Актуальные проблемы образования в Украине

4 868

Сейчас в Украине учителя 20 века учат детей 21 века по методикам 19 века»... Лозунг есть — «лингвистическая революция», а за ним пузырь... Есть учителя, которые закрывают двери и рассказывают ученикам все, что было вычеркнуто из учебников«.

Лилия Гриневич — народный депутат и руководительница комитета ВР по вопросам науки и образования. В выпуске «Антенны» Ирины Славинской она рассказала об образовательной культуре украинцев и вызовах, стоящих перед образованием в Украине уже сейчас.

Например, знали ли вы, что в Украине есть школы, где используется 8 языков национальных меньшинств. Кроме того, есть еще 19 языков национальных меньшинств, преподавание на которых не ведется, но которые изучаются в школах как отдельный предмет. По этому показателю Украина является одной из наиболее мультикультурных стран.

Приводим наиболее интересные, на наш взгляд, цитаты, саму же беседу можно прослушать на сайте «Общественного радио» .

Мультикультурная Украина

В Украине есть школы, где используется 8 языков национальных меньшинств. Кроме того, есть еще 19 языков национальных меньшинств, преподавание на которых не ведется, но которые изучаются в школах как отдельный предмет. По этому показателю Украина является одной из наиболее мультикультурных стран.

Проблемы национальных меньшинств в ;образовании

Есть две основные две проблемы национальных меньшинств в образовании:

— доступ к обучению на родном языке (нет образовательных программ, учебников, учителей);

— не все носители языков национальных меньшинств могут качественно выучить государственный язык, хотя именно украинский язык для них расширяет доступ к высшему образованию.

В связи со второй проблемой произошла такая история с венгерским меньшинством:

«Министерство образования вводит второй иностранный язык и, не имея преподавателей второго иностранного языка, предлагает заменить его на русский язык. Венгры попросили министерство позволить те два часа, что выделены на изучение второго иностранного языка, использовать для изучения украинского языка. Казалось бы, в этом предложении венгерского меньшинства есть здравый смысл. Но министерство запретило».

О ;внедрении второго иностранного языка

Есть области, где более 50% детей будут учить русский как второй иностранный. Как правило, это области, где дети и так говорят на русском языке в быту. Мы поднимали эту проблему, говоря, что недостаточно учителей. Да, есть кадры, которые выпускают с дипломом о знании двух иностранных языков. Но они не всегда готовы преподавать второй иностранный язык. В пятом классе — возможно, но не позже, когда увеличивается сложность.

Сейчас надо добиться того, чтобы каждый выпускник нормально владел одним иностранным языком. Чтобы граждане достойно себя чувствовали, поехав в Европу. Им нужно быть уверенными пользователями иностранного языка. Сейчас в школе готовят начинающего пользователя, т.е. в сложных речевых ситуациях он не является независимым. А языковое образование в Европе должно завершаться уровнем B1, а то и В2, то есть уровнем независимого пользователя.

Сегодня тот уровень, который предоставляет общая школа, не адекватен даже тем ожиданиям, которые, якобы, заложены в программу. Есть 10% детей, которые учатся в специализированных школах с углубленным изучением иностранных языков. Вот они имеют реальные шансы выучить язык. Но таких детей всего 10%.

Это не продуманные «реформы». Лозунг есть — «лингвистическая революция», а за ним пузырь.

Внедряя второй иностранный язык, достаточно было взять статистику по учителям, чтобы стало понятно, что кадров нет для внедрения второго иностранного по всей Украине.

Образование как социальный лифт

Образование должно быть социальным лифтом. Но сейчас в Украине видим наследование бедности. Ребенок, родившийся на депрессивной территории, сельской или городской, оказывается в такой же депрессивной школе, плохо оборудованной, с педагогическим составом, который получает от государства жалкую зарплату.
Государство все больше перекладывает свои обязанности на плечи родителей — это те расходы, которые государство должно было вносить и инвестировать в образование. Но возможности родителей разные. Если мы возьмем маргинализированные среды, то там есть такие школы, где дети нормально едят только в те дни, когда есть обучение — только тогда они съедают горячий обед, дома они не всегда могут поесть. И это в 21 веке.

Уровень образования в целом в обществе влияет на криминогенную ситуацию, на то, как люди относятся к своему здоровью, на то, как они формируют жизненные стратегии, какие у них цели в жизни, на то, что они читают, или смотрят только телевизор, на то, управляемы ли люди, способны ли отстаивать свою собственную позицию.

Как финансируется образование

На протяжении всей независимости Украины к образованию относятся, как к затратной сфере, на которую смотрят с остаточных позиций. Я недавно получила феноменальный ответ от министерства финансов. Я спросила их, как они рассчитывают количество денег на одного ученика, которое закладывается в формулу расчета средств на образование. Затем местные органы самоуправления получают эти средства и выдают школам.

Среднестатистическая сумма в год — это где-то 6-7 тысяч гривен в год на одного учащегося. Из этого расчета дальше происходит расчет всех средств на образование. Сюда входят питание, свет, тепло, зарплата учителей и все остальное, что должно быть в образовательной «корзине». Учебники отдельно — это централизованные программы.

Министерство финансов ответило, что стоимость рассчитывают так: деньги, что есть в бюджете на образование вообще, делят на количество учеников. И потом эта цифра закладывается как базовая стоимость ученика. Это значит, что отталкиваются они не от потребностей, а от того, что осталось после того, как все поделили на инфраструктурные проекты и прочее. Ничего не рассчитывается от реальных потребностей системы. Поэтому имеем хроническое недофинансирование системы образования.

Как повысить престиж работы учителя?

Один финский деятель на вопрос о том, каким образом Финляндия достигла такого качества образования, ответил, что в Финляндии человек, который хочет изменить мир, выбирает работу учителя.

Действительно, там работа учителя — очень престижна, с высоким социальным статусом, с соответствующей заработной платой, с высокими требованиями к профессии.

Начинается конкуренция для того, чтобы зайти в профессию, получить место работы, получить образование. Это приводит в профессию талантливых людей, которые творят среду, создают коллектив.

Если мы сможем так позиционировать украинского учителя, тогда сможем делать реальные реформы. Теоретические концепции и инвестиции в большое количество ничего не изменят. Потому что только от учителя зависит, что будет реализовываться на уроке, какой смысл будет донесен до учеников.

Профессия учителя в ;Украине

У меня благодаря учителю есть оптимизм. С одной стороны, он в состоянии лишений. Но ни одна реформа не может убить настоящих учителей. Как бы учебники не переписывались, я уверена, что есть учителя, которые закрывают двери и рассказывают ученикам все, что было вычеркнуто из учебников.

Сейчас происходит старение профессии учителя в Украине. В педагогические университеты сегодня не идут лучше — учитывая то, что они на рынке труда получат мизерное предложение.

Но даже те, кто имеет талант к преподаванию, не могут выжить на учительскую зарплату. Учитель иностранного языка в Киеве может найти гораздо лучшую работу, чем работа учителя. Именно поэтому в киевских школах не могут найти достаточное количество учителей второго иностранного языка.

Роль работодателей в ;образовании

Контроль над образованием должна иметь община, в частности — работодатели. Работодателям нужны квалифицированные работники. Сейчас все наши крупные корпорации не имеют своего топ-менеджмента — они всех их приглашают из других стран.

Ассоциация работодателей говорит, что инвестирует ежегодно 1 миллиард гривен в доучивание специалистов. Представьте, эти деньги можно влить в официальную систему образования, если она предложит нормальное качество. Но работодатели этого качества не видят. Они отстранены от влияния на так называемые учебные результаты. Сейчас существуют отдельно два мира.

Образовательная культура украинцев

Не зря во всем мире среднее образование продолжается 12-13 лет. В Украине же — всего 11 лет. Одна из задач общего среднего образования — выявить индивидуальность ученика и ее развивать — чтобы студент первого курса не бросал учебу из-за неправильно выбранной специальности.

Сейчас в Украине учителя 20 века учат детей 21 века по методикам 19 века. Мы ориентируемся только на унификацию, на воспитание будущих преподавателей или людей интеллектуального труда. Но есть разные типы интеллектов.

Само обучение в школе — это время для закладки в ребенке культурных потребностей. Именно поэтому содержание образования нужно расширить, а не ориентироваться на объем предметов, которые есть, ориентироваться на все типы интеллектов.

Надо формировать культуру сознательного выбора. Для этого нужна готовность самих людей — ее должно формировать образование. А также образование должно стать реальным социальным лифтом.

Научить учиться

Во-первых, нужно переориентировать систему образования от системы фактов, которыми мы фаршируем ребенка, к системе поиска и критического анализа информации.

Во-вторых, надо сделать школу, которая побудит ребенка к жажде поиска и понимания, что посредством этого поиска ребенок может решать свои собственные жизненные проблемы.

В-третьих, в условиях увеличения доступности информации, важно научить детей системе ценностей, объяснить, что есть добро и зло.

По материалам: argumentua.com