Антикоррупционный закон не действует: перед Новым годом чиновники принимают щедрые подношения
В Украине перед Новым годом и Рождеством принято не только дарить подарки, а и засевать. Примечательно, что дарят эти самые подарки не только родственникам и друзьям, а и различным чиновникам, с которыми украинцы имеют дело. Касательно давнего обряда засевания, то многие высокие чины понимают его по-другому, вместо пшеницы, как символа здоровья и достатка, они предпочитают более наглядный символ – деньги, желательно в иностранной валюте. Популярность такого нового обряда была открыта еще в конце декабря 2008 года, когда был арестован уже экс-судья Львовского апелляционного суда Игорь Зварич. Тогда он заявил, что деньги, которые нашли у него в кабинете (деньги, к слову, не малые, около 100 тыс. гривен) – это не взятка, а просто специальный обряд засевания колядовщиков, которые деньгами засевали его кабинет, чтобы принести удачу его владельцу.
С тех пор ничего не изменилось. Хотя Игорь Зварич сейчас в тюрьме, это других чиновников особо не пугает, они просто стали более внимательными, а подарки, то бишь взятки, принимают через доверенных людей. Их даже не остановил специальный антикоррупционный закон, который в этом году был принят в Украине. Он запрещает чиновнику не только принимать, а и просить подарки или услуги, которые предназначены либо ему, либо его родственникам и даже друзьям. Правда, в законе, который должен был бы оградить украинцев от обязанности давать государственному лицу взятку, есть несколько лазеек, которые сводят на нет весь благородный смысл самого закона. Во-первых, подарки дарить можно, если они символические, кроме этого, также вне закона подношения по случаю разных протокольных действий. Отсюда следует, что при желании взятку можно идентифицировать, как символическую или такую, что возможна по протоколу некоторых мероприятий.
Во-вторых, законом установлено, что подарок, стоимость которого не превышает половины от минимальной зарплаты (480 гривен), взяткой не считается. Правда, отмечено, что на протяжении года один человек может подарить одному конкретному чиновнику подарков на сумму не больше чем 960 гривен. Тут тоже есть лазейки, ведь прийти подарить подарок может, к примеру, сначала муж, потом его жена, а потом кто-то из родственников, а это уже не один установленный законом человек, а несколько, значит, и приятных неожиданностей чиновник может получить не дважды в год, а сколько угодно раз. В-третьих, если чиновнику преподнесли очень дорогой подарок, на который по закону он не имеет право, он его может … выкупить. Внести название подарка в специальный регистр подарков и оплатить его стоимость.
Льготы в Украине для ветеранов труда
Тут возникает вопрос, действительно ли чиновник заплатит полную стоимость того подарка или просто заявит о своей готовности это сделать и с чистой совестью заберет понравившуюся вещь. И, в-четвертых, все вышеуказанные ограничения не распространяются на тех людей, которые являются близкими родственниками госслужащих. Они могут дарить что угодно и когда угодно, цена подарков значения не имеет, ее контролировать никто не будет. Таким образом, всегда можно заявить, что человек, который сделал подношения – родственник. Также можно передать дорогостоящий подарок-взятку через реального родственника чиновника и дело, как говорится, в шоколаде.
Вот поэтому в преддверие новогодних праздников и потянулись целые делегации в чиновничьи кабинеты. Украинцев с пакетами и коробками можно встретить и под горсоветом, и под ОГА, под налоговой и разными структурами, ведь никто не хочет ссориться с людьми (особенно это касается предпринимателей), от которых зависит их будущее или будущее их бизнеса. Те, которые идут с пакетами, как правило, несут в подарок, так называемые, джентльменские наборы, дорогие конфеты, коньяк, кофе и фрукты. Даже по приблизительным подсчетам их стоимость превышает разрешенные законом 480 гривен. Люди заявляют, что идут к родственникам, чтобы поздравить их с Новым годом, а то, что родственники – это высокие чины и поздравлять их будут не дома, а в кабинете, это просто стечение обстоятельств.
О том, что антикоррупционная программа почему-то не работает, говорят много. Последним о ней вспомнил Петр Порошенко. По его словам, в первую очередь нужно сделать все, чтобы чиновник не имел поводов для того, чтобы взять взятку-подарок. Для этого нужно запретить госслужащим выдавать и ликвидировать разрешения на ведение бизнеса. Кроме этого, считает Порошенко, нужно, чтобы руководители отказались от взяток, тогда от них откажутся и их подчиненные. Но это что-то сродни утопии. К этому перечню психологи добавляют еще и то, что люди сами должны отказаться от того, чтобы давать взятку, говорит психолог Наталия Мухитдинова. Взяточництво, по ее словам, в крови в украинцев, они даже на прием к врачу или на встречу с учителем не придут без символической шоколадки, чтобы полечили их лучше, чем других, или чтобы к ребенку относились внимательнее, чем к другим детям. Таким образом, украинцы сами учат брать взятки, а потом еще и возмущаются, что без денег нельзя решить никакой вопрос. Кстати, подтверждают это мнение и данные различных опросов. Из них получается, что только 34 % украинцев готовы сделать все, чтобы противостоять коррупции (в 2009 году этот процент был немного больше и составлял 36 %). Только 4 % жертв взяточництва заявили, что пытались разными способами отстоять свои права.
Но проблема еще и в том, отмечают руководители исследовательских центров, что чиновники все чаще начали именно вымогать взятки, а не просто благосклонно принимать подношения. По данным Киевского международного института социологии, в 2011 году 26 % опрошенных украинцев заявило, что у них требовали взятки (в 2009 году таких было 22 %).
По данным тех же опросов получается, что самой коррумпированной отраслью украинцы называют суды (36 % опрошенных), правоохранительные органы, к ним относят милицию, ГАИ, прокуратуру и спецслужбы (чуть больше 28 %), сферу медобслуживания (19,5 %) и образования (10,5 %), а также сфера ЖКХ (почти 7,5 %).