Апартаменты в Буковеле и имение под Киевом: судейско-прокурорская семья накупила имущества на $1 млн

46

Семья киевских судьи и прокурора за последние годы приобрела имущество рыночной стоимостью более миллиона долларов.

Во время полномасштабного вторжения заместитель начальника Киевской областной прокуратуры Игорь Грабец, муж судьи Киевского областного хозяйственного суда Светланы Грабец, и их родственники смогли позволить себе апартаменты в премиальных гостиницах в Буковеле. 

Особое внимание привлекают цены, по которым были оформлены сделки. Простые подсчеты показывают, что недвижимость куплена существенно ниже рыночной стоимости. По мнению профильного юриста, это может свидетельствовать о признаках незаконного обогащения. 

В отличие от прокурора Игоря Грабца, его жена, судья Светлана Грабец, из династии чиновников. Ее мать Ольга Демина была судьей, работала до 2017 года. Отец – Юрий Демин – бывший прокурор. Надев прокурорскую шинель еще в Советском Союзе, с 1993 по 2004 он работал на таможне и даже был заместителем председателя Государственной таможенной службы. Также — уже при Януковиче — был заместителем генерального прокурора Виктора Пшонки.  

Дед Светланы Грабец – Михаил Потебенько – генеральный прокурор еще времен Кучмы, нардеп первого и четвертого созывов от Коммунистической партии. Мирослава Гонгадзе, жена покойного журналиста Георгия Гонгадзе, называла Потебенько одним из виновных в убийстве ее мужа. Под руководством Потебенько прокуратура проигнорировала письмо Гонгадзе о слежке за ним незадолго до того, как журналиста похитили. 

Буковельские апартаменты семьи

В 2023 году семья Грабцев инвестировала в элитные гостиничные комплексы в Буковеле. Рыночная стоимость двух разных апартаментов в двух разных гостиничных комплексах — почти 550 тысяч долларов. То есть более 20 миллионов гривен по курсу на момент покупки. Это минимальная цена этой недвижимости.

В своих имущественных декларациях заместитель руководителя Киевской областной прокуратуры 

Игорь Грабец отметил, что в сентябре 2023-го инвестировал в строительство. hromadske выяснило, что речь идет об апартаментах в премиальном комплексе Mountain Residence в Буковеле. 

В этом отеле хвалятся не только премиумсервисом, но и профессиональной службой безопасности и незаурядным уровнем комфорта. Вокруг отеля немало ресторанов и комплексов отдыха в дополнение к инфраструктуре в самом Mountain Residence.

Площадь апартаментов в Mountain Residence, приобретенных прокурором Игорем Грабецем, относительно невелика — почти 63 м².

Но и цены на недвижимость в этом комплексе премиальны. Сейчас подобные апартаменты продаются за более чем 350 тысяч долларов. 

В мае 2023-го инвестиция в еще не завершенное здание составляла от минимальных 4 тысяч долларов за м² до почти 5 тысяч долларов.

А уже в сентябре 2023-го, именно в тот месяц, когда прокурор инвестировал в эту премиальную гостиницу, м² в Mountain Residence стоил не менее 4350 долларов.

Следовательно, минимальная рыночная стоимость апартаментов прокурора на момент покупки должна составить примерно 273 тысячи долларов, или почти 10 миллионов гривен. 

Но официально борец с преступностью Грабец приобрел апартаменты в этом комплексе более четырех раз дешевле рынка. Недвижимость обошлась ему в 2,4 миллиона гривен, то есть около 65 тысяч долларов против более 270 тысяч долларов. Денег, чтобы приобрести апартаменты по их рыночной стоимости, у судейско-прокурорской семьи официально не было. Хотя Светлана и Игорь Грабцы декларировали значительные сбережения. 220 тысяч долларов наличными супруги декларировали в 2022 году, перед приобретением апартаментов в Буковеле. А в конце 2023 года после приобретения сбережений наличными осталось целых 185 тысяч долларов. Разница всего в 35 тысяч долларов.

Однако выходит, что на премиальные апартаменты семья потратила лишь небольшую часть своих официальных задекларированных средств. Неужели у них откуда-то появились сотни тысяч долларов, которые Грабцы решили скрыть и не показывать в декларациях?

Отец судьи Светланы Грабец – пенсионер и бывший прокурор Юрий Демин – приобрел апартаменты в другой буковельской гостинице. Комплекс называется Glacier Premium Apartments. Юрий Демин приобрел недвижимость в тот же месяц, когда и его зять — в сентябре 2023-го. 

Отель Glacier Premium Apartments частично достраивается. В будущем комплекс предлагает гостям 810 апартаментов премиумкласса. Застройщик указывает: все номера имеют балкон или террасу с видом на горное озеро или лес.

Площадь апартаментов, которые приобрел Юрий Демин, тоже относительно невелика. Всего 61 м². 

Однако в тот период в конце 2023-го один м² в этом отеле стоил не менее 4,5 тысяч долларов. 

А значит, минимальная рыночная стоимость объекта должна была составить около 275 тысяч долларов. Но официально апартаменты обошлись в 3,5 раза дешевле рынка. На них мужчина потратил около 75 тысяч долларов.

Также Юрий Демин и прокурор Игорь Грабец купили по одному паркоместу в обоих комплексах. Официально всего за 6 и почти 7 тысяч долларов каждое. Хотя сейчас такие продают по 30 тысяч долларов. 

Имение под Киевом за полмиллиона долларов

Игорь и Светлана Грабцы в своих имущественных декларациях указывают, что с декабря 2019-го пользуются домом площадью 286 м², который принадлежит отцу судьи. 

hromadske выяснило, что это дом в элитном закрытом коттеджном городке Riviera Zoloche под Киевом. Кроме основного дома, на территории поместья можно увидеть еще один меньший. 

В Riviera Zoloche работает собственный итальянский ресторан, салон красоты, СПА, фитнес-центр. Есть отдельный выход к Днепру, рядом — яхт-клуб.

Проект такого коттеджа, которым владеет Юрий Демин, в этом городке называется «Фрэнк». Согласно проектам таких коттеджей вместе с террасами общая площадь достигает не 286, а целых 363 м². 

Недвижимость в этом коттеджном городке отец судьи приобрел в мае 2019 года. Мы не нашли, сколько тогда здесь стоили такие коттеджи. Но в начале 2022-го, перед полномасштабным вторжением, такое же жилье, но в соседнем районе Zoloche, на сайте застройщика продавали почти за полмиллиона долларов. И это цена без ремонта. 

По оценке архитектора Олега Гречуха, в 2019 году цена должна была быть такой же, а учитывая наличие дополнительного дома, стоимость имения могла быть даже выше.

«Реально это более полумиллиона долларов. Это могло быть и 600 тысяч, если учитывать пристройку, а могло и больше быть. Даже если дом раньше строился, это не значит, что материалы там были дешевле. Застройщику вообще выгодно из одинаковых материалов рядом одинаковые дома строить, потому что это оптимизация средств», — отметил Гречух. 

Но по документам Юрий Демин дом не покупал, а якобы в мае 2019-го приобрел только земельный участок — официально почти за 153 тысячи гривен. А затем на участке началось строительство поместья по проекту «Фрэнк». Его построили вроде всего за месяц — с августа по сентябрь 2019 года. 

Хотя на самом деле по спутниковым снимкам можно увидеть, что имение было готово еще в 2017 году. 

Эта схема, когда продается отдельно земельный участок, а дом позже вводится в эксплуатацию уже на покупателя земельного участка, достаточно распространена для коттеджных городков. Ее используют, чтобы фактически избежать налогообложения» , — отмечает независимый эксперт и консультант по недвижимости Евгений Полунов. 

Сейчас родители судьи Светланы Грабец уже на пенсии. Но мы можем увидеть декларации ее матери – тоже бывшей судьи – Ольги Деминой. Последняя – за 2017 год. 

За полтора года до того, как Юрий Демин приобрел элитное поместье, у супругов было всего 7 тысяч долларов и 500 тысяч гривен сбережений. 

Где пара пенсионного возраста, всю жизнь работавшая на госслужбе, взяла оставшиеся средства, а это сотни тысяч долларов, на элитную недвижимость в 2019-м — неизвестно

«Приобретенные на законных основаниях»

Судья Светлана Грабец в начале этого года проходила квалификационную оценку. Это этап судебной реформы, который должен очистить систему от неблаговидных судей. Однако большинство поднятых нами вопросов в этом расследовании Высшая квалифкомиссия и Общественный совет при ней не рассматривали. Лишь поверхностно спрашивали о неподвижности мужа судьи прокурора Грабца. 

Сама судья очень скромно рассказывала о достоянии своей семьи в Буковеле — будто это обычная недостройка в какой-то деревне. 

«Мне известно, что приобрел в селе Поляница объекты недвижимого имущества — это незавершенное строительство — около 70 тысяч долларов», — рассказала судья. 

hromadske уехало в Хозяйственный суд Киевской области, чтобы лично спросить у судьи о происхождении состояния ее семьи. 

«Сейчас у меня документов нет под рукой, я не могу вам сейчас ответить на этот вопрос. Вы, пожалуйста, сформулируйте список имеющихся у вас вопросов, подайте в адрес суда, и я на них отвечу» , — ответила Светлана Грабец 

Свое обещание Светлана Грабец не выполнила, в ответ на наш запрос с перечнем вопросов судья конкретных ответов не предоставила. « Bci активы, которые я и члены моей семьи, приобретенные на законных основаниях, средства потраченные на их приобретение являются доходами приобретенными в соответствии с законодательством», — отметила Грабец.

Прокурор Игорь Грабец проигнорировал наши телефонные звонки, а его официальный ответ почти не отличается от письма жены. Разве что он добавил, что каждый год проходит тайную проверку добродетели. 

Отец судьи Юрий Демин не захотел общаться с журналистами. 

В то же время мать судьи Ольга Демина на вопрос о премиальных апартаментах в Буковеле ответила: «Эти средства честно заработаны и подтверждены всеми документами. Нас не раз проверяли. И Общественный совет, и меня НАПК проверяло. Поэтому вы, ребята, не напрягайтесь… всего лучшего». 

После этого Ольга Демина бросила трубку. 

Юрист Центра противодействия коррупции Роман Вербовский усматривает в выявленных hromadske фактах возможные нарушения антикоррупционного законодательства. А именно признаки недостоверного декларирования и незаконного обогащения.

«Нередки случаи, когда определенные чиновники в своих декларациях занижают на определенную сумму стоимость имущества, поскольку их законных доходов может на это не хватать», — отмечает Вербовский.  

По мнению юриста, правоохранительные органы должны провести экспертизы по стоимости недвижимости, приобретенной семьей.