Чрезвычайное Положение в энергетике. Под давлением Ахметова правительство готовит разгон активистов?
Кабмин на месяц ввел чрезвычайное положение в сфере энергетике. Министр энергетики Игорь Насалик не исключил, возможны верные отключения электричества. В свою очередь премьер Владимир Гройсман обратился с просьбой созвать экстренное заседание СНБО, чтобы решить вопрос торговой блокады, которая, по его мнению, угрожает национальной безопасности Украины. Поддержал главу Кабмина президент Петр Порошенко. Он впервые открыто раскритиковал торговую блокаду активистов. По его мнению, ветераны АТО своими действиями наносят вред не оккупированным территориям, а самой Украине. По мнению некоторых министров, торговая блокада может быть элементом гибридной войны, а сами активисты действуют в интересах России.
Хотя эксперты напомнили, что всего два года назад Юрий Луценко с трибуны Верховной Рады заявил, что президент поддерживает торговую блокаду. Тогда же якобы был принят комплекс мер, которые должны были сделать энергетику Украины менее зависимой от оккупированных территорий. Но проблема в том, что этот план, подписанный главой государства, так никто и не выполнял. То есть все, что сейчас происходит и сохранение зависимости от антрацита из оккупированных территорий - это вина руководства государства.
Кабмин ввел ЧП в сфере энергетики
С 17 февраля в Украине действует чрезвычайное положение в сфере энергетики, такое решение было принято на внеочередном заседании Кабмина, которое прошло 15 февраля. Комплексные меры предусматривают и веерные отключения. В первую очередь они затронут Запорожскую, Киевскую, Сумскую, Черкасскую и Черниговскую области. Известно, что отключать электричество будут в случае острой необходимости, а также в случае диспропорции между производством и потреблением электроэнергии. Отключения не коснутся объектов социальной инфраструктуры, таких как больницы, детские сады, школы и т.п.
В рамках плана проведении чрезвычайных мероприятий министерство энергетики может взять в кредит 3 млрд. гривен на закупку импортного антрацита. В свою очередь вице-премьер-министр Геннадий Зубко сообщил, что нужно работать над переводом ТЭЦ с антрацита на газовый уголь, но для этого нужно время. Сейчас же от блокады страдает металлургический промышленный комплекс, поэтому сегодня невозможно разорвать связи между оккупированными и неоккупированными территориями.
По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаила Гончара, олигарх Ринат Ахметов мог повлиять на решение о введении чрезвычайного положения в энергетике. Ему выгодно ввозить антрацит со своих шахт и сжигать его на своих теплоэлектростанциях. Эксперт считает, что предприятия Ахметова сознательно отказываются переходить с антрацита на другие виды топлива. В то время как правительство просто умыло руки.
В свою очередь нардеп Семен Семенченко, который поддерживает торговую блокаду, сообщил, что по оценкам руководства ТЭЦ предприятия могут работать и на газе. Парламентарий спрашивает у премьера Владимира Гройсмана, почему украинский газ не поставляют на эти предприятия, а перепродают по разным схемам народному депутату Александру Онищенко. Семенченко заявил, что возможно все это происходит по одной причине – настоящим премьером Украины является Ахметов.
По мнению политолога Руслана Бортника, ЧП в сфере энергетики выгодно представителям власти, поскольку теперь они получили механизм для давления на своих политических противников. По его словам, ручной режим управления позволит отключать электричество в тех регионах, которые связаны с «Самопомощью» и олигархом Игорем Коломойским. Таким образом власть будет добиваться понижения рейтингов своих оппонентов. Также представители власть получат возможность ограничивать поставки электричества определенным предприятиям.
Считает необоснованным введение ЧП эксперт по вопросам энергетики Ольга Кошарна. По ее мнению, таким образом власти запугивают украинцев и, возможно, готовят почву для силового разгона активистов. Эксперт не исключает, что Ахметов давит на правительство и, возможно, что с помощью шантажа требует снять блокаду с оккупированных территорий.
В свою очередь эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский считает, правительство борется с последствиями, а не с причинами. По его словам, что-то решать нужно с блокадой, с которой можно покончить с помощью административных методов.
В пресс-службе Штаба блокады торговли с оккупированными территориями заявили, есть у них информация, что сотрудники МВД готовят зачистку блокпостов. Они призвали всех сознательных украинцев, у которых есть зарегистрированное оружие, присоединится к блокаде и защитить невооруженных активистов и волонтеров. Кроме этого в Штабе заявили, начали блокаду автомобильных дорог. 16 февраля они открыли первый блокпост вблизи поселка Золотое (Луганская область).
Порошенко выступил против блокады
Владимир Гройсман обратился в СНБО с просьбой созвать экстренное заседание для решения вопроса с блокадой, поскольку она угрожает национальным интересам Украины. После этого, впервые за все время, прокомментировал блокаду президент Петр Порошенко. Он заявил, территории Донбасса – временно оккупированные, поэтому уголь, который там добывают – украинский. Глава государства отметил, из-за блокады могут лишиться работы 300 тысяч человек, государство не получит налоги и потеряет 2 млрд. долларовой валюты, что отобразится на курсе национальной валюты. Также Порошенко отметил, работу потеряют и жители оккупированных территорий, поэтому они могут пойти на службу к боевикам и взять в руки оружие.
На заседании СНБО Порошенко заявил, участники блокады на самом деле блокируют не поставки антрацита и других товаров, а восстановление территориальной целостности. Он напомнил, что имеет четкую позицию, возвращать оккупированные территории нужно только политико-дипломатическим путем.
В связи с этим заявлением, эксперты вспомнили выступление Юрия Луценко, который в 2015 году с трибуны Верховной Рады заявил, глава государства поддерживает торговую блокаду оккупированных территорий и даже называл их «раковой опухолью». В том же году на заседании СНБО был разработан комплекс мер для того, чтобы сделать энергетику Украины менее зависимой от поставок антрацита. Этот комплекс мер подписал Порошенко. Но за все годы ни премьер, ни его министры не выполняли прямого распоряжения главы государства.
По словам политика Давида Сакварелидзе, просто ситуация изменилась после того как глава государства получил часть в бизнесе Ахметова, поэтому ему теперь не выгодна торговая блокада.
В свою очередь политолог Андрей Золотарев считает, что торговая блокада может быть снята после 20 февраля, в результате договоренностей между властью и активистами.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org