Благотворительное вымогательство
В последние годы для того, чтобы попасть в детский сад в мегаполисе, ребенка зачастую необходимо записывать в очередь на ожидание места практически с рождения. Для того, чтобы его зачислили в хорошую школу, - пройти при ней платную подготовку для дошкольников, в противном случае попасть в нужное образовательное учреждение не удастся. Но даже если ребенка устроить в школу или детсад все-таки удалось, уже с первого сентября начинаются многочисленные сборы денежных средств под прикрытием благотворительных взносов. Но сбор денег с родителей - лишь малая часть того доходного бизнеса, который педагоги сегодня выстраивают вокруг «детских» учреждений.
Как директору школы стать миллионером
Летом этого года в Москве был объявлен в розыск директор школы №1317 Константин Петров, подозреваемый в поборах с родителей учеников на сумму более 28 миллионов рублей. Как передают российские СМИ со ссылкой на пресс-службу главного следственного управления Следственного комитета по Москве, вместе с К.Петровым к уголовной ответственности по ст.159 Уголовного кодекса (мошенничество) и ст.286 УК (превышение должностных полномочий) привлечены один из его заместителей и учитель по русскому языку и литературе.
При школе сотрудниками учреждения был создан фонд поддержки образования «Школьный попечительский совет». Член совета фонда К.Петров при зачислении детей в первый класс требовал перечисления на счет фонда 150 тысяч рублей. Следствием установлены две семьи, пострадавшие от действий должностного лица.
Более того, в школе действовала система общеобязательных взносов, суммы которых варьировались от 8 до 13 тысяч рублей за ежемесячное обучение. По 950 рублей в месяц с учащегося оплачивались спортивные секции, несмотря на то, что на эти цели государством регулярно выделяются бюджетные средства. Перечисленные на счет фонда деньги шли не на развитие учреждения, а оседали в кармане сотрудников школы.
Обыск директорского особняка произвел неизгладимое впечатление даже на видавших виды сыщиков: прекрасный бассейн, стены, нескромно отделанные позолоченными итальянскими фресками по мотивам творчества Микеланджело. Личный кабинет директор московской школы облагородил шелком с элементами натуральных минералов. Золотой порошок, муранское стекло, мрамор, жемчуг прямо на стенах и шкуры экзотических животных - все это следователи видели только на картинках.
Обрамлял учительский особняк забор ручной ковки из Италии. Также в собственности директора находилось полгектара лесного фонда под Москвой и несколько квартир в российской столице.
В Украине подобных громких разоблачений пока не было. Но на взятках неоднократно попадались руководители детских садов и школ. Вот только поборы от этого никак не уменьшились. Школы не отрицают, что собирают с родителей деньги, объясняя этот шаг недостаточным финансированием. Кроме того, учителя настаивают на абсолютной добровольности взносов.
«Мы денег ни у кого не требуем. Родители сами видят, что классы нуждаются в ремонте. Школе нужны доски, мел, канцелярские принадлежности», - рассказывает учительница одной из столичных школ.
Родители, в свою очередь, признаются, что в классах на тех, кто не платит школьные взносы, смотрят косо. И хотя ежемесячные поборы не нравятся всем, жаловаться в правоохранительные органы родители не торопятся. Тем более, что в большинстве случаев оплата вносится официально через кассу на счет определенного благотворительного фонда. И, как показывают проверки, которые неоднократно проводились прокуратурами, формально руководство школ к таким фондам никакого отношения не имеет.
«Если я не оплачу дополнительные занятия или не сдам деньги в фонд класса, мой ребенок просто станет изгоем. Хоть нам это и накладно, но деньги мы всегда сдаем», - говорит мама семиклассника Сергея М.
Есть, конечно, родители, которые не хотят платить, а приходят с жалобами в районные управления образования, милицию и прокуратуру. Но и в этом случае они боятся заявлять о своих претензиях открытым текстом, указывать свои фамилии. И до тех пор, пока большинство пап и мам не поймут, что добровольно дают возможность на себе паразитировать, ситуацию изменить вряд ли кому-то удастся.
Хотя на днях премьер-министр Украины Николай Азаров поручил министру образования и науки, молодежи и спорта Дмитрию Табачнику разработать систему мер по ликвидации коррупции в школах. Он привел данные одного из социологических опросов, в котором четверть респондентов признали, что одной из главных проблем школьного образования является коррупция. «Если наши дети в своем детском возрасте с этим сталкиваются, что можно ожидать в дальнейшем? Поэтому я поручаю Вам, Дмитрий Владимирович, разработать систему мер, чтобы это негативное явление свести на нет», - подчеркнул он, обращаясь к Табачнику.
Но в то, что господин Табачник реально сможет придумать некий универсальный рецепт по преодолению коррупции, верится с трудом. Например, еще в 2007 года главное управление образования столицы издало приказ, который категорически запрещал педагогам лично собирать деньги с родителей или учеников или же быть членами благотворительных фондов. Что после этого изменилось? Некоторые учителя, видимо, вообще о существовании этого приказа не подозревают, потому что совершенно бесцеремонно пишут в дневниках учеников, что деньги надо принести немедленно.
Они забывают, что финансовое обеспечение государственных школ, а также благотворительная помощь родителей - забота не учителя, а администратора-руководителя школы. Поэтому любые разговоры по поводу «этот сдал, а этот не сдал» следует пресекать. Здесь вопрос «сдать или не сдать» решается в индивидуальном порядке, в зависимости от жизненных принципов, финансового обеспечения или доброй воли человека. А любое давление на родителей, а тем более на ребенка, расценивается как вымогательство. Со всеми вытекающими.
Арендная плата: кто меньше?
Не стоит безоговорочно верить в разговоры «о печальном финансировании» и «бедственном материальном положении». Благотворительные взносы и сбор денег с родителей - это не единственная возможность для руководителей учебных заведений заработать. Несмотря на то, что по закону в помещениях детсадов и школ могут размещаться лишь родственные организации - кружки художественной самодеятельности, музыкальные студии, детские спортивные секции, там нередко поселяются парикмахерские, коммерческие клиники, офисы и производственные цеха. Но от этой аренды ни само учебное заведение, ни государство в целом ничего не получают, доход она приносит ограниченному кругу лиц.
Например, директор одной из тернопольских школ требовала взятку с местного жителя, который обратился с просьбой получить в пользование подсобные помещения учебного заведения. За полученную взятку директор школы согласилась, чтобы мужчина пользовался подсобными помещениями без оформления аренды - школа от сделки не получила бы ничего. Именно там житель Тернопольской области захотел обустроить помещения для хранения рассады овощных культур.
Для получения взятки директор привлекла посредника - работника школы. Тот послушно выполнил все ее указания и доложил начальнице о получении суммы. Только после этого женщина выдала справку с разрешением об использовании подсобных помещений учебного заведения.
Оперативники областного управления Государственной службы борьбы с экономической преступностью, получив информацию о вымогании денег, вмешались в ход событий - задержали обоих школьных работников и изъяли у них полученные деньги. Прокуратура Тернополя возбудила уголовное дело в отношении обоих педагогов по ч.2 ст.368 (получение взятки) Уголовного кодекса Украины.
А в ходе недавней проверки, которая была проведена прокуратурой Дарницкого района столицы, выяснилось, что по состоянию на 01.08.11 г. районным управлением образования заключено 129 договоров аренды помещений и имущества общеобразовательных учебных заведений. В 20 из них помещения используются для коммерческой или иной деятельности, вопреки требованиям Закона «Об образовании», государственным санитарным правилам и нормам организации и обустройства учебно-воспитательного процесса (для торговли канцелярскими и продовольственными товарами, продажи цветов, предоставления бытовых услуг населению и т.д.). При этом представители местной СЭС почему-то дали на такую аренду «добро».
По результатам проверки прокуратурой внесены 5 протестов на распоряжения Дарницкой районной в г. Киеве госадминистрации, которыми предоставлено разрешение управлению образования на заключение договоров аренды, а также 5 протестов на заключения СЭС.
Часть помещений столичных учебных заведения прокурорам уже удалось отстоять. Еще весной текущего года по поручению заместителя генерального прокурора Украины - прокурора столицы Анатолия Мельника была проведена комплексная проверка, в результате которой обнаружились многочисленные нарушения законодательства при отчуждении учебных заведений, передаче их в аренду, ликвидации и перепрофилировании деятельности. И не только в школах и детских садах, но и в так называемых подростковых клубах, где все услуги должны быть для школьников бесплатными. Правда, бесплатные они только в теории.
«Экономическая привлекательность столичной недвижимости является решающим аргументом при передаче в аренду помещений детских садиков, школ, центров детского творчества, спортивных школ, а интересы детей, к сожалению, отходят на второй план», - рассказал Анатолий Мельник.
По его словам, беспрецедентным фактом нарушения прав детей на внешкольное образование можно назвать деятельность объединений подростковых клубов «Лыбидь» Соломенского района столицы. Во время проверки было выявлено, что помещения передавались бесплатно, без договоров субаренды, в пользование физическим лицам на основании договоров о безоплатном предоставлении услуг. Они, в свою очередь, должны были бесплатно проводить занятия с юными жителями района. Но оказалось, что за образовательные услуги родители должны были платить деньги. Например, за посещение курсов английского языка следовало заплатить 600 грн., занятия по хореографии стоили 150 грн. и т.д.
«Такие действия должностных лиц районной администрации фактически лишили большинство детей возможности на получение внешкольного образования, а как следствие - на организованный, разнообразный, познавательный досуг, который бы способствовал многогранному развитию ребенка и формировал бы образованного члена общества», - говорит Анатолий Мельник.
Всего по результатам прокурорской проверки внесено 143 документа реагирования, в том числе с требованием возмещения задолженности по арендной плате на общую сумму 2,5 млн. грн., опротестован ряд решений органов власти о передаче 107 субъектам помещений учебных заведений города общей площадью 9480 кв. м, заявлено 10 исков.
К сожалению, в некоторых случаях борьба местной власти и прокуратуры за учебное заведение может затянуться на годы. Так, уже три года прокуратура Деснянского района воюет с незаконным решением районной администрации: внесли протесты, отклонили, дальше судебный процесс, где требования прокурора удовлетворены, а вскоре снова те же решения. Тем не менее, прокурор города поставил перед подчиненными очень четкую задачу: впредь достаточно жестко реагировать на факты нарушения прав детей и пообещал со своей стороны контролировать каждый такой случай.
Как сообщили МАИР в пресс-службе столичной прокуратуры, в учебных заведениях в настоящее время проводится еще одна комплексная проверка, о результатах которой станет известно в ближайшее время.
По материалам mair.in.ua