Битва за откаты в Николаеве

971

030713Могут ли быть связаны между собой громкий арест первого заместителя главы Николаевской областной администрации Николая Романчука, добыча камня-известняка, смещение с должности начальника областного управления СБУ Александра Калинина и назначением на пост главы Николаевской ОГА Алексея Савченко? На этот вопрос известный сыщик Шерлок Холмс однозначно ответил бы «Да!» и был бы, как всегда, полностью прав…
А на недоуменный взгляд доктора Ватсона Холмс ответил бы следующее: «Вы думаете, Ватсон, что недавние обыски в николаевских государственных учреждениях и задержание вора в законе „Мультика“ — это случайность? Как бы не так… Де-факто, надо задерживать всю николаевскую власть и областное управление СБУ в полном составе! Не верите? Тогда слушайте…» Корни этой истории растут из конфликта, который возник в 2015—2016 годах внутри фракции БПП в парламенте киевского режима между депутатами «Народного Фронта» (НФ) и приверженцами нынешнего киевского диктатора-шоколадника Петра Порошенко. В результате было принято решение «отодвинуть от власти» как можно больше сторонников «НФ».

Следует заметить, что Николаевская область после создания коалиции была отдана «Народному фронту» на откуп, поэтому народный депутат от «НФ» Вадим Мериков с удовольствием согласился возглавить данный регион. После чего развернул кампанию борьбы с бывшими «регионалами». В результате, на все ключевые посты в обладминистрации были назначены члены партии «НФ» или им сочувствующие. Учитывая идущую сейчас в Киеве драку «бульдогов под ковром», в первопрестольном граде было принято решение «поменять» руководство Николаевской области. Но возник вопрос, как это сделать? Потому что добровольно Мериков и его компания уходить не собирались, несмотря на все посулы и уговоры… Поэтому как воздух был нужен громкий скандал… При этом в Киеве понимали, что если попробовать скомпрометировать Мерикова, разразится сенсация, тщательно будут проверять все факты и в результате он может наоборот только повысить свой рейтинг. Тогда и было принято решение «подставить» его первого зама Романчука, который решал для губернатора многие финансовые вопросы, но при этом, как говорят, сам деньги не брал и ни у кого их не вымогал. Все «деликатные дела» делали его доверенные неофициальные помощники.

Для осуществления задуманного было решено привлечь Николаевскую СБУ, которая под эгидой борьбы с коррупцией в высших руководящих слоях должна была «взять Романчука с поличным». Но тут возникла проблема, поскольку тогдашний начальник Управления ОСБУ Александр Калинин (сам был замешан в различных коррупционных схемах) наотрез отказался «фабриковать дело» по Романчуку… Тогда в дело вступил Алексей Савченко, который пообещал решить этот вопрос. Но только взамен на гарантию, что его самого назначат главой Николаевской ОГА. Получив предварительное согласие в Киеве, Савченко, конечно, обратился к своему знакомому Алексею Ляху, который по роду занимаемой должности (заместитель начальника управления — начальник отдела по борьбе с организованной преступностью и коррупцией) должен бороться с «негодяями» в органах власти и управлении. Разумеется, в случае положительного исхода задуманного мероприятия, ему обещали должность начальника Николаевского Управления СБУ. Сразу же после получения «отмашки», Лях дал команду своим «доверенным» сотрудникам отдела (М. В. Лактионову — в настоящее время заместитель начальника отдела по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, Р. Е. Багрянцеву — начальник отдела контрразведывательной защиты экономики, Д. Д. Кузнецову — начальник сектора по борьбе с коррупцией в органах власти и управления) любыми путями «решить этот вопрос». Но, соблюдая строжайшую конспирацию.

Тут как нельзя кстати оказалось тесное знакомство Лактионова с известным мошенником Максимом Гламаздиным, который неоднократно совершал уголовно наказуемые деяния, но к ответственности так и не был привлечен, так как согласился работать так называемой «торпедой» у украинских правоохранительных органов. Он неоднократно использовался для дачи взятки. Хотя сама провокация дачи взятки и является уголовно наказуемым деянием, но кто из украинских правоохранителей на это обращает внимание, если дана команда сделать «громкое дело»? Данный человек согласился выступить заявителем о вымогательстве у него, как руководителя компании «ЕЛК-БУД» (уставной капитал 10 тыс. грн), занимающегося добычей камня-известняка, искомым Романчуком 100 тысяч долларов США за решение вопроса о начале работы карьера. И вот тут начинаются нестыковки, о которых в своих «славных» традициях николаевские СБУшники умалчивают. Оказалось, что Гламаздин обратился в СБУ с заявлением о требовании Романчуком взятки еще 4 апреля 2016 года (почему-то сразу после разговора Ляха с Савченко)… А ведь первая его беседа и знакомство с Романчуком состоялись только в начале мая 2016 года! Кроме того, исходя из тех оперативных материалов, которые СБУ передала в суд в качестве доказательства вины Романчука, видно, что тот никак не мог повлиять на решение вопроса о получении разрешения на работу карьера и никаких денег от Гламаздина не требовал. Наоборот, последний сам предлагал дать какое-то вознаграждение, при этом даже не называл конкретную сумму.

Но кого могут интересовать такие мелочи, когда «заказ» исходит с «самого верха»? Необходимо отметить, что конспирация по данному «делу» была настолько высокой, что Лях получал санкции на проведение оперативных мероприятий по нему в Киеве, при этом, ставя в известность только своего руководителя Калинина. После «реализации» громкого дела удалось Мерикова дожать, и он был вынужден оставить пост главы ОГА. Потом была долгая эпопея с назначением Алексея Савченко на эту должность, который в последствии сумел успешно провалить почти все тесты и продемонстрировать вопиющую безграмотность, более соответствующую привокзальному бомжу, нежели претенденту на столь высокую государственную должностью. И уже после утверждения Савченко на этой должности в начале 2017 года (после полного расчета за его назначение в размере 2 млн долларов) он приступил к реализации всех данных обещаний. А в феврале 2017-го года был отстранен от должности Александр Калинин (хотя веских оснований для этого не было), а на его место назначен заслуживший это место Лях, который до сих пор не может справиться со свалившимся на него счастьем: ведь он как был по натуре «гопником», так им и остался. И ни для кого в областном Управлении СБУ не является секретом, что основные вопросы, которые Алексей Лях решает мгновенно, это только «финансовые». У него из кабинета не выходят Лавашвили, который «закрывает все вопросы по таможне», Багрянцев, решающий вопросы с налоговой, «конвертами», строительством дорог и т. д., Лактионов, всегда приносящий начальнику пару бутылочек воды, или заказывающий «поляну» в кабаке, и решающий другие хозяйственные вопросы. А также способный по указанию Ляха сфабриковать любое дело на любого человека, в том числе даже на своего бывшего покровителя Р.Н. Подгородинского.

При этом, оперативные вопросы отодвигаются на второй план: многие документы, на которые необходимо «наложить» грамотную резолюцию, у Ляха лежат неделями, потому что у того просто не хватает руководящего опыта; документы на доклад в Киев не подписываются по несколько дней, некогда их читать, потому что голова у начальника николаевского СБУ занята совсем другими проблемами. Когда же «петух клюет в голову», срочно «фабрикуются» дела о «сепаратизме», «терроризме» и аресте «российских агентов», которые не имеют вообще ничего общего с реальностью. В городе уже давно говорят, что Управление СБУ, в основном, отделы «К» и экономики, стали механизмом «стрижки капусты» для Ляха, который не пропускает мимо ни одного «денежного случая». Так было, например, с нашумевшим еще одним громким делом по вору в законе «Науму», которого также подставили. В результате начальник николаевского СБУ прибрал к рукам деньги, полученные от различных махинаций на железной дороге (данный вид «бизнеса» приносит от 100 до 200 тыс. долларов в месяц), отодвинув от этого дела осиротевшие бригады «Наума» и предупредив других конкурентов, что «это место уже занято». Таких фактов множество. И, кроме того, зачастую смещают сотрудников управления с занимаемых должностей только из-за того, чтобы они «не мешали отделу „К“ стричь капусту» и не догадывались о реальной величине левых доходов команды Алексея Ляха, а также о его тесных неформальных связях с губернатором Савченко.

Как это произошло, например, в деле с ремонтом дороги Николаев-Снигиревка длиной 48 километров, где стоимость работ после вмешательства в этот процесс самого Савченко выросла почти на 50%, составив в итоге 500 млн грн (10,5 млн грн за один километр вместо прежних 6 млн грн), которые успешно распределились поровну между двумя подрядчиками без проведения тендеров. При этом, обязательным условием заключения договоров был «откат» губернатору — 150 млн грн, из которых 30 млн грн — это доля преданного «адъютанта» губернатора, начальника николаевского СБУ Алексея Ляха. «Вы гений, Холмс», — воскликнул доктор Ватсон. «Я знаю, — скромно ответил великий сыщик. - Только у меня остается без ответа один вопрос: не пора ли организовывать ещё один майдан, чтобы расстрелять действующую власть и псевдопатриотов, полностью за три года разрушивших страну»?

По материалам: ord-ua.com