«Белым» по «черному»: приказано выжить

613

Проекты по экстремальной легализации зарплат повергли в шок не только работодателей, но и рабочих.

Подошла к концу первая неделя месяца, отпущенного украинцам на обсуждение очередной законотворческой новации. То, что в День юмора многие пользователи Интернета посчитали неудачной шуткой журналистов, уже в понедельник обрело четкую форму в виде трех законопроектов, «вызревших» в недрах Минсоцполитики. Цель «триады» проста и понятна: в добровольно-принудительном порядке вывести из тени украинский рынок оплаты труда. Работодателям кнут, работникам пряник, государству – прозрачная экономика. Красота! Но вспомним, куда вымощена дорога чересчур благими намерениями…

В минувшую первоапрельскую пятницу на сайте «Зеркала недели» была опубликована статья с доходчивыми объяснениями того, каким способом власть планирует «прищучить» отечественный бизнес. Речь шла о нескольких законопроектах, которыми вот-вот должно «разродиться» Минсоцполитики Украины. Основные новации – усиление административных взысканий за выплату зарплат «в конвертах», ужесточение уголовной ответственности за неоформленных законодательно рабочих, введение огромных финансовых санкций за нарушения условий труда – вызвали в обществе соответствующую реакцию. Поля под статьей сразу же запестрели комментариями из разряда «вот это прикол» и «хватит разводить народ такими шутками».Однако пользователи рано обрадовались своей догадливости. Уже в понедельник оказалось, что в этой шутке не было и доли шутки. На сайте Минсоца в один момент появилось вместо одного (как прогнозировало «ЗН») сразу три законопроекта, призванных сыграть в ближайшем будущем роль «отбеливателя» для «черных» зарплат, нелегального трудоустройства, минимизации отчислений в социальные фонды и прочих «экономных» схем, на которые так богата фантазия наших работодателей.

Презентуя разработки своего ведомства, вице-премьер-министр и министр социальной политики Украины Сергей Тигипко назвал документы «революционными» (видимо, в нашей стране это один из самых популярных эпитетов для законодательных новаций). И в лучших традициях демократического общества дал на их обсуждение целый месяц. Однако всего за неделю это самое общество вынесло свой вердикт. Суть высказываний, как официальных, так и нецензурных, сводится к одному: если документы будут «запущены» в действие в их нынешнем виде, революция в стране действительно будет. Со всеми полагающимися по сценарию жертвами.

Не будем огульно пророчить стране обвал экономики, массовую безработицу и новый, теперь уже локальный финансовый кризис. С этим прекрасно справляется нардеп Наталья Королевская. Лучше попытаемся проанализировать причины и, что самое главное, возможные последствия введения (либо невведения) данных законодательных инициатив. Ибо, как правильно говорил один философ, ничто не берется из ниоткуда и в никуда не девается.

Несмотря на массовую истерию вокруг минсоциального «тройственного союза», позитивные моменты в законопроектах, конечно же, есть. Первый – это безусловная необходимость каких-то изменений в сложившейся ситуации. Ни для кого не секрет, что тенизация рынка оплаты труда в Украине достигла катастрофических масштабов. Та же госпожа Королевская, несмотря на свою хроническую оппозиционность всем правительственным инициативам, признает, что сегодня в тени работают от 5 до 7 млн. украинцев. Это значит, что «в конвертах» выплачивается 120-140 млрд. грн. зарплат. При этом сами работодатели мало «парятся» взаимосвязью «конвертируемой» зарплаты и уровня будущей пенсии работников. Хотя подсчитано: чтобы в будущем без бюджетных дотаций получать минимальную пенсию в 764 грн., человек должен до этого официально зарабатывать не менее 1,6-1,8 тыс. грн. зарплаты.

Впрочем, до нашего с вами будущего нет никакого дела не только работодателям (что понятно), но и государству. Оно как раз печется о настоящем – то бишь о том, сколько денег реально не получают социальные фонды. «По оценкам Госналогслужбы, сегодня в тени так или иначе находится около 40% фонда оплаты труда, – говорит директор аналитического департамента «Реформаторского клуба» Игорь Лавриненко. – Если исходить из данных Госкомстата, согласно которым ФОТ в 2010 году составил около 300 млрд. грн., реальные объемы неофициальных зарплат могут составлять до 200 млрд. грн. Арифметически можно определить, что из этой суммы недоплачивается еще около 66 млрд. грн. взносов в ПФ».

Справедливо ли после этого возмущаться низкими соцстандартами? Или апеллировать к нищете нынешних пенсионеров, которых, по сути, обкрадываем мы сами, ставя свою подпись под трудовым договором с указанной в нем минзарплатой? «В целом желание власти проводить реформы в этом ключе похвально, – констатирует исполнительный вице-президент Конфедерации работодателей Украины (КРУ) Алексей Мирошниченко. – Объективно легализация зарплат как стимул к увеличению внутреннего рынка позволит выровнять дисбаланс социальных фондов».

Что касается более конкретных позитивов, они, по мнению эксперта, тоже имеются. «Во-первых, авторы смогли дать адекватное обозначение и правильно прописать структуру минимальной зарплаты, – говорит господин Мирошниченко. – Раньше «минималка» включала только тариф, не учитывая надбавки, доплаты и премии, что приводило к сложностям при расчете отчислений в соцфонды. Во-вторых, наконец-то законодательно закреплено, что меньше минзарплаты (85%) может получать лишь молодежь на первом рабочем месте, и то не дольше года. Все остальные, независимо от форм трудоустройства, должны получить установленный государством минимум. Ну и еще один плюс – ужесточаются возможности для трудоустройства иностранцев. Это значит, что будет больше рабочих мест для наших работников и уменьшится количество неконтролируемых мигрантов».

На этом, по мнению представителя работодателей, позитивы заканчиваются. Дальше начинается сплошной негатив. Так, например, очень живо эксперт протестует против так называемой гарантированной зарплаты, которая вводится в обиход нормой законопроекта относительно минимальных размеров оплаты труда и гарантий их обеспечения.

Если кто забыл, напоминаю: идея гарантирования государством уровня оплаты труда в зависимости от должности и квалификации работника – своего рода ребрендинг февральских планов того же Минсоца относительно введения в частном бизнесе тарифной сетки по примеру госсектора. Смысл заключается в следующем: всех трудящихся граждан страны «разделят» на несколько категорий (сколько их будет, в проекте не указано, но в планах Кабмина, как минимум, 8 градаций), для каждой из которых разработают коэффициент зарплатного минимума. Официальную минзарплату будут получать работники самых простых профессий. Далее идут малоквалифицированные (условно умножим «минималку» на два), квалифицированные (на три и так далее) и высококвалифицированные рабочие, технические служащие, специалисты и профессионалы. Наконец, самая большая зарплата (умножим на восемь) устанавливается руководителю предприятия. Который, таким образом, не сможет получать меньше просто по уровню должности.

Причиной такого новшества в Минсоце называют прискорбный факт: сегодня, по приблизительным подсчетам, около 120 тыс. руководителей предприятий «довольствуются» зарплатой в 960 грн. «Это что, преступление?! – удивляется исполнительный вице-президент КРУ. – Те директора, которые поставили себе минимальную зарплату, сделали это не от лучшей жизни. А «ручное» регулирование зарплат не соответствует рыночной экономике и свободе предпринимательства. Это прямое вмешательство в предпринимательскую деятельность, что запрещено законом. Во всех странах мира государство контролирует только нижнюю планку оплаты труда, у нас же пытаются следить за всей вертикалью».

Возмущение представителя «работодающей» стороны понятно. Действительно, из многих стран по пути обязательной тарифной сетки пошли, пожалуй, только чехи. С другой стороны, возвращаемся к пенсиям. Директор, работающий на «минималке», имеет возможность откладывать деньги на старость в «швейцарскую банку», ему государственная пенсия нужна будет разве что на леденцы. Работник на той же «минималке» и с «черным бонусом» банально проедает как первое, так и второе. С тем, чтобы после 60-ти, уже без «бонуса», еле сводить концы с концами…

Ситуация двойственная, норма неоднозначная. Как, впрочем, и следующая новация – беспрецедентное (по некоторым позициям почти в 10 раз) увеличение штрафов за нарушение трудового законодательства. Вкратце напомню: согласно проекту, за любую задержку зарплаты или ее выплату не в полном объеме с должностных лиц предприятия и даже самозанятых предпринимателей, которые используют наемный труд, должен взиматься штраф в размере от 850 грн. до 4,25 тыс. грн. Если руководитель предприятия не оформил сотрудника на работу или незаконно его уволил, его хотят штрафовать на 3,4-8,5 тыс. грн. за каждого пострадавшего. Повторное такое же нарушение, соответственно, увеличивает сумму штрафа в два раза (8,5-17 тыс. грн.) либо, как альтернатива, предлагаются исправительные работы до 2 лет или арест на 6 месяцев. Наконец, за выплату зарплат в «конвертах» – то бишь с уклонением от уплаты положенных по закону налогов и взносов – могут выписать штраф на 34 тыс. грн. Опять-таки – за каждого обнаруженного работника.

Обнаруживать есть кому: правом проверять предприятия на соответствие требованиям будут наделены ГНСУ, КРУ, сотрудники Пенсионного фонда и даже органы лицензирования (под видом «контроля дотримання кваліфікаційних вимог для провадження певного виду діяльності»). Однако наиболее широкие права получает Госинспекция по охране труда. Согласно новым нормам, не особо влиятельные ранее «инспекторы-трудовики» смогут наряду с милицией и налоговой в любое время дня и ночи беспрепятственно проникать в производственные и административные помещения собственника, требовать любые документы, вести кино-, фото- и аудиофиксацию, опрашивать всех работников, захваченных врасплох на рабочем месте. Более того, если работник откажется давать требуемые объяснения, его тоже могут оштрафовать. Конечно, не так глобально, как хозяина. «Всего» на 170-340 грн.

К чему это приведет, вроде понятно. Даже если работники не согласятся «стучать» на своих хозяев, проверки без предупреждения (к примеру, с пересчетом «поголовья» сотрудников на предмет соответствия официальной численности) мало кому придутся по душе. Как результат, Алексей Мирошниченко прогнозирует три варианта развития событий: либо сокращение персонала до крайнего минимума, либо закрытие предприятия, либо… еще больший уход в тень – под прикрытие тех же проверяющих органов. Правда, последняя ситуация обойдется предпринимателям недешево (с учетом явно завышенного количества уполномоченных органов). Посему работникам в любом случае стоит ждать урезания заработных плат.

Есть, правда, и у этой нормы другая сторона медали. «На сегодняшний день ответственность за нарушение трудового законодательства в Украине едва ли не самая низкая в Европе, – анализирует Игорь Лавриненко. – В Болгарии за выплату заработной платы «в конвертах» штрафуют на наши деньги на 83 тыс. грн., в Чехии штрафы доходят до 100 тыс. грн., в Словакии – 2 млн. грн.». Также нельзя не согласиться с еще одним нашим вице-премьер-министром Борисом Колесниковым. Поддерживая инициативу своего коллеги Тигипко, он высказался в том ключе, что выплата зарплат «в конвертах» сродни банальному воровству. Мол, почему судят тех, кто «чистит» карманы в метро, и прощают тем, кто с помощью минимальных отчислений в соцфонды обирает учителей, врачей и прочих бюджетников?

Итого, практически по всем упомянутым выше новшествам можно сказать: хотели как лучше, а получиться все может, как с Налоговым кодексом. Резюме по «тройному отбеливателю» от Минсоцполитики таково: благие намерения правительства, помноженные на необходимость наполнения социальных фондов, снова вызвали преждевременные роды. В смысле, авторы законопроектов слишком уж поспешили заработать начальственный «одобрямс» и в большинстве случаев просто скопировали законодательство стран Европы. Неоднократно доказано – в нашей стране такой «копипейст» не проходит, и пословица «что русскому хорошо, то немцу смерть» работает с точностью до наоборот. Так что законопроекты, даже будучи приняты, не заработают. Хотя, скорее всего, полагают эксперты, дело не дойдет даже до их принятия – слишком много у нас корпораций (не самых мелких) и предпринимателей (не самых далеких от политики) уже давно платят зарплату рабочим «в конвертах» и отказываться от этой практики не планируют…

P.S. Впрочем, пока суд да дело, хозяева малого и среднего бизнеса уже готовятся правильно (в их понимании) среагировать на возможное вступление новаций в силу. И, честно признаться, реакция эта не может не настораживать. Вот что в приватной беседе рассказал о своих планах руководитель агентства по изготовлению рекламы Владимир Гречишин (имя и фамилия изменены по просьбе спикера):

«Мне непонятны все действия нашей власти, но тяжело представить, что они серьезно намерены установить такие правила игры. На секунду представим, что законы приняты и вступили в силу. Я, как руководитель предприятия со штатом в 35 человек (30 из которых официально получают минимальную зарплату и неофициально – еще три такие «минималки» в конвертах), поставлю вопрос ребром: все остаются на своих местах, работают на 960 грн. в месяц и радуются, что все у них «белым-бело». Поверьте, я ничем не рискую – большинство работников не уволится, потому что аналогичная ситуация произойдет на всех предприятиях, а на многих будет сопровождаться еще и сокращением штата. Труд девальвируется на государственном, законодательно закрепленном уровне, и уже правительство будет объяснять львиной доле украинцев, как можно прожить на 900 грн. в месяц.

Тарифную сетку с гарантированными зарплатами, кстати, тоже легко обойти: человека, выполняющего функции старшего менеджера, я оформлю, как ассистента. Вот и будут фирмы, состоящие из директора, бухгалтера и десятка ассистирующих секретарей. Чтобы реально отбелить зарплаты‚ надо снизить налоги. Ведь помимо подоходного налога (15%) фирма еще отчисляет взносы в соцфонд. Даже официальные 42% – крупнейшая ставка в мире, а если учесть непрямую нагрузку (компенсация больничных, колдоговора, фонд охраны труда и прочее), получится все 70%. Что при таком раскладе можно «отбеливать»? Хорошо уже то, что фирмы хотя бы держат людей на рабочих местах».

provokator.com.ua