Берегись автомобиля. Ливийского

516

Судно «Этель», доставившее в Бенгази автомобили, добавило соли на
рану обманутым бизнесменам, не дождавшимся своих кровных авто
22 июля наше Министерство иностранных дел подтвердило появившееся в СМИ сообщение о захвате в ливийском порту Бенгази судна Etel с 19 украинскими моряками на борту. Специальный представитель Украины по Ближнему Востоку и Африке Геннадий Латий заявил временному поверенному в делах Ливии в Украине Альхады Асбеи, что в соответствии с нормами международного права наша страна рассматривает инцидент как недружественную акцию и тяжкое преступление, и потребовал немедленно освободить судно и экипаж.
Стоит ли пояснять, что подобное пиратство (и даже терроризм) не потерпит ни одно уважающее себя государство, а особо себя уважающие — не колеблются в выборе силовых средств для освобождения своих соотечественников. Популярная мифологема утверждает, что США в таких случаях направляют целый флот авианосцев к берегам страны супостатов, Израиль и Франция — бригаду профессиональных убийц, состоящих на государственной службе.

Словом, и у Украины вроде были все законные основания и даже ресурсы для таких решительных мер: на совместном параде по случаю дня флотов Украины и России как раз готовились предстать взору президентов обеих стран наши военные суда — десантный корабль «Константин Ольшанский» и подводная лодка «Запорожье». А в Николаеве воины 79-й отдельной аэромобильной бригады шлифовали навыки перед показом их горожанам на праздновании Дня ВДВ: разбивали головами бутыли с водой и разрывали зубами живых лягушек. Пусти таких в Бенгази — нет сомнения, порвали бы захватчиков голыми зубами…
Знакомые все лица
Бенгази, особо отметим, туристически вовсе не привлекателен. Дня не проходит, чтобы там на кого-то не покушались или что-то не взорвали, включая полицейские участки. На днях из местной тюрьмы сбежали сразу 1200 узников, которых теперь ловят то на границе, то в столичном аэропорту. Позже в бега ударились и пациенты местной психиатрической клиники — после того как там разбежалась охрана, не ставшая спорить с группой вооруженных людей, явившихся с целью, как сообщала ливийская пресса, совершить акт кровной мести…
Днем позже после дипломатического демарша украинского МИДа страху нагнал безымянный «оператор судна Etel», передавший заявление в интернет-издание Maritime Bulletin («Морской бюллетень»). Оказалось, что захват имел политические мотивы, и бандиты таким способом «протестуют против недружественных действий Украины в отношении Ливии. (…) Они заявили, что их задачей является задержание каждого гражданина Украины, оказавшегося на территории Ливии». «Оператор судна» заламывал руки от отчаянья: на его призывы вмешаться в ситуацию и потребовать от властей Ливии действенных мер по наведению порядка не отвечают ни страна, под флагом которым шло судно — Сент-Китс и Невис, ни центры по борьбе с пиратством, ни международные морские организации.
Впрочем, кто этот «оператор судна», особой тайны не составляло. Его назвал главный редактор Maritime Bulletin Михаил Войтенко: одесская компания Tomex, коей владеет гражданин Израиля Вадим Альперин. Куда интереснее, что Войтенко простодушно рассказал и о том, откуда ноги растут у угрожающего заявления «оператора судна» о намерениях заморских аспидов захватывать каждого украинского гражданина в Ливии: «Мне позвонил владелец Вадим Альперин и попросил о помощи. Не верю, что он кого-то обокрал» («Коммерсантъ Украина», 23.07.2013).
Это не первый случай, когда г-н Альперин просил о помощи г-на Войтенко. Последний помогал ему, как сам утверждает, в переговорах с сомалийскими пиратами, которые в сентябре 2008 г. захватили судно «Фаина» (Faina), которым также «оперировал» Альтман. «Фаина» везла украинские танки, зенитки и прочие внушительные боевые средства. История была громкой: вокруг захваченного судна барражировали российские военные корабли и целый 5-й флот США. До сих пор тайна великая, кому именно предназначался груз. По официальной версии — правительству Кении. Но потом армейский чин Кении взял и проболтался (за что был арестован), что конечным получателем груза является правительство Южного Судана. Южный Судан еще пребывал в составе Судана, который не имел особого желания разделяться, но устремления южан к обособленности — часто вооруженным путем — всячески поддерживали США. Действовало и международное эмбарго на поставки вооружений. Поэтому версия о вооружении Южного Судана могла нанести сокрушительный удар по договоренности севера и юга страны о мирном разводе…
Сомалийские пираты в итоге получили выкуп в размере $3,2 млн. и отпустили пленника. А катарский телеканал Al Jazeera через некоторое время показал танки на вооружении южносуданской армии, утверждая, что они те самые — с «Фаины».
И вот она, «Фаина», чудесным образом всплыла в нынешней истории с Etel, но, к счастью, уже не в таком геополитическом кризисе. По утверждению британского интернет-издания The Loadstar, специализирующегося на вопросах грузоперевозок, «оператором обоих судов является украинская компания Tomex Team, хотя суда имеют разных зарегистрированных владельцев».
Получается, что заявление Альтмана и Войтенко — об охоте на украинцев в Ливии — имело целью вызвать в обществе такие же воинственно-патриотические настроения, какие нес пражанам незабвенный Швейк в знаменитом романе Гашека. Когда мучимому ревматизмом Швейку принесли повестку о призыве на военную службу, он приказал пани Мюллеровой одолжить у соседей костыли и коляску, в которой те возили своего хрыча-дедушку, и катать его по Праге. Сидя в коляске и размахивая костылями, Швейк кричал: «На Белград!», призывая верноподданных Австро-Венгерской империи покарать сербов.
На Бенгази!
Мотивы ливийцев оказались куда прозаичнее. Версию о боевиках, захвативших украинское судно, немедленно опроверг менеджер порта Бенгази Мустафа Аль-Абар, сообщивший газете Libya Herald, что администрация порта сразу после жалобы капитана о появившихся «сердитых людях» «разместила сотрудников безопасности между командой и людьми». Он же заверил, что захватчики — «спокойные люди без всякого оружия».
20 июля некий Муфтах Барааси, выступающий от имени 25 местных бизнесменов (в других случаях именуемых ливийской прессой «инвесторами»), сообщил изданию Qurуna, что они не позволят судну покинуть порт: «…Пока мы не получим украденные украинцами автомобили общей стоимостью $15 млн.».
По его утверждению, еще в марте они наняли «Фаину» для перевозки в Бенгази партии купленных в иорданской зоне свободной торговли автомобилей (цифра колеблется: в одном случае называют 597 машин, в другом — 650). Оплатив все требуемое и выправив нужные документы, ливийцы стали у моря выглядывать свой груз — благо дойти от иорданской Акабы в Красном море через Суэцкий канал до Бенгази на Средиземноморье сущие пустяки. Но «Фаина» почему-то направилась не в Бенгази, а значительно дальше — в родной Ильичевск. Отчего так случилось, г-н Альтман, «оператор», почему-то молчит. Ну, а в Ильичевске груз арестовали и начали следствие.
Видно, украинские темпы расследования и вынесения судебного вердикта о возвращении украденного не устраивали 25 горячих ливийских бизнесменов. А тут еще они увидели, как в порту с Etel выгружают авто, но для других счастливчиков. И решили «простимулировать» процесс возврата своего груза захватом судна с экипажем…
Когда окончательно стало ясно, что причиной событий в Бенгази стало, выражаясь уголовно-милицейским сленгом, «кидалово ливийских лохов», а сами они — «терпилы», то есть потерпевшие, а вовсе не боевики, 31июля в Триполи отправился вице-премьер-министр Константин Грищенко — «по поручению президента Януковича», как отметила его пресс-служба.
Выбор президентом порученца, надо сказать, был неожиданным. Никто не спорит, Константин Иванович — опытный дипломат, еще недавно министр иностранных дел. Но уже более полугода служит вице-премьером по вопросам, определенным ему декабрьским указом Президента Украины №765/2012: культура, образование, наука, молодежь, спорт и охрана здоровья. А этим вояжем ему поручили, согласно сообщению пресс-службы, «наладить и укрепить конструктивный диалог с ливийской властью, обсудить актуальные вопросы двухстороннего сотрудничества между Украиной и Ливией в торгово-экономической, гуманитарной и других сферах».
Вполне вероятно, что Константина Ивановича замучила ностальгия по внешнеполитической ниве. А может, он схватился за голову, узнав, как обессилела отечественная дипломатия вследствие резкого сокращения средств на нее в бюджете. Как пояснял бывший замминистра иностранных дел Валерий Чалый, когда принимали бюджет на 2013 г., г-н Грищенко уже был во власти дембельских настроений, зная, что пост главы МИДа ему более не занимать, поэтому и не волновался за будущее содержание карманов его родного ведомства (razumkov.org.ua).
Ну, злые языки утверждали, что экс-министр специально подложил такую свинку преемнику — мол, почувствуйте разницу между мной и им. Но на то они и злые языки. В результате МИД в этом году получил на все про все 1,1 млрд. грн. (для сравнения, почти столько же выделено из госбюджета технической столичной станции Дарница для ремонта печально известных скоростных «Хюндаев»). По сравнению с прошлым, нынешний бюджет министерства «похудел» на 14%, а с учетом инфляции, роста цен в стране пребывания (аренда, транспорт и т. д.) и прочего потери оказались еще значительнее.
Как следствие, наши дипломаты принялись экономить где только можно, исходя из того, что «бедность не порок». Их рассказы на правах анонимности не могут не потрясать: приходится считать, во сколько обойдется телефонный звонок, проезд, не дай бог, прихворнуть так, что придется обратиться к врачу, что делать с оплатой учебы детей… А на протокольные мероприятия, как то прием в честь национального праздника родного государства, хоть родителям в деревню пиши: продайте кабанчика и пришлите денег — с другим кабанчиком на закуску высоким гостям…
Рано радоваться
Уже по результатам визита Константина Грищенко в Триполи его пресс-служба сообщила, что главной темой поездки была «защита прав и интересов 19 граждан Украины, членов экипажа судна Etel. И что премьер-министр Ливии Али Зидан заверил посланца «в том, что жизни и здоровью граждан Украины ничего не будет угрожать». Впрочем, это и без Зидана было известно. Важнее оказалось то, что Зидан «дал поручение министру юстиции Ливии прибыть в г. Бенгази с целью разрешения ситуации с задержанными украинцами».
Тут бы, конечно, Константину Ивановичу следовало взять в охапку министра юстиции и проехать вместе в Бенгази, благо каких-то 600 км с небольшим. Да, видно, в Киеве ждали срочные дела — настолько, что не позволили нашему вице-премьеру проехаться даже в самом Триполи до базы, где удерживают еще 19 граждан Украины, приговоренных к 10 годам заключения по обвинению в участии в боевых действиях на стороне свергнутого режима Муаммара Каддафи. Сами украинцы, а с ними еще россияне и белорусы утверждают, что работали в нефтяной компании. («2000» писали об особенностях ливийского правосудия: «Судьба украинцев решится 1 мая?», №16 (651), 19—25.04.2013.) Теперь украинские граждане ждут неоднократно обещанного рассмотрения своей апелляции…
Утешительная же для моряков Etel весть пришла вовсе не из Триполи (министр юстиции, похоже, так и не собрался побывать в порту Бенгази), а с далекой родины. Как сообщил 2 августа советник посольства Украины в Ливии Андрей Марченко, «украинский суд вынес окончательное решение, чтобы вернули авто ливийцам. Как только груз прибудет, отпустят и наших моряков».
Но восклицать то ли «аллилуйя!», то ли «Аллах акбар!», наверное, рановато: надо еще снарядить, оплатить и отправить эту экспедицию в Ливию. Тем более что судебное известие — это не решение об освобождении заложников…
Но на самый важный вопрос, естественно вытекающий из этой истории, ответа пока нет. А не создан ли опасный прецедент и где гарантия, что уже в ближайшем будущем кто-либо из заморских бизнесменов, разуверившись в украинской Фемиде, станет брать украинских граждан в заложники для решения других хозяйственно-имущественных споров?

По материалам: ord-ua.com