Что стоит за банкротством бизнес-структур Ахметова

709

1404717862_1Некогда успешный и сверхприбыльный бизнес Рината Ахметова после победы Революции Достоинства стало лихорадить. А после вторжения войск Российской Федерации в Крым и Донбасс финансово-промышленная империя «богатейшего человека в Украине» стала демонстрировать свою очевидную нежизнеспособность.
Дошло до дефолта флагманов многопрофильного бизнеса, бенефициаром которого числится Ахметов. ТОП-менеджмент Р. Ахметова во всем винит войну и вызванный ею кризис экономики в стране. Но внешний, форс-мажорный фактор — лишь малая частица правды. На самом деле банкротство структур Ахметова — во многом процесс спрогнозированный и даже искусственный. И, очевидно, имеет те же причины и тех же «кукловодов», что и «русская весна» в Украине, и оккупация Россией Крыма, и организованная В. Путиным бойня на Донбассе.
Долги Ахметова
Официально: консолидированный убыток до налогообложения группы SCM, подконтрольной Р. Ахметову, по итогам работы в 2014 году составил $1,840 млрд. Тогда как в 2013 году прибыль холдинга составила $1,205 млрд. Эти цифры недавно озвучил генеральный директор SCM Олег Попов. Также у холдинга по итогам 2014 года сократился валовый доход на 24,6% — до $18,457 млрд. Интересно: в 2013 году группа уплатила налог на прибыль в $0,181 млрд — по сравнению с $0,65 млрд годом ранее. Но вот суммарно размер налогов и сборов, выплаченных предприятиями группы в бюджеты всех уровней, вырос с 28 млрд грн до 32,4 млрд грн.
Еще цифры. В 1-м квартале 2015 года консолидированная выручка Метинвеста снизилась на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это падение обусловлено снижением продаж плоского и длинномерного проката, железорудной продукции, полуфабрикатов и коксохимической продукции — то есть наблюдаем обвал «по всем фронтам».

При этом в 1-м квартале 2015 года знаковый консолидированный показатель EBITDA компании Метинвест показал падение на 61% — в основном, из-за уменьшения EBITDA Горнодобывающего дивизиона на $668 млн.

Обвальное снижение показателей демонстрируют все без исключения сегменты бизнеса, «лицом» и номинальным собственником которого выступает Р. Ахметова. Все это — на фоне перманентных сообщений о преддефолтном и даже дефолтном положении ДТЭК, Метинвеста и SCM вообще.

Похоже, неразрешимые проблемы Рината Ахметова открыто обсуждают и в кулуарах Кабмина, и Рады. Комментировать положение дел у Ахметова позволил себе и Александр Онищенко (Кадыров): «... Все бизнесмены теряют бизнес. Ахметов вон тоже потеряет весь свой бизнес. Подозреваю, что он уже объявил себя дефолтом по кредитам. Не договорился о тарифе по энергорынку, добыча угля не ведется, то есть никакие запасы не наращиваются». Комментарий тем более интересный, что его позволил себе человек, как и Ахметов работающий в интересах Российской Федерации и ее спецслужб.
Бизнес в долг

Имея беспрецедентную поддержку украинской и российской власти (налоговые преференции, заградительные ввозные пошлины на продукцию конкурентов, лояльность налоговиков и таможни на уровне «чего изволите?»), гарантированные поставки российского газа по демпинговым ценам, своих ставленников на уровне Кабмина и силовых министерств, единолично контролируя наиболее ликвидные активы Донбасса, тем не менее последние пять лет структуры Р. Ахметова стремительно наращивали объемы внешних заимствований.

Большая часть которых пришлась на западные финансовые институты, меньшая — на Россию. Это вызывало удивление у финансовых экспертов, так как заимствования никак не сказывались на техническом перевооружении промышленных объектов Р. Ахметова, их энергосбережении и т.д.

Заимствования компаний, подконтрольных Ахметову, можно классифицировать на три группы.

Первая группа — это привлечение средств путем размещения еврооблигаций.

В 2011 году подразделение группы SCM — Metinvest (Метинвест) выпустило семилетние еврооблигации на сумму $750 млн. под 9% годовых; лид-менеджерами размещения выступили банки Credit Suisse, Deutsche Bank, ING, The Royal Bank of Scotland и ВТБ Капитал. На обслуживание этого долга компании Р. Ахметова придется потратить $472,5 млн. в течение следующих 7 лет. В 2010 году ДТЭК разместила 5-летние евробонды на сумму $500 млн. под 9,5% годовых, на обслуживание которых ей придется потратить $237,5 млн.

В марте 2013 года компания ДТЭК осуществила заимствования в форме выпуска евробондов, рассчитанных на 5 лет под 8,125%. (Из суммы $600 млн. ежегодные выплаты составляют $48,75 млн. для обслуживания этого долга; кроме тела кредита компании придется отдать еще и $243,75 млн. процентов в течение 5 лет. В апреле того же 2013 года ДТЭК были дополнительно размещены еврооблигации на сумму $150 млн.

Вторая группа — привлечение внутренних кредитов. Например, в 2010 году 1-летнюю кредитную линию на 100 млн. гривен «Ощадбанк» открыл для «Днепроэнерго». В 2011 году агропромышленный холдинг HarvEast, учредителями которого являются SCM Р. Ахметова и «Смарт» В. Новинского, взяли кредиты на сумму 380 млн. гривен, из них 110 млн. гривен у Проминвестбанка на 1 год. В 2012 году для «Западэнерго» «Ощадбанк» открыл кредитную линию на сумму 410 млн. гривен на 1 год под 15,6%. В 2013 году компания «Горные машины», входящая в структуру SCM (СКМ), получила 3-летний кредит Дочернего банка Сбербанка России (Киев) на сумму 250 млн. гривен.

Третья группа — привлечение внешних кредитов. Например, в 2011 году ДТЭК получила 5-летний кредит в Сбербанке РФ на $500 млн., а также получила кредитную линию в размере 10 млрд. рублей (около $330 млн.) сроком на 5 лет в Russian Commercial Bank, входящего в группу ВТБ. А Metinvest благодаря синдицированному 5-летнему кредиту от банков Deutsche Bank, ING, Natixis, UniCredit, WestLB AG, BNP Paribas привлек $850 млн. долларов под ставку 3% + Libor. В 2012 году ДТЭК взял кредитов на сумму 416 млн. евро в Сбербанке, Газпромбанке, UniCredit и ING. В том же году Metivest, благодаря 3-летнему синдицированному кредиту, привлек $325 млн. под ставку LIBOR +4,75%. В 2013 году компания ДТЭК получила 10-летний кредит на сумму 107 млн. евро от немецкого Landesbank Berlin.

Таким образом, компании Ахметова активно закредитовывались на Западе и в России, в то время как относительно высокая доходность контролируемых им предприятий обеспечивалась только преференциями для его бизнеса со стороны власти и «доением» государственного бюджета в пользу этого псевдо-олигарха.

При этом испытывая — официально — острый дефицит оборотных средств, платя своим работникам нищенскую, по меркам цивилизованного мира, зарплату, Р. Ахметов и те, кто за ним стоит, продолжали экономический захват наиболее ликвидных активов в Украине, в том числе и Киеве. Где Ахметов, в частности, получил контроль над объектами на Андреевском спуске, на Контрактовой площади, над Центральным универмагом на Крещатике (ударными темпами идет реконструкция), над «Киевэнерго».

С бегством главного покровителя Р. Ахметова в Украине — Виктора Януковича, экономическая несостоятельность, не-рыночность бизнес-империи выходца из «Донецка» стала очевидной. Эту несостоятельность усугубило давно предсказанное экспертами падение мировых цен на продукцию черной металлургии и горно-рудного комплекса. Отсталые в техническом плане производственные мощности металлургических активов Ахметова столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны современной металлургии из Индии и Китая. А российское вторжение в Донбасс и разрушение существующей логистики производственных процессов в металлургии, скорее, стало лишь ускорителем процессов разрушения того, что еще два года назад именовали «империей Ахметова».

Мировой кризис в черной металлургии совпал с войной России в Донбассе, и все это пришлось на «пиковое» время возврата Ахметовым долгов внешним кредиторам. Наивно было ожидать от Ахметова иных поведенческих стереотипов — конечно же, Ахметов решил долги не отдавать. Или это решили за него — фактические владельцы «ахметовского» бизнеса (подробности в публикации Ринат Ахметов — миф).

Порвут за долги

И если в 2014 году банкротство бизнеса Ахметова было предметом дискуссий немногочисленных экспертов, то весной 2015 года оно стало фактом.

Банкротство ДТЭК

Март 2015 года. Международное рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинги корпорации Р. Ахметова ДТЭК до уровня «неизбежного дефолта». Финансовые аналитики объяснили снижение рейтинга валютной и политической нестабильностью в Украине и резким падением рентабельности компании. «По состоянию на конец 2014 года ДТЭК получил отказы основных кредиторов по рефинансированию долгов. Долгосрочный прогноз понижен до уровня „C“, что указывает на неизбежный дефолт из-за очень слабой ликвидности компании», — говорится в пресс-релизе Fitch. при этом активы компании составляют $314 млн.; между тем до конца апреля ДТЭК должен был выплатить долги только по еврооблигациям на $200 млн.

В этом же релизе аналитики упомянули и слабость, в том числе, «дочки» главной корпорации Ахметова — Украинского Международного Банка. А так же тот факт, что рентабельности корпорации упала более чем на 20%. При этом эксперты подчеркнули, что ДТЭК держится только потому, что является частью главной корпорации Ахметова СКМ.

Чистый убыток ДТЭК в 2014 году. составил 19,6 млрд. грн.

15 мая 2015 года. НАК «Нафтогаз Украины» отказался выдать из подземных хранилищ 250 млн кубометров газа, принадлежащего ДТЭК, ссылаясь на долги входящего в холдинг Р. Ахметова ПАО «Киевэнерго». Руководитель ДТЭК Максим Тимченко, комментируя ситуацию, пояснил, что долги «Киевэнерго» перед НАК возникли «из-за отсутствия ликвидности и ресурсов» у возглавляемой им компании. Как сообщили в НАК «Нафтогаз», по состоянию на май долги ахметовской «Киевэнерго» перед государственным газовым оператором за потребленный газ составили 3,5 млрд грн. Что стало причиной отключения горячего водоснабжения во многих домах Киева. Последний факт стал причиной вспыхнувшего скандала между руководством столичной мэрии, потребовавшей от «Киевэнерго» выполнения своих обязательств перед горожанами. В результате ультиматума властей ДТЭК умерил воинственную риторику и возобновил поставки горячей воды, но «осадочек стался»...

Демарш ДТЭК не остался без реакции власти: 29 мая 2015 года энергоснабжающая компания «Запорожьеоблэнерго» (возвращен контроль государства) заявила, что отключает один из крупнейших в Украине металлургических комбинатов «Запорожсталь» (входит в горно-металлургическую группу «Метинвест» — металлургический дивизион SCM Ахметова) от электроэнергии за долги. «Метинвесту» пришлось срочно погасить задолженность, накапливаемую больше года.

В это же время Генпрокуратура в суде оспаривают приватизацию Р. Ахметовым энергогенерирующей компании «Днепроэнерго» в 2012 году. Пока суд вальяжно «изучает законность», «Днепроэнерго» через суд (!) легко добилась отсрочки в 1,5 года на возмещение своей задолженности ГП «Энергорынок» — национальному оператору электроэнергии. Дошло до абсурда: ГП «Энергорынок» заняла в «Ощадбанке» 1 млрд грн на год, чтобы расплатиться с энергогенерирующими компаниями для поддержания последними 100% расчетов с угольными предприятиями. Государственному «Энергорынку» (то есть налогоплатещикам Украины) этот кредит обойдется в 250 млн гривен.

А в первых числах июня стартовало расследование Антимонопольного комитета Украины ситуации на рынке энергетики. Результаты этого расследования должны быть обнародованы в августе этого года. Расследованию АМКУ предшествовало неоднократные обвинения ДТЭК со стороны регулятора рынка НКРЭКУ и Минэнергоугля в монополизме на рынке электроэнергии, в особенности, производства тепловой электроэнергии. В частности, НКРЭКУ и Минэнергоугля обоснованно подозревают энергетический холдинг Ахметова (добыча и обогащение угля, производство и реализация тепло- и электроэнергии) в завышении себестоимости добываемого компанией угля и производимых тепло- и электроэнергии. Что на протяжении последних 10 лет наносило масштабный ущерб экономике государства, которое из своего бюджета покрывала разницу между тарифами и завышенной «себестоимостью» «услуг» и продукции компаний Ахметова.

В случае успешного доказательства давних подозрений, власть может получить убойный аргумент и инструмент для выставления неоплатного счета Р. Ахметову. И, как следствие — «распыления» его бизнеса на законных основаниях.

У Рината Ахметова банально нет денег. Это подтверждает и недавняя продажа Ахметовым одного из крупнейших украинских мобильных операторов «Астелит» (ТМ Life).

Напомним, 10 июня 2015 года турецкий телекоммуникационный холдинг Turkcell завершил сделку по покупке у SCM Р. Ахметова 44,96% акций компании Euroasia Telecommunications Holding BV, которой принадлежит оператор мобильной связи «Астелит». Пощечина Ахметову — согласно сообщению на сайте турецкой компании, «консолидация 100% акций позволит Turkcell более эффективно управлять компанией, повысить гибкость в принятии инвестиционных решений и сделать „Астелит“ более сильным игроком в долгосрочной перспективе». За этими фразами кроется уничижительная оценка роли Ахметова в управлении эти перспективным инновационным бизнесом, который выходец из Донецка, по сути, загнал в долги.

По данным турецкой стороны, SCM получит за свой пакет акций $100 млн. При этом Turkcell обязался оплатить долги «Астелита», обеспеченные гарантией группы SCM, а также прекратить гарантийные соглашения с группой с освобождением последней от обязательств по ним. Фактически, турецкая сторона забрала «Астелит» у Р. Ахметова за долги, которые он не в состоянии покрыть.

Что потерял Ахметов? «Астелит» — третий по величине абонентской базы мобильный оператор в Украине. Количество абонентов оператора на конец 1-го квартала 2015 года составило 13,7 млн, из них активных, которые сделали хотя бы один звонок в течение последних трех месяцев — 10,3 млн. Сеть мобильной связи Life охватывает территорию, на которой проживает свыше 98% населения Украины. При этом в 2014 году «Астелит» увеличил чистый убыток более чем в 21 раз — до 5,593 млрд грн с 0,262 млрд грн в 2013 году.

На фоне расставания с «Астелитом», судебных процессов, антимонопольного расследования, обвинений в сепаратизме — продажа Ахметовым полузащитника ФК «Шахтер» Дугласа Кости футбольному клубу «Бавария» за $30 млн. выглядит как попытка обложенного кредиторами гражданина решить хотя бы часть навалившихся финансовых проблем походом в ломбард с серебряной ложечкой из фамильного сервиза.

Не смотря на предпринимаемые усилия, ни группе компаний «Метинвест», ни ДТЭК за минувший год так и не удалось получить финансирование ни на внутренних, ни международных рынках долгового капитала. Более того: Р. Ахметову не удалось получить и отсрочки в погашении долгов, срок «закрытия» которых наступил этим летом. Очевидно, что некогда респектабельный и внешне успешный мажоритарным акционер SCM Ринат Ахметов в лазах кредиторов «вышел в тираж» и не пользуется репутацией платежеспособного человека.

Предпринимая отчаянные усилия отсрочить дефолт, Р. Ахметов пытается выжить за счет государства Украина. Аргумент подробно освещал попытки Р. Ахметова заполучить за бесценок в долгосрочную концессию стратегически важный объект — самый глубоководный порт на Черноморском побережье — «Южный». Подробно об этом вы можете прочесть в публикациях Порт для Ахметова? и Порт для Ахметова. Часть 2.

Но бизнес Р. Ахметова в столь плачевном состоянии, что очевидно не позволит ему развивать порт «Южный, даже если бы ему все же удалось осуществить задуманное. Кроме проблем с государством и кредиторами, у того же «Метинвеста» резко ухудшилась логистика по всей технологической цепочке, т.к. из-за проблем с железной дорогой в зоне АТО он вынужден возить руду, уголь и готовую продукцию маленькими судами по маршруту Мариуполь — порт «Южный» и Бердянск — порт «Южный», а там уже перегружать н большие суда.

Но и тут менеджмент Р. Ахметова находит возможность «доить» государство. Например, 22.04.2015 г. со станции Ясиноватая отправился поезд с металлопрокатом на станцию. Мариуполь-порт-экспорт и прибыл туда 17.06.2015 г. в составе 50-ти вагонов для дальнейшего отплытия в Израиль (т.е. 100% экспортная перевозка). В связи с чем возникает несколько вопросов.

1. С отправителя (Енакиевский метзавод) взят тариф 282 860 грн за 150 км, как за кратчайшее расстояние согласно ТР-1. Но так как метзавод и порт разделяет зона АТО и напрямую проехать нельзя, путь, проделанный этим составом, составил 1 096 км, что в денежном эквиваленте составляет 1 061 449 грн., т.е. реальный «недобор» тарифа «Укрзалізниці» составил 778 590 грн. Таких составов в месяц — десятки. Государственная «Укрзалізниця» недополучает огромные суммы, на которую она не закупит ни топливо, ни локомотивы. Таким образом, «Укрзалізниця» выступает спонсором бизнесмена, который отказывается погашать свои задолженности перед государством, даже прибегая для этого к услугам «карманных» судов.

Вопрос: до каких пор государство будет возить Р. Ахметову грузы даже не бесплатно, а в убыток — за счет других дорог и «худеющей» зарплаты работников железной дороги?

2. Большинство перевозок в Украине — импортно-экспортные, т.е. Р. Ахметов получает свои прибыли в практически не знающем инфляции долларе, рабочим своих меткомбинатов платит зарплату в 2,5 раза меньшую, чем их коллеги получают в Европе — но в гривне. При этом продает «Укрзалізниці» те же рельсы по мировым ценам.

Второй вопрос: почему до сих пор импортно-экспортные железнодорожные перевозки не привязаны, например, к швейцарскому франку, как плата за пользование иновагоном?

Третий вопрос вообще не укладывается в сознании нормального человека, гражданина и патриота: как мы можем возить грузы с оккупированной территории в украинские порты? Или — «ничего личного, только бизнес»?

Факт: только из Бердянского порта из-за проблем с железной дорогой вывезено в порты «большой Одессы» с начала года около 1 млн. тонн руды для ахметовских компаний (в прошлые годы этих перевозок не было вообще). Руда вывозится судами под иностранным флагом. Министерство инфраструктуры регулярно дает на это полугодовые разрешения, даже не пытаясь организовать перевозки украинским флотом. Если бы грузы Ахметова возили суда под украинским флагом, они бы платили гривной прямо в бюджет:

— НДС на всю сумму перевозки (20%),

— налог на фрахт на всю сумму перевозки (6%),

— все налоги на зарплаты экипажей, т.к. работа осуществляется полностью в территориальных водах Украины (35%),

— акциз на потребляемое топливо.

Как автор ни искал, но так и не нашел информацию, что эти налоги оплачиваются Украине. А это колоссальные суммы, которыми фактически субсидируется бизнес СКМ за счет бюджета Украины. Что за подарки миллиардеру, виновному, в том числе, в кровопролитии на Донбассе, за счет народа Украины?!

Ахметов — банкрот. Его бизнес был успешен только тогда, когда высшие чиновники Украины и России «крышевали» бизнес SCM.

Еще раз: бизнес SCM был построен на ликвидации конкурентов силами донецкой ОПГ «Люкс», масштабных бюджетных преференциях, приватизации за копейки высоколиквидных государственных активов и заемных оборотных средствах. Параллельно раскручивался миф о «простом донецком парне», бизнес-гений которого породил промышленно-финансовую империю — для того, чтобы скрыть истинное положение вещей.

Сегодня, когда финансовая несостоятельность Рината Ахметова очевидна, кредиторам остается только предъявить владельцу самой дорогой недвижимости в Лондоне претензии. Больше всех Ринат Ахметов задолжал Государству Украина.

По материалам: argumentua.com