому, которые претендовали на Проминвестбанк, беларускому партнеру Виктора Медведчука Николаю Воробью, который хотел купить БТА Банк, а также потенциальным покупателям «дочки» Сбербанка – российскому нефтяному магнату Михаилу Гуцериеву с партнерами.

«Смотрящие» и продажа Сбербанка. Почему менеджеры уходят из НБУ

Три собеседника LIGA.net в топ-руководстве Нацбанка отметили, что у куратора департамента лицензирования в правлении НБУ Матузки не было профессиональных расхождений с Бевзом и его департаментом. «Остальное – конспирология», – сказал один из них.

Два других собеседника из НБУ, знакомых с ситуацией вокруг департамента лицензирования, назвали несколько конфликтных точек, которые привели к отставке.

Во-первых, в департамент лицензирования планировалось назначить нового заместителя. Инициатором якобы выступал Шевченко. Это вызвало у Бевза опасения в намерении главы иметь карманный департамент, ответственный за ключевые решения на банковском рынке, отмечает собеседник, близко знакомый с ситуацией.

Во-вторых, Шевченко несколько недель не подписывал расширение департамента несмотря на то, что его согласовали остальные пять членов правления.

В третьих, зависли ряд кадровых вопросов. В частности, НБУ не согласовал члена правления Ощадбанка Дмитрия Буца, хотя квалификационная комиссия Нацбанка (состоит из топ-руководителей разных департаментов, Бевз – заместитель главы комиссии) рекомендовала его кандидатуру. И наоборот – согласование Алексея Руднева главой Аккордбанка несмотря на то, что он работал на топ-менеджерской позиции в банке Финансы и Кредит Константина Жеваго (обанкротился в 2015 году).

В-четвертых, были спорные решения о небанковских учреждениях. НБУ якобы затягивал с мерами воздействия в отношении некоторых компаний.

В-пятых, расхождение по покупке украинской «дочки» Сбербанка бизнесменами Андреем Веревским, Андреем Иванчуком и Виталием Хомутынником. Пока эти фамилии обсуждались в НБУ неофициально, НБУ не получал документов от потенциальных покупателей, уточнили два собеседника в Нацбанке. Однако, топ-руководство якобы лояльно относится к этой сделке, хотя департамент лицензирования жестко выступает против.

В-шестых, Бевз и Ваврищук – люди из «старой команды». Рожкова поддержала назначение Бевза директором департамента в 2017 году, рассказал экс-высокопоставленный сотрудник Нацбанка. Ваврищук возглавил финстабильность во времена Валерии Гонтаревой: он пришел в Нацбанк еще раньше, чем Рожкова – в марте 2015-го.

НБУ уже не тот. Что изменилось за год при Шевченко

16 июля исполнится ровно год, как Кирилл Шевченко руководит Нацбанком.

Он возглавил НБУ при довольно скандальных обстоятельствах: прежний руководитель Яков Смолий подал в отставку, заявив о систематическом политическом давлении. Совпадение или нет, но демарш Бевза и Ваврищука произошел на годовщину заявления Смолия (1 июля 2020-го).

Смена руководства тогда вызывала опасения у рынка относительно лояльности обновленного НБУ политикам, в частности, Офису президента. На практике этот риск не реализовался, однако регулятор все же изменился. Именно смена менеджмента на многих ключевых позициях и новый подход к принятию решений – одни из самых заметных трендов с момента смены главы НБУ.

«У Шевченко коллегиальный стиль менеджмента, он охотно делегирует полномочия сильным сотрудникам, но решения принимает сам», – так описывал Шевченко один из коллег банкира по Укргазбанку.

Собеседники в НБУ подтверждают эту характеристику, с одной – важнейшей – оговоркой: коллегиальности, которая предусматривает «право вето» у всех сотрудников топ-уровня, в регуляторе стало значительно меньше.

«В НБУ работают серьезные профессионалы. Раньше, если кто-то выступал против конкретного решения, значит, он видел очень большие риски, которые нельзя было игнорировать, – говорит экс-замдиректора департамента финансовой стабильности НБУ Евгений Дубогрыз. – Сейчас же я вижу движение в сторону принятия решений «простым большинством».

Уже через три месяца после назначения Шевченко в Нацбанке на две трети обновилось правление и ушло полтора десятка директоров департаментов. В ближайшее время заявление об уходе может написать директор департамента выездных проверок Денис Новиков, сообщили LIGA.net три высокопоставленных собеседника в НБУ. С 12 июля Нацбанк покидает старожил правления Дмитрий Сологуб.

В конце 2020-го Шевченко инициировал «выговор» Сологубу и Рожковой. Позже правление перевело Рожкову с влиятельной позиции куратора банковского надзора на должность зампреда по административным вопросам.

Срок полномочий Рожковой истекает через четыре года. Также в Нацбанке пока остаются «дошевченковские» директора департаментов методологии Наталия Иваненко и банковского надзора Наталия Дегтярева.

«При Гонтаревой и Смолие система Нацбанка основывалась на внутренней свободе, в том числе, это касается высказываний, – рассказывала в одном из интервью LIGA.net Рожкова. – На мой взгляд, это была более демократичная организация. То, что я вижу сейчас – более автократичный стиль».

Значит ли это, что времена нереформированного НБУ времен глав Владимира Стельмаха и Сергея Арбузова возвращаются?

«Я считаю одним из главных достижений реформы НБУ была коллегиальность в принятии решений. Сиюминутного развала нет, – рассказал  замглавы НБУ Сологуб. – Но мы видим общую тенденцию в стране на приостановку структурных реформ, происходящее в НБУ вписывается в нее».