Дело Тимошенко об убийстве Щербаня разваливается из-за показаний депутата от ПР

830

31 августа в деле Тимошенко появился новый неожиданный свидетель, выступление которого наносит удар по всей системе обвинений, выстраиваемой Генеральной прокуратурой. Депутат ПР Юрий Болдырев сделал без преувеличения сенсационное заявление на пресс-конференции в Киеве. Победа на парламентских выборах 2012 года, которую планируют Виктор Янукович* и Партия регионов, должна быть весомой и убедительной. Но она не может быть полной, если цифра, которую собираются написать сформированные из верных людей окружные комиссии и Центризбирком, не будет признана руководством США, Евросоюза, России и мирового сообщества. Однако после скандального осуждения лидеров оппозиции расчет на признание результатов Западом имеет призрачные шансы. Главным нарушением за рубежом называют устранение от выборов лидера «Батькивщины».

31 августа в деле Тимошенко появился новый неожиданный свидетель, выступление которого наносит удар по всей системе обвинений, которую выстраивает Генеральная прокуратура. Депутат ПР Юрий Болдырев сделал без преувеличения сенсационное заявление на пресс-конференции в Киеве:

“Я буду свидетельствовать, что от Щербаня фамилии Тимошенко я не слышал. Он мне сказал, что: “Они уже все решили”, имея в виду, что его (Щербаня) убьют. Я спросил: “Кто они?”. “Лазаренко”. Щербань считал, что убийство Ахатя Брагина заказал Лазаренко, и следующим будет он сам. Об этом мне Щербань говорил осенью 95-го года, а осенью 96-го года его убили, но я не слышал фамилии Тимошенко в этом контексте”, — рассказал Болдырев о своем общении со Щербанем.

Эти показания радикально меняют картину свидетельских показаний в деле. Как известно, в настоящее время основным обвинением против Тимошенко первый заместитель Генпрокурора Ренат Кузьмин* называет заказ лидером БЮТ убийства донецкого бизнесмена Евгения Щербаня 16 лет назад. В качестве доказательств в деле присутствовали только слова двух свидетелей — сына Щербаня Артема и бизнес-партнера Павла Лазаренко Петра Кириченко. Они не были свидетелями заказа убийства — они лишь слышали, как им, якобы, говорили об этом. Руслана Щербаню об угрозах со стороны Тимошенко якобы рассказал сам отец. Однако доводы Кузьмина разбивает представитель действующей власти и друг Евгения Щербаня. Который также может доказать свои близкие отношения с убитым бизнесменом. Таким образом, вся хрупкая паутина обвинения, с такими трудностями выстраиваемая Ренатом Равильевичем, рвется под ударом самой Партии регионов.

Первый заместитель Генерального прокурора Ренат Кузьмин взял на себя личное обязательство перед президентом. Он гарантировал, что во-первых, у него хватит воли посадить Юлю. А во-вторых, что собранные им доказательства тяжких преступлений для европейцев окажутся неоспоримыми.

“Дело об исполнителях убийства Щербаня было расследовано, направлено в суд, и по нему есть приговор. Дело по заказчику выделили в отдельное производство, расследовали сотрудники центрального аппарата Генпрокуратуры, установив причастных к организации и финансированию этого заказного преступления. Мы намерены выдвинуть Юлии Тимошенко обвинения в соучастии в нем” — заявил Кузьмин в августе 2012-го.

У Рената Равильевича жесткие сроки — «разоблачение» Тимошенко должно состояться до конца октября, до выборов. Каковы перспективы его работы? Ставки для Кузьмина необычайно высоки. Кузьмин имеет практически неограниченные полномочия решения вопросов в ГПУ и личный доступ к президенту Януковичу. Провал обвинений в организации убийства Щербаня для Кузьмина означает личное фиаско. Значит, доказательная база останется весьма сомнительной для общественного мнения как в Украине так и за рубежом. Значит, обязательства Кузьмина найти против Тимошенко убойный компромат останутся пустыми словами.

А ведь какие силы брошены на решение задачи! Следственно-оперативная группа по Тимошенко под руководством Кузьмина войдет в историю как самое большое по численности подразделение, созданное в Украине для расследования одного дела. Это несколько сот человек, из различных ведомств и служб. Наши источники позволяют получить представление, в каком направлении действует Кузьмин в настоящее время, и сможет ли он выполнить взятые на себя обязательства перед президентом Януковичем.

О том, на чем будет основано обвинение против Тимошенко, Кузьмин рассказал еще год назад: “В материалах американских уголовных дел против Лазаренко есть интересная информация. Допрошенный прокуратурой США свидетель по делу Лазаренко прямо сказал, что киллер за убийство Щербаня получил деньги со счетов Лазаренко и Тимошенко. Свидетель ссылается на разговор с заказчиком, который сказал: “Юля заплатит”, имея в виду заплатит за убийство… Эти материалы находятся в США… Как и свидетели, которые давали эти показания американским прокурорам”.

Свидетель, о котором говорит Кузьмин — это Петр Кириченко, бизнес-партнер экс-премьера Павла Лазаренко. Тот человек, который непосредственно руководил финансовыми операциями и проводками компании «ORPHIN S.A.». Именно эта фирма аккумулировала поступления от многих бизнесов, с которых получал свою долю Лазаренко, и направляла их туда, куда решал Павел Иванович. В частности, на счета «Матроса» — криминального авторитета Александра Мильченко, который согласно приговору Луганского апелляционного суда организовал убийство бизнесмена и политика Евгения Щербаня. (При этом стоит отметить очень шаткую доказательную базу и против самого «Матроса». Поскольку Мильченко к тому времени не было в живых, суд обвинил его на основании показаний свидетеля, который якобы слышал об этом от другого свидетеля. Оба этих свидетеля в настоящий момент погибли. Один из них — прямо в камере Донецкого СИЗО)..

Таким образом, для доказательства причастности Тимошенко к заказу убийства следствие должно: а) получить необходимые свидетельские показания от Кириченко; б) подтвердить факт оплаты демонстрацией перечисления средств со счетов компаний Тимошенко на Мильченко.

О ключевой роли Кириченко Кузьмин сказал в августе 2011 года. Но как получить его показания? Ведь Кириченко как свидетель по делу Лазаренко находится в США, где он получил защиту и гражданство? Будет ли он рисковать своим благополучным статусом, чтобы снова становиться героем нового уголовного дела?

Очевидно, нет. Но Кириченко не потерял связей с Украиной, и за эти ниточки его оказалось возможным притянуть. Здесь осталось значительное количество имущества, на которое наложен арест. В августе 2011-го Служба безопасности проводит операцию по выманиванию Кириченко на родину. По различным каналам в США передается информация о снятии ареста с киевских квартир Кириченко. Они исключаются из базы отягощений. Находятся брокеры, которые в разгар кризиса и остановки рынка недвижимости предлагают интересные цены на эти квартиры. По интересному совпадению, купить квартиру у главного свидетеля по делу Тимошенко решила… жена народного депутата Владимира Пилипенко, который находится в хороших рабочих отношениях с Ренатом Кузьминым, главным расследователем дела.

4 сентября в Киев прилетает супруга Кириченко Изабелла. Она должна была встретиться с брокером, чтобы оформить сделку и получить деньги. Это была ловушка. С квартиры не был снят арест. Гражданку США задержали сотрудники СБУ, и по смехотворному обвинению, будто она желает продать квартиру, находящуюся под арестом, поместили в СИЗО СБУ.

Цель была достигнута. Петр Кириченко вышел на связь. Ему были озвучены весьма простые условия — показания в обмен на жену. Сделка состоялась. В ноябре 2011-го состоялась серия допросов Кириченко по телефону.

Протоколы допросов попали в распоряжение «Украинской правды». Желание освободить жену из-под стражи развязало Кириченко язык, и он «вдруг» вспомнил такие подробности причастности Тимошенко к убийству Щербаня, о которых ни разу не вспомнил на многодневных допросах американской Фемиды, за все три года следствия в США.

Если на суде против Лазаренко Кириченко во всех грехах обвинял своего друга и делового партнера, то после ареста жены Кириченко начал говорить только о Тимошенко. “Гроші Мільченку перераховував за вказівкою Лазаренка в зв’язку з тим, що коли ЄЕСУ зайшло на газовий ринок Донецької області, в Тимошенко виникли проблеми, і їй була потрібна допомога кримінального авторитету. Коли вона отримала газові контракти, вона пішла в Донецький регіон, і там у неї хтось щось забрав. І, звісно, в неї виникли проблеми, була небезпека її життю, і їй знадобився кримінальний дах”.”Сума 3 мільйони доларів була переведена на рахунок Мільченка в банку на Антигуа. (…) Там були проблеми, що Лазаренко не давав мені команди переводити ці гроші. Мені декілька разів дзвонив Мільченко. Я так розумію, що в Лазаренка були гроші, але він чомусь не платив. Я думаю, що він чекав, коли Тимошенко переб’є цю суму, яку треба було заплатити окремо Мільченку. Я казав, що Мільченко весь час дзвонить, непокоїться, Лазаренко відповів, що передай, нехай не хвилюється, Юля заплатить” — заявил Кириченко ГПУ.

Слова свидетеля полностью опровергаются проводками по счетам фирмы«ORPHIN S.A.» Первый платеж криминальному авторитету был осуществлен еще до того, как фирма «Somolli Enterprises Ltd», которую ГПУ связывает с Тимошенко, начала перечислять какие-либо средства на счета Кириченко.

Как отметила «Украинская правда»: «Далі Кириченко розповів, що коли наприкінці 1997 року “Матрос” помер, його дружина подзвонила Кириченку. Вона повідомила, що Кушнір буде замість Мільченка кришувати Лазаренка та Тимошенко.

“Він розповідав, чим може допомогти. Говорив, що у нього є бригада, що Тимошенко може не турбуватися. Всі проблеми, які можуть виникнути в Тимошенко, він зніме” , — переказав Кириченко зміст своєї розмови з Кушніром. У неуважного читача може скластися враження, що вбивство Щербаня і було цим “зняттям проблеми” . Але це не так — згадана розмова відбувалася не “до”, а через рік “після” цього злочину в Донецькому аеропорту (и была ли эта беседа вообще? - Авт.).

Крім того, в показах Кириченка незрозуміло ще одне. Якщо “Матрос” і Кушнір захищали саме Тимошенко від неприємностей у Донецькій області, то чому з ними розраховувалася не вона, а Лазаренко? Та ще з таким відтермінуванням платежу? Адже Мільченко отримав гроші в останні місяці перебування Лазаренка при владі».

Изабеллу Кириченко выпустили, и она улетела в США. Но, очевидно, что показания Кириченко не оказались исчерпывающими для следствия. Вернее, для того результата, который ожидает от следствия Кузьмин. О том, что Кузьмин обеспокоен недостаточностью улик и свидетельств против Тимошенко, показал тайный визит самого Рената Кузьмина и трех сотрудников Генеральной прокуратуры в США в июле 2012 года. Как говорят источники «Цензор.Нет», поездка проходила в режиме секретности. Украинская делегация старалась не расшифровать свои цели перед американскими властями, и посещение было оформлено по старым, недипломатическим визам. В Сан-Франциско Кузьмин встретился с Кириченко и предложил ему сделку — более подробные признательные обвинения против Тимошенко якобы в обмен на… снятие ареста со всего недвижимого имущества Кириченко в Украине, и возможность его беспрепятственно реализовать.

Вот список недвижимости, принадлежащей Кириченко в Киеве согласно Реестру отягощений имущества Минюста:

1. Кв. №7 по улице Рейтарской, 28 в Киеве, общей площадью 147,43 кв.м.

2. Соседняя кв. № 8 в том же доме, общей площадью 157,7 кв.м. Обе квартиры фактически принадлежат панамской фирме «GHP Corporation» (Панама), собственником которой является Петр Кириченко.

3. Кв.№5 в том же доме на Рейтарской, 28 общей площадью 145,6 кв.м., которая оформлена на американскую фирму «Dugsbery Inc», подконтрольную Кириченко.

4. Кв. № 5 по улице Ярославов вал, дом 4 в Киеве, общей площадью 304,95 кв.м, которая принадлежит лично Петру Кириченко.

Общая рыночная стоимость 755 кв.метров этой элитной недвижимости в центре столицы, по существующим оценкам риелтеров, составляет на сегодняшний день от 3 до 5 миллионов долларов США.

Судя по заявлениям первого заместителя Генерального прокурора, Кириченко не смог отказаться от этого предложения. По нашим данным, Петр Кириченко дал добро на личное участие в процессе против Тимошенко.

Это согласие, по замыслу ГПУ, будет иметь ключевое значение для легитимизации обвинений против Тимошенко на Западе. Для всех очевидно, что показания Руслана Щербаня о заказе убийства его отца, Евгения, по заказу Тимошенко не могут служить надежной уликой.

Но участие в процессе Кириченко позволит Кузьмину обеспечить подтверждение слов Щербаня вполне статусным свидетелем. Официальный разоблачитель Лазаренко, располагающий видом на жительство в США, чье участие в операциях Лазаренко было установлено американским судом. Тем более если показания Кириченко и Щербаня будут подтверждать друг друга в деталях и взаимно дополнять.

Однако совершенно неожиданно всю шаткость заявлений Щербаня и Кириченко опровергла сама Партия регионов в лице Болдырева!

Не прогнозируемые для Генпрокуратуры последствия также создает позиция властей США. Петр Кириченко получил вид на жительство согласно контракту с Федеральным бюро расследований. Власти США не давали ему разрешения на несанкционированные контакты с зарубежными следственными органами. После встречи с Кириченко МИД Украины получил от госдепартамента США в августе ноту протеста — о недопустимости проведения следственно-оперативных действий на своей территории, не согласованной с официальными властями. В ответ украинские дипломаты заявили, что Кузьмин, находившийся с частным визитом, «инспектировал консульские учреждения» в Калифорнии.

Таким образом, показания Кириченко должны стать главной уликой против Тимошенко. Но сможет ли их дать Кириченко, если власти США сочтут его поведение нарушением условий соглашения с американским правосудием?

Как во времена знаменитых процессов Вышинского, царицей доказательств в деле Тимошенко должно стать признание свидетелей. Дело в том, что схема расчетов между структурами Лазаренко и Мильченко не может служить доказательством.

Во-первых, показания Кириченко получены под давлением, с помощью шантажа, не смогут стать убедительным свидетельством.

Во-вторых, попытка Кириченко представить главным организатором работы коррупционного тандема Лазаренко-Кириченко Юлию Тимошенко выглядит довольно абсурдно. Поскольку полностью противоречит показаниям Кириченко в американском суде. Лазаренко получил приговор благодаря свидетельствам Кириченко, что именно Павел Иванович был главой преступной организации, вымогавшей деньги у бизнесменов и отмывавшей их затем на оффшорных счетах.

В-третьих, документально доказать можно только одно — что именно Кириченко осуществлял платежи на Мильченко и его супругу Снитко.

Во-четвертых, определить происхождение средств, которые поступили на счета Кириченко, и которые он затем перечислил Мильченко, невозможно. Есть установленные противоречия по времени и срокам перечисления средств.

В-пятых, в деле нет данных, что на счета Мильченко поступили деньги от контролируемых, по данным следствия, Юлией Тимошенко компаний — и прежде всего от «Somolli Enterprises Ltd».

В-шестых, в деле есть данные, которые позволяют допустить факт перечисления средств на счета Мильченко по указанию Лазаренко, но полных доказательств этой версии следствие добыть не смогло.

В-седьмых, анализ материалов относительно перечисления средств различными компаниями на счета фирм, контролируемых Кириченко, показывает — некоторые из этих компаний не являлись оффшорами, а имели вполне благополучную на Западе репутацию. Деньги на счета Кириченко поступали в качестве коммерческих договоренностей, и доказать какую-либо связь между движением этих денег и преступной деятельностью, в частности, убийством Щербаня, невозможно.

И восьмое. Показания депутата ПР Юрия Болдырева уже не позволяют строить дело только на свидетельствах, полученных от Руслана Щербаня и Кириченко. Имиджевая кампания Кузьмина и промо-тур по странам ЕС с презентацией дела Тимошенко рассыпается, как карточный домик. Слово против слова. Будут ли убедительными для украинского и мирового общественного мнения обвинения против Тимошенко, выбитые группой Кузьмина из Кириченко и Руслана Щербаня? А без наличия хотя бы элементарных документов эти слова не стоят ничего. Как и обязательство Кузьмина доказать причастность Тимошенко к убийству Щербаня.

Но самым скандальным станет не просто предвыборный провал обвинений Кузьмина. Первый замгенпрокурора накануне выборов покажет всему миру методы действий украинской власти против оппозиции. Вместо амбициозной попытки устранить с политической арены главного оппонента Виктора Януковича, Ренат Кузьмин готовит скандал, от которого украинским властям будет очень тяжело отмыться.

Красноречивым показателем отношения Запада к этому делу является позиция Евросоюза. Комментируя поездки Кузьмина в Европу и его пиар-акции по рекламированию «преступлений» Тимошенко, а также деятельности Кузьмина, посол ЕС Жозе Мануел Пинту Тейшейра заявил:

- Я лично не думаю, что эти инициативы могут иметь значительное влияние. Те, кто действительно интересуется отношениями с Украиной, отслеживают события в вашей стране. Поэтому их эти инициативы (Кузьмина) не могут ввести в заблуждение.

По материалам ord-ua.com