Борьба депутатов с коррупцией по новому

500

Борьба с коррупцией в Украине напоминает сказку «Репка». Когда и бабка с дедом пыталась вытащить из земли овощ, и кошка с собакой. Хорошо хоть мышь мимо этой веселой компании проходила. Которой, к тому же, хватило сил, чтобы всех спасти. Примерно так же поступают наши народные избранники, пытаясь создать законопроект о специальном органе, который бы занимался выявлением коррупционных преступлений в высших эшелонах власти. Ждут то ли мышь, то ли доброго чародея, чтобы довести этот процесс до логического завершения. Теперь рабочая группа профильного комитета парламента работает над новой версией документа, пытаясь на этот раз урегулировать правовые аспекты для появления в стране Национальной службы противодействия коррупции.

По замыслу авторов законопроекта, которыми стали шесть народных депутатов из разных фракций, НСПК будет проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и досудебное следствие, занимаясь такой категорией преступлений, как коррупционные деяния, которые совершили должностные лица, занимающие высокие государственные посты.

Предполагается, что каждые пять лет будет меняться директор этой структуры, а назначить его сможет лишь Президент Украины по итогам открытого и прозрачного конкурса. Назначения на должности оперативных сотрудников и следователей тоже предлагается осуществлять исключительно по результатам конкурса. Человеку, который захочет попробовать свои силы на данном поприще, придется подать декларацию о своем имуществе, а также подробно расписать доходы и расходы.

Сотрудники службы получат самые широкие полномочия. Они смогут применить физическую силу или оружие, если того требует ситуация. Не смогут применять спецсредства только к беременным женщинам, инвалидам и детям. Да и то в случае, если те не станут оказывать вооруженного сопротивления.

Законодатели настаивают также на том, чтобы запретить незаконное вмешательство в деятельность сотрудников Службы органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и других объединений граждан и средств массовой информации. Хотя не очень понятно, что такое должны сотворить журналисты или представители общественной организации, чтобы правоохранители не могли выполнять свои функциональные обязанности. И как быть, если сами сотрудники НСПК попытаются «согрешить»? Молчать об этом, чтобы публично не замарать честь мундира и не бросить тень на остальных сотрудников столь элитного ведомства?

Не очень прозрачно выписана и роль прокуроров, которых предлагают периодически откомандировывать в помощь сотрудникам Службы. Насколько независимы и объективны они будут в своих действиях, если все равно продолжают подчиняться генеральному прокурору Украины?

Зато законодатели очень подробно прописали все пункты, которые касаются социальной защиты сотрудников этого правоохранительного ведомства и даже указали, в каком размере им должна выплачиваться заработная плата.

Она будет состоять из должностного оклада, надбавки за выслугу лет, доплаты за ранг, премий. Нардепы подсчитали, что оклад оперативников и следователей должен быть не менее 15 минимальных зарплат, остальным сотрудникам Службы предлагают платить 12 минимальных зарплат. Руководитель этого антикоррупционного ведомства сможет получать ежемесячно оклад в размере 50 минимальных зарплат, конечно при условии, что депутаты проголосуют за такие зарплаты, а правительство найдет средства, чтобы их выплатить.

Немало вопросов и по материально-технической базе. Где взять деньги на обеспечение современной техникой, автомобилями, средствами связи, помещениями, мебелью, в конце концов?

Если ответы на все эти вопросы депутаты так и не найдут, очередной законопроект о создании сверхмощной структуры по борьбе с коррупцией окажется очередным мыльным пузырем. Надувать такие власть пыталась уже раз двадцать. Законопроект писали, переписывали, вносили коррективы в название элитного антикоррупционного ведомства.

Еще в девяностые годы Леонид Кучма издал Указ о создании Национального бюро расследований, поручив правительству решить вопросы материально-технического обеспечения. Но денег так и не нашлось. И Бюро существовало лишь формально на бумаге. Да и то не слишком долго. Конституционный суд Украины по представлению 45 народных депутатов рассмотрел вопрос о новой структуре и признал Указ Президента не соответствующим Основному Закону страны по целому ряду статей. Создание подобных государственных органов, по мнению уважаемых судей, должно проводиться на основании законов, а не указов.

Дать стране НБР обещал в 2005 году и тогдашний Президент Украины Виктор Ющенко. Он заявил о необходимости такого органа в день, когда объявил о раскрытии дела Гонгадзе. И уже 15 марта 2005 года издал Указ о создании рабочей группы по вопросам НБР, которая должна была подать предложения до 1 апреля. То ли, к сожалению, то ли, к счастью, но ни эта попытка, ни те, что последовали в дальнейшем, успехом так и не увенчались.

Не стал нарушать традиции и нынешний глава государства. Придя к власти, он пообещал, что в стране обязательно появится Антикоррупционное бюро, а чиновникам любого уровня придется отвечать за свои действия…

А тем временем, пока депутаты раздумывали над усовершенствованием законопроекта, подробно расписывали, чем займется новая структура и кто ее сможет контролировать, страна не сдавала позиции «лидера» среди стран с самым высоким уровнем коррупции. Согласно докладу базирующейся в Берлине международной неправительственной организации Transparency International, за 2011 год Украина потеряла 18 позиций, опустившись со 134 на 152 место (в рейтинге чем выше позиция – тем ниже уровень коррупции). Соседями Украины по списку стали Таджикистан, Центральноафриканская республика, Уганда и Конго. Россия и Беларусь разместились на 143 позиции.
По материалам mair.in.ua