«Сильная Украина» не получила квот в ПР
Неофициальная избирательная кампания вступает в активную фазу – первой из крупных партий свой съезд проводит Партия регионов, в ряды которой планирует влиться «Сильная Украина» Сергея Тигипко. О том, какое место займет Тигипко в рядах и избирательном списке ПР, кто станет главой избирательного штаба регионалов, как ПР формирует свой партийный список и кандидатов на мажоритарные округа, будет ли Владимир Литвин идти в Раду по спискам регионалов, как партия власти планирует побеждать на выборах, действительно ли Виктор Янукович дистанцируется от ПР и многом другом – читайте в эксклюзивном интервью НБН с первым заместителем главы Партии регионов Владимиром Рыбаком.
- Владимир Васильевич, кто будет главой избирательного штаба ПР? Недавно Андрей Клюев назвал кандидатуры Александра Ефремова и Сергея Тигипко, но Ефремов сразу же категорически все опроверг. Это было частное мнение Клюева, или данные кандидатуры действительно обсуждались руководством партии?
- 17 марта у нас будет съезд, и на нем будут рассмотрены различные вопросы. Я думаю, всем ясно, что партия, насчитывающая миллион четыреста тысяч человек и которой исполнится 15 лет в этом году, имеет очень серьезных людей, которые способны возглавить и правительство, и занять должности высшего разряда на центральном и на местном уровне, и, естественно, в партии. Выбор начальника штаба – внутреннее дело любой партии. Мы в свое время утвердили Андрея Клюева, исходя из того, что он уже несколько раз возглавлял штаб на разных уровнях, и мы можем оценить его работу. Это действительно сильный менеджер, способный организовать вертикаль и ставить задачи на местах. Но он поменял место работы. Потому президент сделал заявление, что Андрей Петрович не будет начальником штаба. Закон о политических партиях не запрещает ему быть членом партии. Но начальником штаба мы его не можем поставить, так как не хотим ставить под сомнение честность и прозрачность выборов.
- Это единственная причина?
- Да, единственная. Несколько дней назад я был у президента, мы обсуждали это вопрос. Мы будем приглашать наблюдателей и мы хотим, чтобы ни они, ни Европа не поставили под сомнение честность выборов, как было в 2004 году. Тогда возник большой ажиотаж, а результат оказался нулевым. Так что вопрос исключительно в том, что он – секретарь СНБО, то есть мог бы как-то оказывать влияние на выборы…
- Все же, кандидатуры Ефремова и Тигипко – частное мнение Клюева, или вполне реальные варианты?
- Что касается Тигипко – на данную минуту говорить, что он – начальник штаба, очень рано, потому что он – представитель дугой партии. Пройдет съезд, произойдет объединение, и съезд рассмотрит вопрос о приеме в члены партии Сергея Тигипко. После чего съезд может принять любое решение по избранию его в руководящие органы партии.
- И возможность его избрания главой штаба есть?
- Такой вариант я считаю вполне вероятным.
- А избрание главой штаба Ефремова?
- Я считаю, что по деловым качествам, публичности, уважению среди депутатов – это вполне реальная кандидатура. Все данные для того, чтобы возглавить штаб, у Александра Сергеевича есть.
- Вернемся к Клюеву. Вы сами отметили его большой опыт проведения избирательных кампаний. Возможно, вы все-таки будете его привлекать к работе на этих выборах, пусть и не в качестве главы избирательного штаба?
- Андрей Петрович остается членом партии. Вполне возможно, что отдельные поручения он может выполнять. Но мы будем стараться не давать повод для каких-либо инсинуаций на эту тему.
- Многие эксперты считают, что в вашей партии во время выборов будет сформировано два штаба: официальный и «теневой».
- Это уже детали выборной кампании каждой партии. Но у нас всегда был публичный руководитель кампании, который всегда на связи со СМИ, который выезжал в регионы, и были менеджеры, которые в совершенстве знают выборные технологии и т.д.
- Объединение «Сильной Украины» и Партии регионов не сорвется?
- Нет. Мы очень долгое время обсуждали вопросы, и, полагаю, все они отработаны. Они проведут свой съезд и уполномочат своего руководителя подписать меморандум о том, что «Сильная Украина» прекращает свое существование, а ее члены, согласно индивидуальным заявлениям, могут влиться в Партию регионов.
- Как вы считаете, сколько «сильноукраинцев» вольются в ряды ПР?
- Я думаю, что особо большого притока людей не будет. На сегодняшний день к нам уже поступило около 800 заявлений о вступлении от бывших членов «Сильной Украины».
- Эти заявления подавали партийцы высшего, среднего или низшего уровня?
- Это представители областных и районных организаций, которые вступили в Партию регионов.
- Создавалось впечатление, что переговорный процесс между ПР и «СУ» проходил с определенными проблемами: сперва было заявлено об объединении как о деле ближайших недель, потом, похоже, переговоры буксовали. О чем вы так долго договаривались?
- Так это виделось со стороны. На самом деле, процесс переговоров не останавливался.
- Какие требования выдвигала «СУ»?
- У «Сильной Украины» были специалисты, были руководители местных партийных организаций – рассматривались вопросы о том, каким образом они будут задействованы. И ответы на эти вопросы мы нашли. Тем более, что у нас был опыт объединения нескольких партий в Партию регионов еще при ее создании.
- Представители «СУ» получат какие-то квоты в ваших партийных структурах – к примеру, заместителей, на соответствующем уровне?
- Квот быть не может. Их нельзя расписывать, не знаю, о ком конкретно идет речь. Все зависит от самих кандидатов.
- То есть, никто никому ничего не обещал?
- Конечно, нет. Никто по наследству должности никому не обещает.
- А если мы возьмем партийный список, то в первой пятерке явно будет Тигипко…
- Да.
- А остальные? Есть какая-то квота «СУ» в Партии регионов?
- К тому времени, когда будут формироваться списки, будет единая Партия регионов, и все будет зависть от конкретных личностей. Не будет кумовьев, братьев, сватов и т.д. Мы сегодня изучаем с помощью социологических исследований, как люди относятся к тем или иным руководителям, и выдвигать мы будем не тех, кто нам нравится, а тех, кого поддерживают люди в регионах. И не будет играть роли, был ли этот человек раньше в «Сильной Украине» или в Партии регионов.
- Ваша соратница Елена Бондаренко недавно заявила, что вскоре к Партии регионов присоединится еще одна, достаточно известная партия. О ком идет речь? В кулуарах поговаривают о «Едином центре» Виктора Балоги…
- Не секрет, что мы проводим переговоры с другими партиями, и у меня были встречи с представителями более 50 партий, которые хотят с нами сотрудничать в разной форме.
- До выборов к вам присоединится какая-то крупная партия, кроме «СУ»?
- Это вполне возможно. У нас будет съезд за три месяца до выборов, и на нем это вполне может произойти. Я уверен, что политику в стране должны вести несколько крупных партий, и в итоге мы придем к этому. Не может быть в стране 180 партий…
- На каком этапе сейчас формирование партийного списка и кандидатов на мажоритарные округа от ПР?
- Сейчас Центризбирком должен окончательно утвердить границы округов. Сегодня все партии берут округа, которые были на президентских выборах (они вряд ли сильно изменятся), и изучают наиболее достойных людей. Мы в том числе спрашиваем людей: кого бы они хотели видеть своими представителями.
- Вы заговорили о социологии. Рейтинг Партии регионов имеет устойчивую тенденцию к снижению. Как вы собираетесь побеждать на выборах?
- Я не знаю ни одной страны, где люди любили бы свою власть. Я всегда спрашиваю избирателей: что, хуже стало за последнее время? Они говорят: вот что-то дороже стало и т.д. А я говорю: вы получали пенсии 760 грн. – а сейчас тысяча. Ставится задача увеличить до 1100, потом – дальше.
Безусловно, если сравнивать это с тем временем, когда мы были в оппозиции, наш рейтинг «провис». Но это закономерно. У президента еще есть три года, и мы верим, что реформы, которые сегодня проводятся, дадут свои результаты.
- Партия регионов уже поставила себе задачу-минимум и задачу-максимум на выборах?
- Мы поставили задачу перед партийными организациями – обеспечить большинство в парламенте.
- А сколько вы планируете взять по списку и по округам?
- Мы изучаем ситуацию, и задача получить большинство в парламенте – вполне осуществима.
- Простое большинство, не конституционное?
- Для конституционного большинства нам придется объединяться с кем-то и т.д. Я имею ввиду простое большинство.
- Оппозиция заявляет, что во многих округах ПР будет ставить не на своих кандидатов, а на «независимых» – а потом привлекать их в свои ряды после выборов.
- Я не исключаю подобные моменты. Как раз для этого мы и проводим социсследования, в частности, выясняем наиболее авторитетных людей в различных округах. Мы навязывать никого не будем.
- Правильно ли я вас понимаю: если у какого-то представителя ПР в отдельно взятом округе будет невысокая поддержка, то партия поддержит «чужого» кандидата.
- Если этот человек руководствуется интересами людей, проживающих на его округе, но не желает переходить к нам, то мы готовы его поддержать.
- Публично или скрыто?
- Можем и так, и так. Это вопрос технологий. Но такие ситуации, в целом, будут единичными.
- На выборах вы будете сотрудничать с вашими нынешними партнерами по большинству: Компартией и Народной партией?
- Конечно, такое сотрудничество возможно.
- А какие-то договоренности уже есть, к примеру, по согласованию кандидатов в округах?
- Переговоры идут, но такое возможно только в том случае, если кандидат от наших партнеров пользуется большей поддержкой в округе.
- Замглавы фракции Народной партии Олег Зарубинский рассказал НБН, что его политсила находится в постоянном переговорном процессе с ПР, но не дал прямого ответа на вопрос, обсуждается ли возможность вливания «народников» в ряды ПР.
- Таких разговоров не велось, это, скорее, журналисты придумали и раздули.
- То есть кулуарные сплетни о том, что Литвин пройдет по спискам ПР в обмен на растворение своей партии в вашей, лишены оснований?
- Руководитель другой партии не может быть в наших списках.
- А если он выйдет из партии и станет беспартийным?
- Тогда все может быть. Я не имею в виду конкретно Литвина, а любого руководителя партии, изъявившего желание войти в ряды Партии регионов.
- А поддержку на его вероятном округе на Житомирщине вы ему будете оказывать?
- Я думаю, он и сам в состоянии провести свою выборную кампанию. Он был и остается нашим партнером, и никаких враждебных действий по отношению к нему мы предпринимать не будем.
- Но сам Литвин не так давно заявил прессе, что многие его однопартийцы боятся, что их «зачистят» на мажоритарных округах.
- Я не знаю, что имеется в виду, но если в округе проводятся социсследования, и наш представитель имеет там самый высокий рейтинг, то мы предлагаем нашим партнерам поддержать его. В другом случае, мы проиграем выборы оппозиции. Правильно ли это? Конечно, нет.
- Кстати, об оппозиции. Вы верите, что у нее действительно получится объединиться на этих выборах, как было обещано?
- Никогда я не поверю в объединение оппозиции. Я знаю всех их до единого, это умные, порядочные люди, но у них, как в пословице «два украинца – три гетмана». Когда они дойдут до конкретного распределения мест и кандидатов, кто-то хлопнет дверью и т.д.
- Как вы объясните то, что высокие должности в исполнительной власти в последнее время занимают люди, которые буквально год-два назад были совершенно неизвестны не только широкой общественности, но и журналистам? При этом Партия регионов всегда подчеркивает, что у нее есть большой кадровый резерв на любые должности – а в итоге, занимают их не члены ПР.
- Президент Украины идет по пути омоложения, думая о будущем страны. Полагаю, не все новые назначенцы выдержат, кто-то потеряется, но кто-то и утвердит свои позиции. Кроме того, президент не является президентом Партии регионов или Восточной Украины – он президент всей страны, и потому должен максимально задействовать имеющийся в Украине кадровый потенциал и ориентироваться на молодых.
- Но в самой ПР ведь тоже есть немало молодых политиков.
- Если вы проанализируете кадровую политику государства за последние годы, то увидите, что у нас очень много людей по два-три раза возвращаются на одни и те же должности. Тасовать одних и тех же людей не нужно, стоит вводить и новых людей. И президент идет по этому пути.
- По вашему мнению, новые назначенцы справляются со своими обязанностями? Дольше всего из «новых» работает глава Нацбанка Сергей Арбузов, уже можно делать выводы о результатах его работы?
- Я считаю, что еще рано судить. Надо, чтобы прошел год-полтора, не меньше.
- В этих кадровых назначениях вы не видите стремления президента дистанцироваться от Партии регионов, сделав ставку на свое ближайшее окружение, так называемую «Семью»?
- 17 марта, на съезде, вы сможете сами увидеть, есть ли дистанцирование или нет.
По материалам nbnews.com.ua