Данилишин: Политическое убежище нужно просить всем, кто во втором туре не голосовал за Януковича

628

Политэмигрант — экс-министр экономики Украины Богдан Данилишин сейчас в Праге. 13 января Министерство внутренних дел Чехии приняло решение о предоставлении ему политического убежища. На родине его обвиняют в злоупотреблениях в сфере госзакупок, ущерб от его действий в украинском МВД оценивают в 13,9 млн. грн., он объявлен в розыск по линии Интерпола. Оппозиция считает все обвинения домыслом и откровенными политическими репрессиями.

О тюремном опыте, жизни в Праге, планах на будущее — об этом и многом другом Богдан Данилишин рассказал в интервью.

В ТЮРЬМЕ Я ВЫУЧИЛ ПОЧТИ ВСЮ БЛАТНУЮ ЛЕКСИКУ

Богдан Михайлович, как Вам, академику, интеллигенту, жилось за решеткой? Какие были условия в пражской тюрьме?

Условия были нормальные. Во всяком случае, горазда лучше, чем те, в которых, как мне рассказали, сейчас находятся Луценко и Корнейчук. Условия соответствовали европейским нормам содержания заключенных. У меня была отдельная камера с кроватью, тумбочкой и санузлом. Питание трехразовое — в 6.30, 11 и 16 часов. Давали даже фрукты: яблоки, апельсины, киви. Каждый имеет возможность открыть персональный счет и раз в неделю в магазине купить необходимое. Можно было заказывать обед по желанию из меню столовой для персонала тюрьмы. Только не подумайте, что я делаю рекламу для сегодняшних членов правительства, хотя… от сумы и от тюрьмы, как говорится, никто не застрахован. Была возможность выписать газету, брать в библиотеке книги. Правда, выбор книг на русском языке был ограничен и они были определенного, свойственного для такого места жанра. Так что "Владимирский централ" и некоторые другие я прочитал. В результате выучил почти всю блатную лексику, начиная от "малявы" и так далее. Прочитал на страницах и обложках некоторых книг "погоняла" многих сегодняшних государственных мужей.

Чем Вы планируете заниматься в Праге, где сейчас живете?

Буду заниматься преподавательской деятельность, аналитической работой, в том числе отслеживать ситуацию в Украине. Сейчас ведутся переговоры о моем сотрудничестве с Карловым университетом, высшей школой экономики.

Я живу на съемной квартире. Она оформлена в рамках программы "Международная охрана в формате азил", которая предусматривает средства на оплату жилья, обучение чешскому языку. Передвигаюсь по городу общественным транспортом. Кстати, в Прагу я впервые приехал 18 октября прошлого года и сразу попал в тюрьму. Сейчас, после почти трех месяцев заключения, удалось посмотреть город. Очень красивый — напоминает старую Вену, Львов.

Богдан Михайлович, Вы лечились в Баден-Бадене. Наверняка это недешево, даже с учетом зарплаты министра?

На самом деле лечение там дешевле, чем в Феофании. К тому же я пришел в правительство не бедным человеком. Я работал на руководящих должностях в Академии наук, и у меня никогда не было особых запросов, для удовлетворения которых необходимо тратить уйму денег.

ИНТЕРВЬЮ ЯНУКОВИЧА НУЖНО ПЕРЕВЕСТИ НА ВСЕ ЯЗЫКИ МИРА

Поговаривали, что Виктор Янукович предлагал Вам работу в нынешнем правительстве. Так ли это?

Таких предложений не было.

Если бы были, Вы бы согласились?

На сегодняшний день, учитывая 2 года работы в правительстве Тимошенко, я считаю себя членом ее команды.

Вы знакомы лично с Виктором Януковичем?

Мы знакомы с начала 2000-х годов. В 2000-ом я был одним из научных руководителей разработки программы научно-технического развития Донецкой области, когда Виктор Федорович был там губернатором. Было много других проектов, по которым я работал вместе с ним. В 2001 году он в моем институте (Совет по изучению продуктивных сил Украины — ред.) перезащищал докторскую диссертацию.

Как восприняли заявление Виктора Януковича в интервью ВВС о том, что Вы ввели коррупционные схемы в процесс госзакупок?

Это интервью нужно перевести на все языки мира. Президент единолично, без суда и следствия, квалифицирует действия, которые я якобы осуществлял, работая министром экономики, как преступные. Я считаю, что такие формулировки вообще нельзя озвучивать без проведения определенных следственных действий, судебных решений. Только суд в силе определить — преступник человек, или нет. Это можно понимать так — МЫ уже все решили. Если без суда и следствия один человек квалифицирует определенные действия другого человека как преступные, то международной защиты, политического убежища нужно просить всем, кто во втором туре не голосовал за действующего Президента.

А кто предложил Вашу кандидатуру на должность министра экономики в правительстве Тимошенко?

Юлия Владимировна предложила мне эту должность.

Вы были с ней знакомы?

Да, мы знакомы с конца 90-х годов. Нас познакомил один из советников бывшего спикера Верховной Рады Александра Мороза.

УКРАИНА НЕ СМОЖЕТ ИДТИ НА КОМПРОМИССЫ С ЕС, ЕСЛИ ОНИ БУДУТ НЕ ВЫГОДНЫ МОСКВЕ

Богдан Михайлович, вопрос к Вам как к экономисту. Почему в Украине периодически происходит резкое повышение цен на некоторые виды товаров? Причем, в правительствах как Януковича, так и Тимошенко, и Азарова постоянно говорят о необоснованности таких явлений, однако предотвратить их не могут?

К сожалению, в Украине, несмотря на то, что декларируется определенная система рыночных отношений, уровень государственного влияния остается достаточно высоким. В первую очередь, доминирующим является влияние различных олигархических групп на формирование сегментов рынка, товарной структуры. Не влияние монополий становится определяющим, а, скорее, группы людей, которые приближены к правительству, и на момент наибольшего спроса на какой-либо вид продукции извлекают для себя финансовую выгоду. Велика доля и политического давления. В принципе, система мониторинга и прогнозирования потребностей рынка в Украине налажена, но она не всегда срабатывает. Тут имеют место промахи как местных органов власти, так и правительства.

Это являлось основной причиной и при повышении цен во времена премьерства Тимошенко?

Это было при всех правительствах, независимо от того, кто был премьер-министром. Думаю, что так будет и дальше.

Насколько сильно влияние внешнего рынка?

Безусловно, Украина не изолирована от внешнего рынка. Открытость нашей экономики достаточно велика, я бы даже сказал, слишком велика, и в ближайшие 2-3 года мы от этого никуда не денемся.

Почему не получается смягчить ситуацию с учетом прогнозов и анализа экспертов?

В Украине всегда проводилось прогнозирование перспектив на фоне развития ситуаций на внешних рынках по различным товарным группам. Но у нас не сформирована как цивилизованная система предложения, так и система спроса. Бывают периоды, когда возникает резкая потребность в том или ином товаре или услуге. Но в целом, наш потребительский рынок нельзя назвать развитым.

Зачем, к примеру, семье закупать товар — сахар, муку, гречку и так далее — впрок в объеме, необходимом для годового потребления? Так, к сожалению, у нас происходит со времен СССР, и потребительская психология существенно не изменилась. Видимо, люди и сейчас не уверены в завтрашнем дне, что государство обеспечит бесперебойное поступление этих продуктов в торговые сети. Некому в теперешнем правительстве заниматься прогнозированием и балансами, все пущено на самотек. Я не удивлюсь, если в ближайшее время мы будем иметь резкий всплеск цен на продовольственные товары, а Кабмин расскажет, что индекс потребительских цен находится в пределах однозначного показателя.

Как Вы оцениваете структурные изменения в нынешнем правительстве, в частности в Минэкономики?

Мы еще в 2009 году сформировали концепцию административной реформы, которая предполагала новую структуру правительства. Я всегда предлагал передать в управление Минэкономики вопросы торговой деятельности (в Минэкономики в 2008 году был создан Департамент внутренней торговли и Департамент поддержки экспорта), макроэкономического регулирования, научно-технической и промышленной политики. Некоторая часть этих инициатив сейчас реализована.

Как Вы считаете, почему Сергей Тигипко не возглавил Минэкономразвития и торговли?

compromat.ua