Ахметов и электромонолия

698

Компания ДТЭК Рината Ахметова злоупотребляет своим монопольным положением, в результате на рынке возникает дефицит электроэнергии, а цены растут.
С 1 июля этого года в Украине произошло изменение модели рынка электроэнергии.
Если раньше тарифы и объемы производства электроэнергии утверждало государство, то сейчас это должен быть нерегулируемый, свободный, конкурентный, открытый рынок.
Конечно, в самой смене модели была заложена глубокая ошибка, потому что не было учтено базовое фундаментальное правило — конкурентные рынки либерализуются, а монопольные рынки регулируются.

На самом деле нигде в цивилизованном мире нет нерегулируемых рынков. Рынки регулируются или государственными регуляторами, или конкуренцией (механизм саморегуляции).

Либерализовывать рынки без конкуренции означает позволять получать монополиям сверхприбыли в результате завышенных цен и низкого качества услуг.

По неудивительному стечению обстоятельств владельцами крупнейших частных монополий в Украине являются олигархи, именно так они собирают эту олигархическую ренту с жителей Украины.

Владельцем компании ДТЭК, которая получает около 60% денег с каждой платежки за электроэнергию, является самый богатый украинец — Ринат Ахметов.

В результате решения правительства на государственные компании Энергоатом и Укргидроэнерго были возложены специальные обязанности — отдавать свою электроэнергию для низких тарифов для населения и финансировать высокие «зеленые» евротарифы.

Таким образом свободный либерализованный рынок фактически был создан только для компаний тепловой генерации, где около 80% генерирующих мощностей контролирует компания ДТЭК. Очевидно, эта компания имеет полную рыночную власть на таком «конкурентном» рынке и фактически контролирует процесс ценообразования.

Уже в июле — первый месяц новой модели — на рынке произошел ценовой скачок.

Тарифы для бытовых потребителей (бюджет, бизнес, коммунальные предприятия) выросли на 25%. И это при укреплении гривны и падении мировых цен на газ и уголь почти на 50% — до 14-летнего минимума.

Также на едином ликвидным и работающем рынке, «рынке на сутки вперед» (РСВ), в определенные часы начали образовываться дефициты электроэнергии.

Эти дефициты в значительной мере создавались искусственно, в частности компанией ДТЭК. Это связано с тем, что всем, кто не смог купить электроенеригю на «рынке на сутки вперед», отдают электроэнергию по цене «балансирующего рынка», а это еще на 15% дороже.

Со временем эти дефициты начали увеличиваться и в сентябре достигли угрожающих масштабов — такие дефициты электроэнергии были во все дни месяца и в большинство часов суток.

В целом Украина работает в режиме двух энергетических систем:

1. Бурштынский остров — Львовская, Ивано-Франковская и Закарпатская области. Здесь «ДТЕК Західенерего» контролирует около 95% всего производства электроэнергии.

2. Объединенная энергетическая система Украины — остальные области. Здесь ДТЭК контролирует более 60% нерегулируемого рынка (того, что находится за пределами специальных обязанностей).

Бурштынский остров
Монопольное присутствие ДТЭКа вызвало критические негативные последствия для рынка Бурштынского острова.

Имея возможность контролировать и объемы производства, и цену «рынка на сутки вперед», ДТЭК стал выводить с рынка блоки своих электростанций в определенные часы, создавая дефициты и, как следствие, рост цен.

На рисунке красным цветом выделены неудовлетворенные заявки на покупку электроэнергии в объеме более 10 МВт в Бурштынском острове.

Дефициты электроэнергии наблюдаются практически во все часы, но особенно катастрофическая ситуация с 7.00 до 8.00 и с 23.00 до 24.00.

Дефициты в такие часы достигали 8000 МВт, что сопоставимо с мощностью трех украинских атомных электростанций.

Более того, в то время, когда на украинском рынке был дефицит, ДТЭК экспортировал украинскую электроэнергию в Венгрию.

Конкурировать с ДТЭК и покрывать соответствующие дефициты могла бы импортная электроэнергия, которая в Словакии существенно дешевле, чем на «свободном конкурентном» украинском рынке. Но ДТЭК заблокировал и этот импорт — выкупил мощности соответствующих линий электропередач, но использовал их для реального импорта только на 25%.

Фактически это было сделано, чтобы никто другой не мог импортировать, и чтобы у компании ДТЭК сохранялась возможность создавать дефициты электроэнергии и рост цен.

Другого объяснения здесь не существует, ведь электроэнергия в Словакии в те же часы была на 30% дешевле, чем «электроэнергия от ДТЭК», поэтому импорт был выгоден.

Такая ситуация вызвала непосредственные ценовые последствия для потребителей Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей.

Все школы, больницы, детские сады, водоканалы, теплокоммунэнерго, електространспорт, малый, средний, крупный бизнес, благодаря таким действиям компании ДТЭК получили рост тарифов на 30% — 40%.

Цена электроэнергии «на рынке на сутки вперед» на Бурштынском острове теперь на 13% — 60% выше цены электроэнергии в ОЭС Украины.

ОЭС Украины
Подобная ситуация с дефицитами на рынке электроэнергии — и в ОЭС Украины. Дефициты возникают в большинство часов и в большинство дней месяца.

Даже в ночные часы дефициты составляли более 1000 МВт (это 50% мощности Хмельницкой АЭС).

Также особенно высокие дефициты наблюдались с 7.00 до 8.00 и с 23.00 до 24.00, когда угольные электростанции намеренно выводили свои блоки с «рынка на сутки вперед», чтобы вызвать дефициты и рост стоимости электроэнергии.
Таким образом, в сентябре средний дефицит электроэнергии в часы с 23.00 до 24.00 составлял 12064 МВт, а это более 50% потребления электроэнергии всей страны. С июля такой дефицит вырос примерно на 400%.
Средний почасовой дефицит электроэнергии вырос на 86% с 802 МВт в июле до 1490 МВт в сентябре. С каждым месяцем нового «свободного конкурентного рынка» ситуация только ухудшается.

Именно из-за таких, созданных ДТЭК дефицитов и начался импорт электроэнергии. Государство не осуществляет никакого импорта, но некоторые потребители, которые не смогли купить для себя электроэнергию в Украине, начали искать ее в других странах.

Сегодня совокупный импорт из разных стран составляет около 500 МВт, что в 3 раза меньше, чем созданный на рынке дефицит.

Но даже уже этот импорт мешает компании ДТЭК злоупотреблять своим монопольным положением, зарабатывать миллиарды сверхприбылей и держать в заложниках всю страну.

Поэтому вы уже слышите и еще будете слышать визг купленных депутатов, политиков и «экспертов», которые сидят на зарплате у монополии.

Непростая ситуация сегодня и с углем. К сожалению, у угольных электростанций (80% которых принадлежат компании ДТЭК Р.Ахметова) запасы угля на складах на 30% ниже, чем были год назад.
А на улице уже становится холодно. В 2014 году игры монополиста уже привели к веерным отключениям электроэнергии.

Мы понимаем всю ответственность и будем действовать на опережение. Беларусь уже выразила готовность помочь Украине в случае шантажа и злоупотреблений локального монополиста.

Антимонопольный комитет Украины открыл расследование по злоупотреблению компанией ДТЭК в Бурштынском острове.
Никакой импорт не приходит в Украину насильно. Импорт идет тогда, когда монополия создает искусственные дефициты и когда монополия завышает цены.

Компании ДТЭК Рината Ахметова стоит перестать таким заниматься, стоит начать играть по цивилизованным правилам, и тогда импортная электроэнергия нам не нужна.

Но для государства приоритет номер один — каждая семья, больница, школа, предприятие должны быть с электроэнергией и теплом, независимо от поведения отдельных монополий.

По материалам: argumentua.com