Анжела Стрижевская попала в «черные списки» от активистов «Честно»
В конце Анжела Стрижевская, заместитель Генерального прокурора, получила первую красную карточку от активистов движения «Честно». Проект общественного движения «Фильтруй суд» вынес на обозрение публики не один скелет из шкафов слуг Фемиды. Благодаря настойчивости активистов в Высший совет правосудия уже не попали самые одиозные судьи, которые претендовали на избрание в ВСП по квоте съезда судей.
Совет добропорядочности отслеживает и конкурс в Верховный суд. К процессу отбора претендентов и странным изменениям правил конкурса возникали претензии у самых авторитетных экспертов Совета. 25 апреля «Честно» опубликовал сводный антирейтинг 150 кандидатов. Это почти половина отобранных комиссией кандидатов, а включение каждой фамилии в «черный список» обосновано фактами.
В описании к списку сказано, что попадание этих людей в высшую судебную инстанцию нового образца превратит судебную реформу в фарс. 40% допущенных к финальному собеседованию, по оценке общественников, не заслуживают назначения на высокие должности. В сообщении на сайте организации говорится, что «в антирейтинг движения «Честно» активисты включили тех претендентов, о которых в открытых источниках есть информация о принятии ними сомнительных решений, причастности к коррупции или нарушениям прав человека, непрозрачности или чрезмерности доходов».
Эксперты также принимали во внимание факты, которые могут указывать на конфликт интересов из-за родственных или бизнес-связей.
Больше всего претендентов с пятнами в биографии оказалось в списках желающих попасть в
Кассационный хозяйственный суд в составе ВСУ. Скандал ожидается и из-за разбора «былых подвигов» кандидатов в административную палату Высшего суда. В процентах, половина списка участников конкурса в каждую из этих палат не соответствуют критериям профессиональной безупречности. Здесь встречаются такие фамилии, как Мальвина Данилова с ее нестыковками в декларации и Павел Вовк. По нему Совет добропорядочности уже составил негативный вывод, сославшись на сомнительные политические связи, манипуляции с декларацией о доходах, необъяснимые доходы, нарушения прав человека и этических норм.
35% кандидатов в Кассационную уголовную палату тоже не прошли фильтры общественной оценки, основанной, опять же, лишь на открытых данных СМИ. А сколько еще интересных подробностей не упоминались в прессе? В перечне недостойных кандидатов оказались не только судьи, отправившие при Януковиче за решетку оппозиционеров Юрия Луценко и Юлию Тимошенко. Неожиданно, в группу нежелательных кандидатов вместе с ними оказалась и давний соратник Луценко — Анжела Стрижевская. На ее счету — тоже политически мотивированные решения, но только в пользу другого лагеря. Известно, что благодаря Стрижевской после Оранжевой революции в СИЗО пробыл Борис Колесников, дело против которого позже закрыла прокуратура. Второй громкий эпизод — прекращение по решению судьи Печерского районного суда Стрижевской уголовного дела за уничтожение материалов ОРД о деятельности международного криминального авторитета Семена Могилевича (при этом в декларации добропорядочности Стрижевская указала, что уголовные производства против нее не открывались).
Пикантности этому судебному решению придает то, что в рамках этого уголовного производства должны были допросить двух депутатов партии БЮТ, которая тогда была у власти. За это судебное решение ГПУ открывала уголовное производство против самой Стрижевской, но его закрыл Апелляционный суд Киева. И именно туда Стрижевская сразу же получила повышение. Кроме этих решений сомнительной объективности и законности, «Честно» указало на 2 млн. гривен, одолженных бывшей судьей, а ныне — сотрудником ГПУ Стрижевской у частного лица. Согласно декларации, кто-то щедрый доверил ей сумму в размере 10-тикратного годового дохода. Описывая риски назначения Стрижевской в Верховный суд, активисты напрасно не поинтересовались, по какой причине после первого пятилетнего назначения Стрижевская больше не работала судьей.
В открытом доступе есть документы, которые связывают увольнение замглавы Апелляционного суда с ее незаконными решениями. В феврале 2008 года Совет судей Украины уволил некоего Николая Короленко с руководящей должности в столичной апелляции. Основанием для этого стали, согласно официальному решению, систематическое вмешательство в распределение дел и давление на судей с требованием принимать «нужные» решения. А доказательством такой манеры осуществлять правосудие стало именно решение судьи Стрижевской. Которая, кстати работала в уголовной палате, и эту же специализацию она выбрала в будущем Верховном суде. В 2007 году Стрижевская встала на защиту интересов фирмы, получившей контрабандный груз на одесской таможне, и закрыла уголовное дело. Решение было позже отменено Верховным судом как незаконное, с указанием на превышение полномочий судьи, немотивированную отмену решения суда первой инстанции, несоответствие Уголовному кодексу и т. п. Интересно, что дело «контрабандистов» Стрижевская получила не по автоматическому распределению (а оно находилось у другого судьи), а по личному поручению своего руководителя Короленко. Это подтверждено не только в решении Совета судей, но и признано самим Короленко в докладной на премьер-министра.
Общественный совет добропорядочности добавил к негативному профайлу Стрижевской еще несколько эпизодов и пришел к выводу о несоответствии по критериям добропорядочности и профессиональной этики. Эксперты совета указали на конфликт интересов, который замгенпрокурора не захотела устранить, уйдя, например, в отпуск на период участия в конкурсе. Статус замгенпрокурора включает прямое участие в отношениях ГПУ с ВККС, судами и органами судейского самоуправления. Это не представительские функции, а и дисциплинарные меры против судей, за которые ответственен подведомственный Стрижевской департамент ГПУ. Совет добропорядочности напомнил и о преследовании сотрудницы НАБУ.
Прокуратура хотела привлечь ее к административной ответственности за чтение тренингов по программе немецкого фонда Эберта. В итоге суд признал отсутствие оснований, а скандал имел международный резонанс. Кроме того, активисты не нашли пояснений, чем замгенпрокурора заслужила такой подарок, как квартира за 5 млн. гривен и из каких средств чиновница погасила долг в 2 млн., щедро предоставленный ей частным лицом. При этом наличных денег у членов семьи осталось более 2,3 млн. «Поскольку близкие Кандидата не занимаются предпринимательской деятельностью, а сама Кандидат с 1980-х годов работает на государственной службе, это порождает сомнения в прозрачности доходов», — говорится в выводе Общественного совета.
Если рейтинг активистов «Честно» — это не более чем инструмент публичной оценки, то отрицательный вывод Общественного совета добропорядочности — это официальный документ. Преодолеть рекомендации Совета могут голоса минимум 11 из 16 членов Высшей квалификационной комиссии судей. 21 июня анонсировано рассмотрение в ВККС неоднозначного кандидата от ГПУ. Голосование по этой кандидатуре будет более, чем показательным.
По материалам: skelet-info.org