Россия возможно сможет избежать дефолта
Российские золотовалютные резервы направляются на выплаты по долгам перед европейскими и американскими кредиторами. Эксперты прогнозируют, что РФ избежит дефолта.
На восстановление разрушенной в результате российских артиллерийских обстрелов, бомбовых и ракетных ударов инфраструктуры Украины требуются, по оценкам властей, более полутриллиона долларов.
Эта сумма сопоставима с замороженными в результате международных санкций золотовалютными резервами Российской Федерации. Но эти деньги направляются не Украине.
В четверг Минфин США ввел санкции против золотого запаса Российской Федерации. Это решение предусматривает применение ограничительных мер в отношении любых американских организаций, совершающих операции с золотом из запасов центробанка РФ, а также в отношении тех, кто будет продавать золото в РФ.
Под «золотые» санкции подпадают $132 млрд резервов РФ, которые добавляются к уже замороженным около $300 млрд из ЗВР центробанка РФ. Таким образом, санкционное бремя на золотовалютные резервы Российской Федерации все больше возрастает.
Пока неизвестно, на что именно будут потрачены активы, замороженные за нападение на Украину, но очевидно, что самой Российской Федерации, ответственной за разрушение инфраструктуры мирной страны, они уже не вернутся.
Украинские официальные лица уже заявляли, что хотели бы направить эти средства на послевоенное восстановление. Но вряд ли на это стоит рассчитывать, пока в стране идет разрушительная война.
«Нам необходимы эти замороженные средства для репараций, для восстановления инфраструктурных объектов, военных объектов. На мой взгляд, этот вопрос решается на самом высоком уровне и будут зависеть от того, с какими условиями будет подписан договор о перемирии или мире», – полагает руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей Шевчишин.
Оплата долгов
Тем не менее известно, на какие цели уже начинают тратиться российские замороженные резервы. На прошлой неделе российский Минфин совершил купонные выплаты по двум суверенным облигациям на сумму $117 млн. Причем уплачены они были именно из замороженных «подсанкционных» ЗВР.
«В наложенных санкциях были определенные нюансы, которые позволяли использовать замороженные средства для оплаты по обязательствам. Поэтому, по сути, для этих выплат использовали как раз замороженные средства», – поясняет Андрей Шевчишин.
С этим согласен также и аналитик TeleTrade Сергей Родлер, указывая, что платежным агентом российского Минфина является американский Citigroup, который выплачивает купонные доходы именно по долларовым обязательствам, и делать он это будет, как минимум, до 25 мая, так как именно до этих сроков действует специальная лицензия на этот вид деятельности.
«По всей видимости, в дальнейшем будут использоваться замороженные из-за санкций средства, которые порционно будут высвобождаться и направляться в Citigroup для дальнейшего распределения между держателями долга. Думаю, и после мая этот процесс будет происходить без каких-либо проблем, так как если Минфин США запретит проводить выплаты, то в первую очередь это ударит именно по инвесторам из США и Европы», – уточняет Сергей Родлер.
Но даже и после того, как срок действия лицензии истечет, вряд ли ситуация кардинально изменится. Причем замороженных российских активов с лихвой хватит на закрытие всех долгов Российской Федерации – как суверенного, так и корпоративного, то есть вероятность дефолта невелика.
«У сторон есть как минимум два месяца, чтобы найти выход, например, будет создан новый специальный долларовый счет, откуда будут происходить выплаты. Внешний долг России и компаний равняется $150 млрд, что меньше объема замороженных средств, так что риски дефолта оцениваются как минимальные», – подсчитывает Сергей Родлер.
Причина такой финансовой политики скрывается в том состоянии, в котором сейчас находятся в первую очередь Европейский Союз. Наложенные им на Российскую Федерацию санкции сильно бьют по его экономике, поэтому «бумеранг» и перекрывают за счет российских резервов.
«Как ни неприятно признавать, но Европа зависит от российских энергоносителей, например, автомобильная промышленность. Товарооборот между ЕС и РФ был очень значительный. И санкции бьют по ЕС. Горячие головы в Евросоюзе рассказывают, мол, мы видим повышение цен, страдают простые европейцы и т.д. Это же есть, это очевидно», – рассказывает Андрей Шевчишин.
Европейцы сильно страдают из-за российско-украинской войны, большая война для них означает экономический кризис, сокращение экономики, о чем уже говорят и МВФ, и видные экономисты. Тем не менее, несмотря на эти проблемы, Евросоюз решительно поддерживает украинцев в их борьбе за свободу своей страны.
«Европа идет на эти шаги для того, чтобы поддержать Украину. Да, принятие решений происходит очень тяжело, в отличие от Великобритании, которая вышла из ЕС и может быстро принимать решения, не согласовывая их в европарламенте, когда необходимо консолидированное решение. Но Украину поддерживают», – рассказывает Андрей Шевчишин.
Еще один нюанс замороженных резервов заключается в том, что выплаты из них идут далеко не всем держателям госдолга.
«Держателями еврооблигаций являлись в том числе и российские инвесторы или инвесторы, находящиеся под санкциями. Вот они как раз не получили эти выплаты, эти средства пошли на спецсчет. По сути, Россия может использовать данный счет для выплат иностранным инвесторам, и не может использовать замороженные средства для своих нужд», – говорит Андрей Шевчишин.
Таким образом, санкции в реальности действительно сильно бьют по российской экономике, которая финансирует войну против Украины. В то же время европейские и другие страны подстраховались, сохранив для себя возможность получения из этих сумм купонных платежей или погашений по ценным бумагам. Ну, и, конечно, союзники, заблокировавшие российские ЗВР, прекрасно понимают, что Украине нужно будет помочь восстановиться после войны.
«Украина испытывает фундаментальные потребности в финансировании, восстановлении инфраструктуры, и чем больше продолжаются боевые действия, чем больше разрушений, тем больше необходимо будет средств для восстановления, тем дольше затягивается на бизнесе удавка. Ему сложно будет восстановиться, самостоятельно мы точно с этим не справимся, нам необходимо европейская, американская помощь», – резюмирует Андрей Шевчишин.
По материалам: ubr.ua