Антикоррупционные ведомства против коррупции: кто победит?

866

Одним из главных обещаний евромайдана и новой украинской власти стало обещание искоренить коррупцию в стране во всех ее возможных проявлениях. Но прежде всего, уничтожить взяточничество пообещали в самой власти и в силовых органах. Кстати, именно органам досталось больше всего, ведь во время майдана именно они рассматривались в качестве инструмента подавления народной воли. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в первую очередь искоренять коррупцию взялись именно там. Взялись рьяно и прилежно, проведя люстрацию и поставив на руководящие должности новых людей, но как оказалось позже, перестановки не сработали. Поэтому приоритетной задачей по борьбе с коррупцией стало создание так называемых антикоррупционных органов.

Последние в Украине растут, словно грибы после дождя. Самым первым стало Национальное бюро по борьбе с коррупцией, созданное на бумаге еще в прошлом году, кое-как избранное в 2015, но так и не заработавшее в полную силу до настоящего момента. Мало того, создания НАБУ Киеву показалось недостаточно, и вслед за ним в Украине начали появляться все новые и новые органы по противодействию коррупции. На сегодняшний день, кроме НАБУ в стране полуфункционируют Антикоррупционное агентство (НАЗК) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). Кроме этого была проведена реформа МВД, в результате чего привычная милиция превратилась в полицию, которая к слову также должна иметь отношение к борьбе с коррупцией, и сама позиционируется как полностью некоррумпированная структура. Параллельно с этим в стране начались образцово-показательные аресты, самыми громкими из которых стали «задержания на камеру» главы ГСЧС Сергея Бочковского, и арест его заместителя Василия Стоецкого, задержание прокуроров В.Шапкина и А.Корнийца, и возглавляющего на момент своего ареста Госслужбу занятости Ярослава Кашубы.

На этом по большому счету активность противостояния коррупции во власти и органах заканчивается и, несмотря на такое обилие антикоррупционных ведомств, воз, как говорится, находится и ныне там. Кроме этого, скандалы, связанные с самими структурами и их руководителями, говорят о том, что здесь не только не пахнет борьбой с коррупцией, здесь она просто процветает. Пожалуй, стоит начать именно с НАБУ, ведь этот орган создавался и рекламировался самым первым, и он же должен был дать первые плодотворные результаты. Вместо этого, его руководитель Артем Сытник, фактически поставленный на эту должность президентом страны, уже через несколько месяцев сам становится фигурантом уголовного дела. Причем проходит по нему не как свидетель или обвинитель, а как обвиняемый. Спустя четыре месяца после утверждения Сытника на должности руководителя НАБУ Генеральная прокуратура возбуждает против него уголовное дело по статье 364 ч.1. Иными словами, в прокуратуре Сытнику вменяется злоупотребление служебным положением, или все та же коррупция, противодействовать которой призвано подконтрольное Сытнику ведомство. Причиной для открытия уголовного производства стала информация о включении главной НАБУ своей супруги Анны Сытник, а также некой советницы по фамилии Данько в список участников делегации для поездки в Англию.

Еще один коррупционный скандал с Антикоррупционным бюро разгорелся во время формирования штата сотрудников этой организации. Социальные сети буквально взорвались возмущениями по поводу беспредела в отношении потенциальных детективов, которыми, как оказалось, могут стать лишь особо приближенные. Скандал разгорелся после того, как стало ясно: устроится на работу в НАБУ иногородним специалистам, практически невозможно, поскольку система отбора была устроена таким образом, что приоритет получали детективы из Киева, да и то далеко не все подряд. Говоря по-другому, скандал разгорелся после серии заявлений о том, что устроиться на работу в ведомство посчастливилось преимущественно обладателям так называемого блата, благодаря родственным связям, знакомствам, и думается, не без «материальной благодарности».

Но и на этом история с НАБУ не заканчивается. Подозрения на счет того, что внутри системы полным ходом процветает коррупция, строятся сегодня еще и на том, что созданный еще десять месяцев тому назад орган, так и не заработал, но вместе с тем активно поглощает бюджетные средства. Так в 2015 году государство выделило на финансирование деятельности НАБУ почти 300 миллионов гривен, которые, судя по отчетности, все были потрачены ведомством. Кроме этого, на следующий год Артем Сытник решил запросить в два с лишним раза больше, а именно 800 миллионов, однако аппетиты последнего поумерил Арсений Яценюк, решивший, что НАБУ вполне обойдется и 482 миллионами. Впрочем, как пишут пользователи соцсетей, и при этих деньгах Артем Сытник, судя по всему, останется сытым.

В антикоррупционной прокуратуре, которая претендует на звание главного борца с коррупцией ничуть не меньше НАБУ, деньги, судя по всему, любят ничуть не меньше. Опять-таки в таком влечении нет ничего постыдного, но заявления главного прокурора Назара Холодницкого, о необходимости установления зарплат сотрудникам не ниже 50 тысяч, смахивают, мягко говоря, на шантаж. Холодницкий утверждает, что такая зарплата позволит сотрудникам САП работать максимально эффективно и вместе с этим не брать взяток. Иными словами, прокурор намекает на возможность последнего, в случае если государство не посчитает нужным профинансировать САП должным образом! Ну а поскольку сумма, на которую рассчитывает Холодницкий нереально высока и зарплата для прокуроров по 50 тысяч сегодня остается за гранью фантастики, можно быть уверенными, что брать здесь будут, и судя по всему, по-крупному.

В созданной не так давно полиции во главе с Экой Згуладзе, также имеется подразделение по борьбе с коррупцией. Однако последнее обстоятельство не помешало бывшему грузинскому министру оказаться в центре еще одного коррупционного скандала. Так, по информации Виталия Захарченко, около трех недель назад Згуладзе была задержана в аэропорту Борисполь, при попытке вывезти во Францию чемодан, набитый… четырьмя миллионами долларов США! Интересно, что при досмотре, Згуладзе пояснила, что содержимое чемодана это ничто иное как ее «личный багаж», а сами деньги якобы предназначены для «медицинских процедур» для находящейся в положении грузинки. По заверениям Захарченко Згуладзе провела в аэропорту около четырех часов, постоянно созваниваясь с Арсеном Аваковым – своим непосредственным начальником. Как удалось выяснить в СБУ, сумма в десять миллионов было получена Аваковым и Згуладзе на реформирование правоохранительных органов. По предварительной версии, именно часть этих денег впоследствии оказалась в чемодане замминистра внутренних дел страны Екатерины Згуладзе.

Выходит, что с коррупцией в Украине по-прежнему борются лишь на словах. Хуже того – те, кто должен этим заниматься, сами оказываются вовлеченными в коррупционные скандалы, и чем больше антикоррупционных ведомств появляется в стране, тем чаще эти скандалы вспыхивают. Впрочем, это не мешает власти продолжать уверять украинцев в том, что в скором времени с коррупцией в Украине будет покончено, как это в очередной раз сделал накануне украинский премьер Арсений Яценюк, пообещавший, что справедливость в этом вопросе начнет торжествовать уже со следующего года…

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org