Украинско-российские газовые взаимоотношения: кто и как «сидел на трубе»

555

На протяжении целого года, своеобразной «идефикс» всего политического мира Украины был пересмотр договора по газу, заключенного в 2009 году. И всеми возможными путями, методами, уговорами и угрозами все украинское правительство стремилось достичь своей цели. Но, к сожалению, все примененные методы убеждения и влияния оказались совершенно неприменимыми к сложившейся ситуации. 2011 год стал показательным в области ошибок, робких договоров и провалов, по которым уже «слагать анекдоты» давно пора. Смешно наблюдать со стороны, но очень грустно находиться внутри страны, которая никак не может выйти из затруднительного положения, и наконец-то принять правильное решение, которое, в буквальном смысле, лежит на поверхности.

Даже сейчас, хорошо поразмыслив, можно найти наиболее приемлемые условия для разрешения газовых вопросов и все-таки наладить отношения с потенциальным стратегическим партнеров и соседом: с Россией.

Что мы оставили в прошлом?
А в начале года все очень хорошо складывалось: благодаря оформленным заблаговременно долгосрочным контрактам между нефте- и газпромами впервые за пять лет Российская Федерация Украина не столкнулись лбами прямо перед Новым годом на почве очередного газового передела.

В начале 2011 г. цена газа для Украины не должна была превышать отметку в $264 за 1 тыс. кубический метр, а последовавшее повышение до точки в $350 за 1 тыс. куб. метров в третьем квартале могло показаться только временным явлением. но в течение первой четверти, в мире произошла целая череда событий, которые смогли кардинальным образом изменить ситуацию вокруг газовых взаимоотношений между государствами.

"Арабская весна", которая завершилась авиа бомбардированием коалиции Ливии, столкнула цену на нефть с мертвой точки и обеспечила долгосрочные скачки в стоимости.
С учетом международных факторов и девятимесячных изменений в ценовой формуле, уже к концу 2011 года стоимость газа может стать более $400 за 1 тыс. кубометр. Также не стоит сбрасывать со счетов аварию на АЭС "Фукусима-1", из-за которой спот-котировки на LNG резко пошли вверх, и поставщики начали праздновать победу, поскольку спрос явно стал превышать предложение.

Украинское руководство, к сожалению, не смогло вовремя среагировать и адекватно оценить сложившуюся ситуацию. Оно по-прежнему, руководствовалось только той стратегией, которая была взята еще в начале года, и именно этот фактор и оказался фатальным.

Во-первых, существовала мифическая уверенность в том, что «евросоюзные» намерения Украины смогут ей дать своеобразный карт-бланш и беспрекословную поддержку при любом конфликте с Россией. Украина, таким образом, дала понять российскому правительству, что безоговорочно принимает на себя европейское влияние и балансировать между славянскими и «шенгенскими» государствами уже не собирается. Вот как раз в этой ситуации было допущена вторая фатальная ошибка правительства: наши государственные деятели решили, что смогут в принудительном порядке обязать Россию пересмотреть «неприемлемые цены» на газ только на основании пространных выражений, что договор является «несправедливым», «непрозорым» и «нечестным». Такие неаргументированные доводы хороши только при общении с детьми или школьниками младших классов, но уж никак они не подходят для угерулирования многомиллионных договоров.
В большой политике игра должны развиваться по другому сценарию, по линии достижения обоюдного компромисса.

Продолжение следует…
Естественно, никакого компромисса Киев искать не захотел, снова подумав о Европе, об интеграции и волшебном разрешении всех конфликтов желанием Украины вступить в ЕС.
Далее последовал внутренний конфликт в государстве, который вылился в политизированные обвинения экс-премьера Юлии Тимошенко, в неправомочных заключениях газового договора в начале 2009 г. То есть, ставка шла на то, что если суд признает договора неправомочными, то их можно будет отменить в судебном порядке или добиться их пересмотра.

Москва осталась невозмутимой, объявив, что договоры должны соблюдаться. «Газпрому» также эти «подводные течения» совершенно не понравились, но российская сторона снова решила предложить Украине договориться и пойти на взаимовыгодный компромисс, применив, так называемый, «белорусский вариант».

Украина решила в ответ на заявление россиян почти на новый трюк, якобы реорганизовав "Нафтогаз Украины", который изначально заключал договор. Непонятно по какой причине, КабМин решил, что Россия будет согласна на заключение нового договора и ликвидация «Нафтогаза» была негласно спущена на тормозах.

Туманное будущее?
Сейчас украинское правительство снова находится в нервном стрессе. Объяснение можно найти легко и просто, вспомнив события, которые произошли в сентябре. Именно тогда было подписано соглашение о воплощении в жизнь российского проекта "Южный поток", согласно которому планируется монтаж подводного газопровода… в обход Украины. До этого, в июне, завершили строительство стартовой линии "Северного потока", а в ноябре запустили газ. Вторая ветка должна быть запущена в 2012 г. И это может стать своеобразным началом конца для украинских газовых амбиций.

Если ранее наша территория была самым основным транзитным пунктом для "Газпрома", то на данном этапе, вся важность нашего существования для России падает. По предварительным данным, потери Украины могут достигать 1.1 млрд. долларов в год.

Таким образом, уже в конце 2011 года Украина, скорее всего, исчерпала возможности для пролонгирования прежней политики, которая заключается в игнорировании всех федеральных предложений об интеграции и сотрудничестве. Хотя, есди бы хоть часть тех предложений, которые были озвучены, правительство приняло в начале года, многие происходящие события в газовых отношениях можно было бы повернуть во благо, а не во вред.

Екатерина Завальнюк, job-sbu.org