Черная дыра в созвездии «Ориона»

775

Это, конечно, очень модно и современно говорить о высоких технологиях. Мол, именно они, высокие технологии, обязательно выведут Украину в разряд передовых стран планеты... Но при этом, пока разговоры остаются разговорами, можно уничтожать научно-исследовательские институты.

...Знаете, очень скоро словосочетания «научно-исследовательский институт», «конструкторское бюро» станут архаизмами. Как и аббревиатура ВПК — военно-промышленный комплекс. Украинская оборонка пока еще «дышит», но, как отмечают эксперты, уже на ладан.

И, что особенно обидно, дело ведь не в злокозненных намерениях внешних врагов (таковых у нашей страны, если верить военной доктрине, вообще не имеется) или даже конкурентов на мировом рынке вооружений, а, судя по всему, в меркантильных интересах тех, кто просто стремится нагреть руки на руинах украинского ВПК.

Хотя, почему руинах? Вот, к примеру, Государственное предприятие Научно-исследовательский институт «Орион». Не спорю, далеко не всем известное учреждение. Так ведь и специфика обязывает: изготовление и настройка узлов и приборов сверхвысоких частот. Чтобы не перегружать читателя специфическими терминами, скажу проще: будущее развитие систем локации, навигации и связи во многом зависит от т.н. IMPATT-диодов, разработкой и производством которых занимается «Орион».

Здесь можно было бы привести и массу достижений самого института (его продукция действительно не уступает лучшим мировым образцам), и регалий его сотрудников (а там мы найдем Государственные премии в области науки и техники за 2006 и 2010 года)... Можно бы упомянуть о том, что продукция «Ориона» пользуется стабильным спросом со стороны России, Беларуси и Китая.

Но к чему это все?

К чему, если люди, чей труд является национальной гордостью страны в 2011-м году получали зарплату всего лишь за три месяца: январь, февраль и, почему-то, за июнь? А работа в оставшиеся девять месяцев так и не была оплачена.

Кстати, по поводу июня... Летом руководство взяло в банке «Киев» кредит на 2,8 млн грн для «поповнення обігових коштів». Реализация «поповнення» собственно выразилась в выплате зарплаты за 1 месяц (тот самый июнь) и перечислении 1,5 млн грн на предприятие «Орион-Бизнес-инвест» для приобретения и поставки осенью 2011 г. требуемого для выполнения контракта с РФ оборудования. Срок поставки давно истек, но, насколько нам известно, ни оборудования, ни денег как не было, так и нет. При проведении беспристрастного, скрупулезного расследовании таких фактов, наверное,можно обнаружить много интересного.

Но вернемся к зарплатам. Не будем вышибать у читателя слезу рассказами о том, как сотрудники НИИ «Орион» были вынуждены все это время смотреть в глаза женам и детям. Скажем лишь, что деньги у предприятия... были. И в то же время — их как бы и нет.

Судите сами. «Орион», фактически, не должен быть убыточным предприятием, денег у государства клянчить не обязан — его продукция пользуется стабильным спросом на международных рынках. Вот и в 2011-м в результате переговоров с китайскими партнерами были подготовлены к подписанию договора на приличную не только по скромным меркам обнищавшего НИИ сумму (КНР, претендуя на роль мировой державы, сумела оценить достижения украинских ученых и инженеров). Будь эти договора подписаны, полученных средств хватило бы с головой не только на выплату зарплаты, задолженность по которой составляет 5,5 миллионов гривен , но и на выплату некоторых текущих задолженностей.

Но произошло нечто непредсказуемое и непредвиденное: нынешнее руководство предприятия по известным только ему одному причинам соглашения с «китайскими товарищами» не подписало. Повод? Руководство посчитало, что китайские коллеги должны уплатить сумму, почти в два раза большую.

Причины такого решения покрыты мраком. По имеющейся у нас инсайдерской информации, упомянутая выше «приличная сумма» была вполне адекватной оплатой, и в ситуации, когда сотрудники не видят зарплату месяцами, очень даже актуальной. А вот завышение цены в два раза могло быть связано с неуемными аппетитами руководства предприятия... С тем, что по-русски называется «откат».

Китайцы такие особенности ведения дел не оценили — и контракты фактически сорвались.

Можно считать, что это все, конечно, сплетни и слухи. Что дело не в «откате».

Но ведь есть и другая информация — о том, что предприятие, возможно, сознательно банкротят. Зачем? Да проще простого: производственные помещения «Ориона» размещены буквально в центре Киева и представляют довольно-таки лакомый кусок столичной недвижимости. Для Украины — вполне привычная схема, для сотрудников предприятия — довольно жуткая перспектива оказаться на улице.

Как ни крути, а создается впечатление, что руководство института преднамеренно сохраняет ситуацию, при которой предприятие поддерживается на грани банкротства до удобного для своих целей момента. При этом со стороны лиц, заинтересованных в сохранении существующей ситуации звучат скрытые намеки с угрозой потребовать немедленного выполнения ГП НИИ «Орион» всех финансовых обязательств перед кредиторами в случае отстранения нынешнего и.о. директора предприятия от его обязанностей. Эти угрозы реальны, ведь в феврале «Орион» обязан поставить в РФ продукцию в рамках контракта, обеспеченного солидным авансом, поступившим от одного из российских предприятий. Во главе последнего, как нам стало известно, стоит лучший друг зам. директора НИИ «Орион». Заметим, что ранее представителей трудового коллектива убеждали, что реструктуризация долгов и продление сроков контрактов, находящихся под угрозой срыва — якобы дело уже решенное. И тут, «вдруг» — такой поворот.

...Нельзя сказать, что коллектив «Ориона» не борется за себя и свой НИИ. Были предприняты практически все, предусмотренные законом шаги: заседание профкома, коллективное обращение к руководству, коллективное обращение в прокуратуру («фрАза» располагает копиями соответствующих документов).

Прокуратура, кстати, уже отреагировала, и будем надеяться, что в данном случае речь пойдет не о банальной отписке:

Впрочем, эту надежду уже поколебал последний штрих. В начале февраля сотрудники «Ориона», как им было рекомендовано, позвонили в Прокуратуру Шевченковского района и с удивлением услышали, что... о таком деле там не знают. Что бы это значило? Как известно, мельница правосудия мелет медленно, но верно. Первую часть этого известного изречения мы наблюдаем. А вот как насчет второй?

P.S. Так сказать, информация к размышлению. Цитата из письма коллектива в редакцию: «Несмотря на катастрофическое финансовое положение предприятия, и.о. директора принял решение в январе потратить более 220 тыс. грн. (аванса заплачено 130 тыс грн) на установку электронной системы охраны периметра и электронной проходной».

Отчего же директор внезапно озаботился охраной периметра и проходной? Чтобы в любой момент не пропустить сотрудников, протестующих против уничтожения предприятия? Или, может быть, это же только предположение, новые хозяева, положившие глаз на территорию, занимаемую «Орионом» уже огораживают территорию?

По материалам fraza.ua