Анализ 10 000 деклараций судей Украины
Кто из служителей защитников закона наиболее обеспечен и сколько “стоят” их семьи? Почему киевские прокуроры и судьи одни из самых бедных, а быть боссом полиции лучше всего в Луганской области? На эти и много других вопросом можно найти ответы в декларациях сотрудников сферы юстиций. VoxUkraine и проект “Декларации” проанализировали больше 10 000 документов и нашли ряд неожиданных закономерностей.
МВД, прокуратура и суд — три кита, на которых держится закон. Украинские МВД, прокуратура и суд — в такой последовательности расположены эти органы в замере уровня восприятия коррупции бизнесом, который провели осенью прошлого года Transparency International и GfK.
Дольше года продолжается реформа МВД и прокуратуры. К старту судебной шли намного дольше — изменения в конституции в части правосудия были проголосованы только в июне 2016-го. Одной из вех реформы юстиции — является повышение зарплат сотрудников. Например, новые патрульные получают в 1,5-2 раза больше чем средняя ЗП в их регионах, а в ходе судебной реформы должностной оклад некоторых судей должен быть повышен в десятки раз и может превысить 10,000 евро. Это должно сформировать правильные стимулы к работе у представителей Фемиды.
VoxUkraine будет детально изучать, как реформа меняет благосостояние полицейских, прокуроров и судей: выравнивает ли асимметричные показатели, свидетельствующие о неэффективной системе стимулов.
Пока в открытом доступе есть декларации только за 2014-й. Мы проанализировали в каком финансовом состоянии (официально) подошли к реформе почти 11 000 судей, прокуроров и тогда еще милиционеров .
VoxUkraine благодарен проекту Декларации за предоставленные данные. Выборка составила 10 828 человека, из которых судей – 6 267, прокуроров – 1864, представителей МВД – 2697. Анализировались декларации за 2014 год. Чистые данные можно скачать со страницы проекта DataVox.
Глоссарий
Доход — сумма (в гривнах) заработной платы, дохода от преподавательской деятельности, дивидендов, процентов, подарков, помощь по безработице и т.д. (статьи 6 — 20).
Недвижимость — сумма (в кв. м.) жилищных домов, квартир, дачных домов,гаражей и другой недвижимости (статьи 24-28).
Земля — статья 23 “земельные участки” (кв. м.).
По ссылке можно найти пример декларации главы Долинского районного суда Ивано-Франковской области.
Средняя температура по Украине
Судьи — самая обеспеченная каста. В 2014 году, суммарный доход среднестатистического украинского судьи и его семьи составил 350 тыс. грн. (табл. 1). Из этой суммы около 74% (258 тыс. грн.) зарабатывал сам судья, а оставшиеся 26% (92 тыс. грн.) члены его семьи.
В среднем быть судьей в Украине в 1,5 раз выгоднее, чем прокурором и в 2,7 раз чем полицейским.
Примечательно, что среди представителей Фемиды есть 26 судей-альтруистов, которые не получили никакого дохода за весь 2014-й год. Ни копейки.
Как обстоят дела у служителей закона с недвижимым имуществом? Тут нет поражающих воображение цифр. На среднего судью «записана» квартира площадью почти 90 кв. м. (+ 70 кв. м. у его семьи). Прокуроры квартирный вопрос решили немного хуже — 65 кв. м. на кормильце семьи и 54 кв. м. на ее членах. Топовые представители МВД в этой компании выглядят совсем скромно — 45 и 42 кв. м. соответственно. Здесь может быть интереснее другая статистика — какая часть декларантов (с семьями) не имеет вовсе недвижимости. Ситуация выглядит следующим образом: судьи (+ семья) — 10%, прокуроры — 19%, представители МВД — 30%.
С землей ситуация иная. Судьи, ожидаемо, куда более успешные латифундисты. Средний судья в Украине владеет 2 000 кв. м. (0,2 га) земли. Прокуроры незначительно отстают от судей, на работника юстиции приходится в среднем 1700 кв. м. Зато у сотрудников МВД почти в два раза меньше земельных наделов — 1100 кв. м. на каждого.
По другому выглядит ситуация если сравнивать земельные активы семей. Ближайшие родственники судей владеют 4000 кв. м.. Заслуживает внимания тот факт, что у семей судей сравнительно небольшие официально задекларированные доходы — около 92 000 грн. (против 258 000 грн. у самого судьи). Прокурорские родственники со средним доходом около 80 000 грн. смогли завладеть только 1500 кв. м. земли, а семьи полицейских — 1100 кв. м. при доходе в 36 000 грн.
Доля вовсе безземельных служителей Фемиды и их семей — 39% (2450 чел./семей), земельные наделы есть у каждой второй прокурорской семьи ( у 49% или 912 чел./семей — нет). Также незадекларировали ни одной сотки — 55% силовиков (1489 чел.).
Где лучше работается
Средние показатели по стране могут выявить мало асимметрий и диспропорций, которые в свою очередь могут указать на возможные точки злоупотреблений.
Мы посмотрели как доход судей, прокуроров, силовиков и их семей зависит от области, в которой они работают (рис. 1).
Достаточно неожиданно, но Киев, который является абсолютным лидером по уровню зарплаты в среднем по Украине (на 62% выше среднего уровня), далеко не самое привлекательное место для работы служителей закона. Выгоднее всего работать судьей в Киевской, Львовской и Черкасской областях.
Киевские прокуроры вообще чуть ли не самые бедные — с средним годовым доходом в 109 000 грн. они занимают 23 место. В явных лидерах — юго-восточные области (Харьковская, Донецкая и Запорожская), а также Ивано-Франковская.
Лидеры по доходу среди декларантов из МВД — Луганская и Николаевские области. И только тут Киев замыкает тройку лидеров.
Возможно такое несовпадение доходов служителей Фемиды со средне украинскими показателями объясняется довольно запутанной системой оплаты труда. Любопытнее посмотреть как географически распределены доходы членов их семей. Теоретически они должны коррелировать с средне украинскими показателями.
Также мы проанализировали есть ли связь между доходом декларанта и его семьи.
Наиболее заметные перекосы у судей. Так, судьи Киевской области занимают 1[1] место по доходу (338 тыс. грн.) в то время как их семьи 19 (69 тыс. грн.). Лучше всего получается капитализировать свои способности у родственников судей в Киеве. Второе и третье место по доходам членов семей куда более неожиданное — это одни из самых бедных областей Украины — Черновицкая (23) и Хмельницкая (19). Стоит обратить внимание на Донецкую и Луганскую области: они находятся в аутсайдерах как по доходу декларанта, так и его семьи, хотя Донбасс по прежнему на лидирующих позициях в общеукраинском рейтинге зарплат.
Абсолютно иначе выглядит картина в разрезе прокурорских родственников. Для них самые доходные области — Харьковская, Донецкая, Одесская и Луганская. В целому, “прокурорский” юго-восток богаче, чем север и запад Украины. На вершине рейтинга Харьковская и Донецкая области как по доходу декларанта, так и семьи. Наибольший дисбаланс в Ивано-Франковской области: доход декларанта — 6 место, доход семьи — 22 место. Вызывает интерес очень низкая позиция Киева. Так, в среднем столичный прокурор задекларировал в 2014 году 109 000 грн. (23 место), а его семья — 47 тыс. грн. (20 место).
У родственников высокопоставленных полицейских доходы намного меньше, чем у “коллег” из семей прокуроров и судей. Лучше всего у них получается зарабатывать в Полтавской, Киевской и Ивано-Франковской областях.
Не бедные родственники
Семья всегда была удобным инструментом для сокрытия своих доходов. Из многочисленных расследований СМИ следует, что именно супруг/-а декларанта являлись владельцами нескольких автомобилей, недвижимости, крупных депозитов в то время как “кормилец/-а” декларировал скромный доход. Мы задались вопросом: влияет ли размер семьи на размер ее богатства?
В общей выборке наиболее популярный состав семьи «традиционный» (30% выборки): декларант + 2 члена семьи (жена/муж и один ребенок). На втором месте состав «1+1» — декларант и 1 член семьи. Достаточно большое количество «одиночек» (0 членов семьи) — 16% выборки.
Общая закономерность — чем больше семья, тем она богаче. Но если пересчитать совокупное богатство[2] на одного члена семьи, то мы увидим, что оно уменьшается с увеличением количества человек в семье (рис. 2). Это объясняется тем фактом, что большинство декларантов указывают в графе “члены семьи” только супруга/супругу и детей, доходы которых зачастую меньше, чем у кормильца. Однако, есть небольшое число декларантов (3 семьи по 7 человек) которые записывают в графу “члены семьи”
братьев жены, племянников, матерей и отцов жены, невесток и т.д., которые значительно увеличивают совокупный “семейных доход”.
Резюме
Опираясь на располагаемые данные можно сделать следующие выводы:
Среднестатистический судья богаче прокурора и представителя МВД. Судьи превосходят остальных представителей Фемиды по всем статьям декларации: доходы, вклады, недвижимость, земля и т.д.
Семьи судей — успешные латифундисты. Средняя семья (помимо самого судьи) владеет 0,4 га земли. Это в два раза больше, чем непосредственно записано на судью. При этом средний суммарный доход семьи почти в 3 раза ниже, чем у служителя Фемиды.
Доход судей и полицейских слабо связан с экономической успешностью регионов, в которых они работают. Так самые богатые судьи в Киевской, Львовской и Черкасской областях, в то время как в богатом восточном регионе, доходы судей невысоки. Полицейским больше всего платят в Луганской, Киевской и Николаевских областях.
Доход членов семей судей и прокуроров также имеет слабую корреляцию с экономическими показателями региона, в котором они проживают. Например, родственникам судей удается лучше всего зарабатывать в небогатых Черновицкой и Тернопольской областях. А жены/мужья и дети полицейских научились хорошо капитализировать свои способности в Ивано-Франковской и Полтавской области.
Существуют заметные диспропорции по областям в распределении дохода между декларантом и его семьей. Судьи и семьи Донецкой и Луганской областей находятся в аутсайдерах, в то время как прокуроры восточной части Украины в лидерах. Такие диспропорции могут быть обусловлены как ограниченностью выборки, так и региональными особенностями.
Чем больше семья декларанта, тем она богаче. Однако, если взвесить богатство на одного члена семьи, то оно уменьшается с увеличением количества человек в семье.
По материалам: voxukraine.org