Результаты «Батькивщины»

871

Предвыборная кампания обычно заканчивается традиционно – все штабы запускают тонны черного PR, наивно полагая, что это единственное, что воспринимается одурманенным избирателем. В это время кандидаты, как правило, уже не слышат ни разумных аргументов, ни независимого анализа. Однако мы, журналисты, ведь не баллотируемся в парламент, большинство из нас очень хорошо знает цену каждому из кандидатов у себя в регионе, каждой из партий. Причем как в прямом, так и переносном смыслах. Поэтому возьмем на себя неблагодарный труд проанализировать, что же происходит на самом деле с оппозицией. В чем причина падения рейтинга партии, чей лидер еще год назад едва не выиграл президентские выборы.

И сделаем это не голословно, а на примере отдельно взятого города, отдельно взятого округа, отдельно взятого кандидата. Речь пойдет об одном из базовых регионов для оппозиции – Черкасщине. Чтобы мы все понимали, этот регион является родным для таких трибунов оппозиции, как Николай Томенко и Анатолий Гриценко. Большинство экспертов, как киевских, так и региональных, были уверены, что эти двое станут лицом кампании «Батькивщины» в области, имея вполне реальные шансы победить в любых округах области.

Однако и вице-спикер, и «перший серед непрохідних» отдали предпочтение уютным местам в начале проходной части списка, не решившись на кропотливую работу в округах. В результате, в 7 округах области шансов победить нет НИ У ОДНОГО кандидата от объединенной оппозиции. А сама «Батькивщина» по ряду округов пропускает на первое место «УДАР».

В чем же причина столь низкого падения партии Юлии Тимошенко в одном их базовых для нее регионов?

Оппозиционный расклад

Объединение усилий и штабов «Батькивщины» и «Фронта змин» даже на всеукраинском уровне было расценено экспертами как крайне неудачный технологический шаг. Как оказалось, ОО консервируется в нише «Батькивщины», фактически отдав 3/4 рейтинга «ФЗ» так называемым альтернативным проектам – Кличко и «Украина – вперед». Более того, объединение штабов во всех регионах, в том числе и в Черкассах, сопровождалось рядом локальных конфликтов и скандалов. Однако самым сложным оказалось согласование позиций по мажоритарщикам. После ухода с горизонта политических тяжеловесов началась грызня мелких региональных игроков. В Черкассах выдвинулось сразу несколько кандидатов, претендующих на роль главных оппозиционеров: местный трибун Николай Булатецкий, вошедший в сознание черкасчан как человек, уложенный на асфальт милицией, и политик, проигравший несколько выборов подряд; Светлана Трофимова, замглавы фракции «Батькивщины» в облсовете; Любовь Майборода – человек, сменивший десяток оппозиционных партий, бывший председатель фракции «Батькивщины» в облсовете прошлого созыва. Кроме этого, на поле протестного избирателя активно работали Владимир Мамалыга, постоянны партнер и одновременно оппонент Булатецкого, баллотирующийся от «Нашей Украины», и Леся Островская, представитель партии «Украина – вперед». Два последних персонажа снялись в пользу Булатецкого. Причем этому снятию предшествовала длительная и очень показательная история торгов. Все в Черкассах знали, что Владимир Мамалыга с самого начала регистрации кандидатом пытался выйти на штабы некоторых кандидатов, оппонирующих Булатецкому, с предложением выступить в роли «технического киллера» своего побратима. В результате, чемодан компромата, притрушенный нафталином, оказался никому не нужен, и он не нашел ничего лучшего, как договориться … с самим Булатецким.

Однако с точки зрения специалистов, электоральный эффект от такого снятия – нулевой. Поскольку, во-первых, рейтинг снявшихся кандидатов был ниже уровня статистической погрешности; во-вторых, при объединении усилий кандидатов повторяется сценарий с консолидацией «Батькивщины» и «ФЗ». Таким образом остается только расчет на PR-составляющую такого объединения. Однако и в этом плане все пошло не так, как хотели организаторы. Основные оппоненты Булатецкого по оппозиционному лагерю (Трофимова и Майборода) не только проигнорировали призыв кандидата от ОО, но и вступили в противостояние с ним, обвиняя его в популизме и нарушении принципов честных выборов. В ответ Булатецкий, известный своим взрывным характером (но об этом позже), «отрыл топор войны» против всех. По городу пошли очень грязные листовки, против женщин-кандидатов – упомянутых здесь Трофимовой и Майбороды, а также против основного фаворита выборов – Жуковской.

Однако главным ударом под дых Булатецкому стал рост рейтинга Кличко. По последним замерам, оглашенным накануне, в разрешенные сроки, партия «УДАР» вышла на первое место, а кандидат от «УДАРа» Андрей Кондратенко начал стремительно приближаться к рейтингу самого Булатецкого, отбирая его же избирателя. И вот здесь началось самое интересное.

Штабные разборки

В начале октября региональные штабы ОО массово начали посещать проверяющие. Результат работы по Черкассам произвел эффект разорвавшейся бомбы. Столичные ревизоры фиксировали фактический провал кампании ОО в Черкассах в переводе всех возможных ресурсов с партийной кампании в кампанию мажоритарную. И это неудивительно, ведь городской штаб ОО «Батькивщина» возглавляет не кто иной, как… Максим Булатецкий, родной сын кандидата в депутаты Николая Булатецкого. Работа штаба была превращена в семейный подряд – партийные деньги успешно реализовывали невестка, дальние родственники и ближайшие друзья Булатецкого. Ревизоры поставили вопрос о кардинальном переформатировании партийной работы в городе. После того, как внутренние замеры «Батькивщины» подтвердили факт падения рейтинга ОО и роста рейтинга «УДАРа», каждый сеанс селекторной связи с Киевом сопровождался скандалом и разборками.

В штабе начали нарастать нервозность и раздраженность, усилились упаднические настроения. Все чаще стали вспоминать, что Булатецкий проиграл все принципиальные кампании – не стал депутатом в 2002, фактически слил мэрские выборы и не смог при этом гарантировать себе место секретаря горсовета, о чем вел кулуарные переговоры с Одаричем.

Таким образом, вся активность Булатецкого сосредоточилась на тотальном деструктиве по отношению к его оппонентам – прежде всего Жуковской, а также Трофимовой, Майбороде, Белоусову (КПУ), Парамонову (ПР).

Для того, чтобы понять, как это отображается на рейтинге ОО, надо знать, кто такой Булатецкий.

Психологический портрет Булатецкого

Николай Булатецкий – фигура колоритная во всех смыслах. Рослый, яркий, без любых сдерживающих факторов региональный политик. Он действительно майданный трибун. Это политик, созревший в 90-х и фактически законсервировавшийся на этом уровне. Кстати, по мнению социальных психологов, именно в этом – главная причина всей истории поражений Булатецкого. Он никак не может выйти за рамки провинциального мышления, продемонстрировать стратегическое видение решения проблемы. В его выступлениях и публикациях вы не увидите ничего конкретного – сплошной популизм, декларативные обвинения и тотальный лозунг «Юле – волю!». Это политик-скандал. Не только его оппоненты, но и коллеги по фракции не раз обвиняли его в отсутствии интереса к реальным проблемам города и региона. Когда закрывали больницу, роддом, рассматривали актуальные проблемы города – он либо отсутствовал, либо не проявлял никакого интереса. Вся его активность – то история побоев с милицией, то он турникеты ломает, то украинский язык защищает лицом в асфальте, то с милицией толкается, то с Одаричем препирается. Ни одной покрашенной лавочки, ни одной законодательной инициативы практического характера, ни одного конкретного действия.

При этом все наблюдатели в один голос отмечают его странные моральные стандарты при общении со своими побратимами. Именно он стал одним из инициаторов исключения ряда принципиальных политиков из «Батькивщины» – Трофимовой, Майбороды и пр. Более того, он красиво ушел в сторону, когда областная власть под ноль разделывала Мамалыгу, отрабатывавшего все сценарии в пользу Булатецкого. В разгар противостояния на мэрских выборах, когда «Батькивщина» была на пике популярности, он пошел на кулуарный сговор с Одаричем и под гарантии места секретаря горсовета фактически «слил» всю кампанию.

Кроме всего прочего, Булатецкий, активно разыгрывающий имидж «настоящего мужика», борца за справедливость, может позволить себе очень некрасивые действия по отношению не только к оппонентам, но и к своим соратникам и даже журналистам. При всей харизме кандидата от ОО, местные журналисты женского пола попросту избегают общения с ним. В сентябре был очень сложно замят один пикантный скандал с участием эмоционального Булатецкого и возмущенной его «немужским» поведением журналистки.

Локализация рейтинга ОО

Вот именно этот человек и является, по сути, лицом объединенной оппозиции в Черкассах. Именно он находится на листовках с проникновенным взглядом Тимошенко. Кстати, надо отметить, что в Черкассах Яценюк как лидер ОО отсутствует напрочь. Более того, утечка информации из штаба кандидата от ОО говорит о том, что Булатецкий напрочь запретил привязывать Яценюка к кампании, мотивируя это «неправильным этническим происхождением» первого номера списка.

Мнение местных экспертов – единодушно: «Батькивщины» сделала ставку не на того кандидата. Поддержка, скажем, Трофимовой в округе могла бы иметь гораздо большие перспективы как для кандидата-мажоритарщика, так и для партии в целом. И в качестве доказательства этому упоминается рост рейтинга и «УДАРа», и его кандидата, фактически не ведущего кампании. Эксперты утверждают, что взрывоопасный характер Булатецкого локализирует рейтинг партии на уровне его персонального антирейтинга – одного из наивысших в округе. Говоря простым языком – он приземляет партию за счет своего имиджа неудачника и неадекватного деятеля. Поэтому в итоге Черкассы выберут «УДАР» и Жуковскую, тогда как «Батькивщина», усилиями булатецких уходит в рамки маргинального проекта по типу «Нашей Украины», НРУ и пр. Однако ответственным за это конечно будет не Булатецкий а политики ТОП-уровня – Томенко и Гриценко, отказавшиеся рискнуть на мажоритарке.

По материалам versii.com