Берегись автомобиля. История одного кредита

544

Елена Пименова, "Вгору"
Фото одного из героев публикации

Многие мечтают стать владельцем собственной квартиры или машины. Но далеко не каждому это по карману. Вариантов выхода из этой ситуации не так уж и мало. Можно несколько лет копить, у кого-то находятся состоятельные родственники, готовые помочь. Но, пожалуй, самым распространенным вариантом остается кредит в банке.
Казалось бы, это же так просто. Приходишь в банк, просишь денег. Если дают "зеленый свет", то подписываешь договор и все – ты владелец заветной вещи.
И уже мало смущает, что за нее придется расплачиваться еще несколько лет. Ведь мечта осуществилась! На самом деле идиллия может закончиться намного раньше. В один прекрасный день банк может спокойно конфисковать вашу мечту себе. Не верите? А зря.
Было ваше – стало наше
Несколько лет назад Олег решил взять машину в кредит. Не для роскоши или покорения местного бездорожья. С помощью машины Олег хотел зарабатывать на жизнь. За деньгами молодой человек направился в один из филиалов "Приватбанка". Переговоры прошли успешно, из офиса финансового учреждения Олег вышел владельцем авто.
Каждый месяц в указанные банком сроки молодой человек приходил в кассу и возвращал часть долга. Так продолжалось 2,5 года.
– А потом звонят из банка и говорят, что нужно явиться. Якобы сфотографировать залоговое имущество, – рассказывает Олег. – Я и сам туда собирался. Машина на какое-то время выезжала за границу, и я задолжал по страховке. И вот приехал заплатить долг.
Сотрудник банка осмотрел автомобиль, сфотографировал. После попросил техпаспорт. Дальше предложил Олегу подняться с ним в кредитный отдел. Парень тогда еще не догадывался, какой сюрприз его ждет.
– Выхожу на улицу, а колеса у моей машины заблокированы. Спрашиваю у работника банка, что это значит. Он спокойно отвечает, что "Приватбанк" больше не хочет работать со мной в долларах. Поэтому машину они у меня забирают,– вспоминает хозяин автомобиля.

Кредитный патриотизм
Казалось бы, валютный договор заключался на 5 лет. С тех пор доллар "штормило", его курс вырос почти в два раза. Но это проблемы заемщика. Сам он этого не отрицает и продолжает возвращать одолженные деньги. Что может быть прекрасней для банка?
Сотрудник финансового учреждения аргументы выслушал. С его слов, вернуть машину можно было только одним способом – перевести оставшийся долг в гривни. Но на каких условиях? Когда Олег брал машину, то доллар был 4,70, а сейчас он 8 гривень с копейками.
– Работник банка ответил, что остаток кредита переведет в гривню по курсу НБУ. Только процентная ставка будет уже не 11%, а 27. Я им говорю, мол, ребята, да за такие деньги я смогу купить две новые машины. Смысл мне тогда с вами работать?!
Машину у Олега забрали вместе с техпаспортом и ключами. Парню пришлось подписать акт приема-передачи автомобиля. В документе было указано, что владелец передает авто для реализации, в связи с просрочкой кредита. Это был единственная "бумажка", которая подтверждала, что банк забрал машину. Ведь решения суда на изъятие машины – не оказалось. Справедливости парень пошел искать в суде. Выслушав аргументы обеих сторон, суд вынес вердикт – машину Олегу вернуть. С этим решением на руках парень отправился в исполнительную службу.
Все это время хождения в суд Олег долг не возвращал.
– Машину я брал, чтобы зарабатывать деньги. Кормилицу у меня забрали, я сижу без работы. Соответственно кредит мне платить нечем, – говорит Олег.

Новогодние сюрпризы
Похожая история приключилась и с Сергеем. В 2007 г. в том же "Приватбанке" он оформил кредит на машину. Расплатиться за нее должен был за семь лет.
– Миновало два года. Приходит мне "письмо счастья", в котором написано, что банк в одностороннем порядке увеличивает процентную ставку. И если я не согласен, то должен явиться и написать заявление, – рассказывает Сергей.
Мужчина так и сделал. В своем заявлении он сослался на Закон №661-VI от 12.12.2008 г. "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо заборони банкам змінювати умови договору банківського вкладу та кредитного договору в односторонньому порядку". Банк ответил, что закон вступил в силу через 10 дней после его опубликования, то есть 9 января 2009 года. А письмо о повышении процентной ставки они прислали 08.01.09. Успели!
Ставка по кредиту выросла с 9,6% до 21. Это значило, что к тем 1100 гривням, которые Сергей платил по старым расценкам, нужно доплачивать еще 280 за новые проценты. Заемщик, считая такое повышение неправомерным, платил прежнюю сумму.
Прошел почти год. Все это время "Приватбанк" ни звонит, ни пишет.
– Накануне Нового года я приехал в банк насчет страховки. Оставил машину рядом, на Ушакова. Выхожу, а у нее колеса заблокированы. И сотрудники банка предлагают мне проследовать с ними, – вспоминает Сергей.

Так сколько я должен?
Разговор получился примерно таким. Мужчина задолжал банку 3700 гривень. Поэтому ему не вернут машину, пока не уплатит этот долг. После этого сотрудник банка вручил ему на подпись акт изъятия машины, прямо как в случае с Олегом.
– Я его читаю. И в конце есть пункт о том, что я сам пригнал машину в банк под реализацию. Я спрашиваю: а под какую реализацию, если я вообще продлить страховку приехал? Мне отвечают, ничего не знаем, у нас есть решение суда, – говорит Сергей.
В акте изъятия крайним сроком погашения долга было 6 января. Заемщик пришел в указанный день, но встречу перенесли на 11 число. Сергей явился в назначенный день.
– В банке мне заявляют, что не нужны нам ваши 3700, погасите оставшийся кредит. Да если бы у меня была такая сумма, я бы уже давно рассчитался. Мне предложили два варианта: либо полностью рассчитаться с банком, либо сделать им генеральную доверенность на машину.
Уже полтора года Сергей судится с финансовым учреждением. Заседания то откладывались, то переносились, то представители банка не являлись. В итоге Суворовский суд вынес решение – вернуть Сергею машину. Банк подал апелляцию. В ходе судебной тяжбы выяснилось, что никакого решения суда на изъятие машины у банка не было. Решение первой инстанции Апелляционный суд оставил в силе.
Но бразильские страсти на этом не закончились. Далее в борьбу включилась исполнительная служба. Первый раз они просили банк добровольно вернуть автомобиль. "Приватбанк" прислал любопытный ответ. "Дэу Ланос" заемщика находится…в центральном офисе, то есть в Днепропетровске. Мол, все вопросы к ним. На второй раз исполнительная служба оштрафовала отделение банка на 1020 гривень. Машины нет. На третий раз исполнитель вместе с Сергеем решил проверить, действительно ли автомобиль не в Херсоне.

Таинственный ангар
С этого момента дороги Сергея и Олега пересекаются. Им обоим суд присудил вернуть автомобили. И вот наши герои вместе с государственным исполнителем отправились на смотровую площадку Приватбанка. Сергей и Олег вспоминают, что охранники попрятались. Исполнитель позвонил в банк и предупредил, что если в течение определенного времени не будет представителя банка, то будут взламывать ворота. Вскоре приехали двое мужчин. Один из них представился руководителем отдела автокредита херсонского филиала, что на Ушакова. Ворота все-таки открыли.
– Смотрим, наших машин нет. А рядом с этой площадкой – предприятие. Что интересно, его территория ничем не отделена от площадки банка. А у этого предприятия большой ангар. И тут кто-то заметил в этом помещении машины, – вспоминает Сергей.
Через окна владельцы увидели свои машины. За стеклом стояло 8 автомобилей и все без госномеров. Сотрудников Приватбанка как ветром сдуло. Кто хозяин этого загадочного ангара – никто не признался. На место приехал начальник охраны завода, которому принадлежит ангар. Исполнитель попросил открыть одни из пяти ворот. Ключей от заветной двери у начальника охраны не оказалось. А если бы, к примеру, случился пожар? Чем бы открывали? Но вернемся к машинам. Единственным обладателем ключей оказался директор завода. Шеф должен был появиться на следующий день в 9 утра.
– Мы "опечатали" все пять ворот бумагами, на которых подписались исполнитель, адвокаты и свидетели. Весь этот процесс снимали на камеру и фотографировали, – рассказывает Сергей. – Приезжаем на следующее утро. Печати сорваны, ворота открыты, машин нет.

Счастливый случай
Так бы владельцы и не знали, куда ночью укатили их авто, если бы не случай. Друг Олега увидел, как машину товарища везут на эвакуаторе. Пока законные владельцы собирались в путь, он "преследовал" беглецов. Сергей и Олег свои машины "догнали" в Чернобаевке. На автомобилях красовались транзитные номера. По слухам, "девятку" Олега планировали откомандировать в Николаев. С иномаркой Сергея история "повеселее". На глазах у владельца в нее умостился незнакомец, захлопнул дверь и укатил неизвестно куда.
Рядом с водителем эвакуатора сидел начальник автокредита, который приезжал на площадку с конфискованными машинами. Заприметив владельцев машин, он медленно вылез из кабины и побрел, а затем и побежал по полю. В погоне участвовали не только владельцы авто, но и стоявшие неподалеку гаишники. Всех участников "забега" привезли в райотдел. Но в этот же день всех отпустили.
После всей этой истории Сергей отнес документы от государственного исполнителя в Суворовскую прокуратуру для открытия уголовного дела о невыполнении решения суда. Прокуратура дала запрос в банк. Там ответили, что направят это запрос в главный офис в Днепропетровске.

Продолжение следует
Но на этом страсти не закончились. После возврата машины (в полураскомплектованном состоянии) Олег отправился в кассу оплатить кредитный платеж. Но кассир, отказавшаяся представиться, денег не взяла. Отказ объяснила просто – электронная программа не дает возможности сделать оплату именно по номеру кредитного договора Олега. Парадокс получается. Банк деньги принять может, только они пойдут не на погашение кредита, а просто на счет банка. Благотворительная помощь финансовому заведению!
Начальнику херсонской филии Приватбанка адвокат Олега направил не одну жалобу. Ответ пришел только на пятое письмо. Банк пишет, что "по викладеному факту було проведено службове розслідування, зі співробітником банку було проведено роз'яснювальну роботу". Но денег кассиры так и не принимают! В этом же письме банк указал, что Олег должен погасить им более 20 тысяч гривень судебных издержек, как выяснилось – за хранение автомобиля. Но в решении суда черным по белому написано – Олег за хранение своей машины ничего платить не должен. Выходит, что банк "чихать" хотел на решение Именем Украины?
Еще один интересный момент. В 2006 году Олег в том же банке брал в кредит иномарку. За нее он полностью рассчитался, после чего продал. Но в феврале этого года банк прислал парню письмо. В нем говорилось, что Олег задолжал "Приватбанку" почти 6000 долларов по кредитному договору 2006 года! Что это – простая ошибка или своеобразный способ мести?
Банк подал в суд на Олега за то, что тот не погашает кредит. Одновременно Олег подал иск, что банк отказывается возвращать ему техпаспорт и ключи. К слову, суд уже вынес решение и обязал "Приватбанк" вернуть все это владельцу. Автомобиль Сергея до сих пор не нашли. Несмотря на это, он продолжает ежемесячно носить деньги в кассу.

Справка
Внизу некоторых платежных квитанций "Приватбанка" имеются любопытные надписи. К примеру, у одной из таких бумажек было продолжение с заголовком "Додаткова угода". А дальше речь идет о том, что клиент по личной инициативе договаривается с банком об увеличении ставки по кредиту. Заканчивается этот договор реквизитами сторон и местом для подписи. Весь этот текст набран таким же шрифтом, как и квитанция об оплате! Вот такой тест на внимательность. Еще один любопытный текст – "Продажа залоговых автомобилей – для получения адреса автосалона отправь SMS…" А дальше указывается код и номер, на который его нужно отослать. Ваш корреспондент ради эксперимента проделал эту процедуру. Денег со счета ушло как за обычную смску, только вот ответного сообщения с адресом так и не пришло. Вот такая забота о клиентах.


По материалам  vgoru.org