Дело Касько: месть ГПУ или мошенничество?
10 апреля стало известно, что ГПУ открыла уголовное производство против бывшего заместителя Генпрокурора Виталия Касько. Его обвинили в мошенничестве и нанесению материального урона казне на сумму в 1,8 млн гривен. По информации Генпрокуратуры, Касько, предоставив недостоверную информацию, получил две служебных квартиры, которые затем приватизировал.
Сам Касько опроверг все обвинения. По его словам, получил лишь одну служебную квартиру, которую приватизировал. Касько считает, что уголовное производство против него – это политическая расправа за критику ГПУ. Напомним, Касько публично заявил, что в ГПУ со времен Виктора Пшонки ничего не изменилось, в ведомстве царит коррупция и круговая порука. Бывший заместитель Генпрокурора заявлил, что его пытаются заставить покинуть территорию Украины, но он этого не сделает и будет отстаивать свою невиновность в судах разных инстанций. Большинство народных депутатов считают, что действия вокруг Касько похожи на политическую расправ.
Виталия Касько, во время его работы в ГПУ, называли человеком из команды «реформаторов». «Рреформаторы» стали популярны после того, как начали расследовать дело «бриллиантовых прокуроров». 15 февраля Касько сообщил, что увольняется из органов Генпрокуратуры, так как в ведомстве процветает круговая порука и коррупция. Замгенрокурора отметил, что в ГПУ ничего не изменилось со времен Генпрокурора Виктора Пшонки. 16 февраля глава ГПУ Виктор Шокин уволил Касько из ГПУ. После чего уже бывший сотрудник Генпрокуратуры восстановился в реестре адвокатов.
После увольнения Касько неоднократно критиковал ГПУ и самого Шокина. Касько заявил, что его неоднократно пытались заставить выполнять указания, которые давал народный депутат из фракции БПП Игорь Кононенко. Касько считает, что именно Шокин, еще будучи главой ГПУ инициировал открытие уголовного дела против него.
Ночное вручение подозрения
В ночь с 10 на 11 апреля Виталию Касько пытались огласить подозрение в совершении мошеннических действий. По словам самого Касько, в 10 часов вечера он подошел к своей машине. Она была вся измена каким-то веществом. По его мнению, это сотрудники ГПУ сделали специально, чтобы задержать его. Возле автомобиля к нему подошли неизвестные и попытались зачитать подозрение. Касько вызвал на место своего адвоката Евгения Грушковца, прибыли и народные депутаты.
По словам адвоката, люди, которые находились рядом с Касько, не представились и не показали свои удостоверения. Они проводили следственные действия ночью, что прямо запрещено законодательством. Помимо этого, оставили повестку на допрос в ГПУ на машине, а не вручили ее в руки и ушли. Сам Касько добавляет, что согласно закону, ему как адвокату, подозрение может зачитывать либо замгенпрокурора, либо сам Генпрокурор. Таким образом сотрудники ГПУ нарушили буквально все нормы законодательства, которые можно нарушить.
В свою очередь прокурор ГПУ Владислав Куценко сообщил, что все следственные действия якобы проходили в рамках закона. Он отметил, что зачитать подозрение Касько вынуждены были ночью, поскольку в течение нескольких дней не могли его найти. Куценко добавил, что бывшего заместителя Генпрокурора подозревают в мошенничестве.
Злополучные квартиры заместителя Гепрокурора
По версии следствия, Касько присвоил две государственные квартиры, чем нанес ущерб казне на сумму в 1, 8 млн гривен. По информации из ГПУ, в 2003 году Касько получил служебную однокомнатную квартиру в Печерском районе. Ее через некоторое время приватизировала его мать. В 2010 году Касько опять обратился к генпрокурору с просьбой предоставить ему служебное жилье. Якеобы он сообщил, что проживает вместе с дедушкой, матерью и сестрой. После этого, ему выделили в том же Печерском районе трехкомнатную квартиру площадью 155 квадратных метров. После получения жилья, он уволился из ГПУ, а в марте 2014 году приватизировал служебную квартиру. 28 марта Печерский суд столицы по ходатайству Шокина наложил арест на квартиру Касько и запретил ее продавать и отчуждать.
Своя версия происходящего у самого Касько. По его словам, в органах прокуратуры работает с 1998 года. В 2002 году его пригласили на работу в ГПУ. В связи с переездом из Львова в Киев власть ему выделила однокомнатную квартиру с жилой площадью 19м2. Касько настаивает, что это жилье ему не предоставляла ГПУ. Он подтверждает, что эту квартиру приватизировала его мать. В 2005 году он ушел из Генпрокуратуры, так как не видел перспектив карьерного роста и работал адвокатом, через два года его пригласили вернуться и возглавить одно из управлений. В 2008 году, заявляет Касько, ГПУ сама инициировала выделение ему трехкомнатной квартиры. При этом Касько подчеркнул, что это было первое и единственное служебное жилье, которое он получил. Касько говорит, что вскоре уволился из ГПУ, но только потому, что не хотел работать под началом Виктора Пшонки. И вернулся работать только в составе новой команды прокуроров-реформаторов. Касько заявляет, ГПУ манипулирует информацией и хотел бы обнародовать все документы, которые касаются жилья, но не может, т.к. это тайна следствия.
Политическая расправа?
Ряд народных депутатов считают, уголовное производство против Касько – это позор ГПУ. В частности об этом заявил нардеп от БПП Сергей Лещенко. По его словам, игнорируются дела против известных коррупционеров, которые спокойно выводят деньги из страны, но в то же время устраивается демонстративное преследование Касько. Согласна с таким мнением и нардеп Светлана Залищук. Она считает, что подозрение Касько в мошенничестве возвращает страну во времена Виктора Януковича, ГПУ теперь работает, как репрессивная машина.
Поддержал своего бывшего коллегу и бывший заместитель Генпрокурора Давид Сакварелидзе, которого уволил Шокин за то, что он своими действиями дискредитировал прокуратуру. Бывший чиновник заявляет, преследование Касько – это месть его бывших коллег. Он считает, что прокуроры и следователи должны гоняться не за «каськами», а расследовать дела «неприкасаемых» - бывших и действующих чиновников, которые используют незаконные схемы, чтобы воровать миллионы.
В то же время, народные депутаты завили – готовы взять Касько на поруки, если его решат заключить под стражу. В свою очередь нардепы Егор Соболев и Семен Семенченко добавили, что если Печерский суд примет такое решение, то нужно будет выходить на протесты под ГПУ.
Впрочем, депутатам не пришлось брать Касько на поруки. Печерский райсуд отказался удовлетворить ходатайство прокуроров об аресте Касько. Такое решение зачитал судья Олег Белоцерковец. Суд в отношении бывшего заместителя Генпрокурора в виде личного обязательства.
20 апреля стало известно, что Национальное антикоррупционное бюро Украины не нашло состава в деле Касько. «В отношении Касько я могу лишь сказать, что та часть дела, расследование которой было поручено НАБУ — в отношении якобы незаконного присвоения им квартир — мы не нашли там преступления. Если ГПУ считает как-то иначе, то, наверное, руководствуется не только правовыми соображениями», — сообщил директор НАБУ Артем Сытник.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org