Коронавирус как социальная бомба
За время независимости Украины стало традицией, что её элита, заболевая дома, ездила лечиться за границу. Поэтому развитием отечественной медицины никто не занимался, она интересовала депутатов и олигархов исключительно как дойная корова. Но эпидемия COVID-19 отрезала её от европейских клиник, вынудив обратиться в украинские больницы. Это стало для элиты настоящим шоком – впрочем, ненадолго. Быстро придя в себя, она потребовала отдельные палаты и специальное обслуживание, а кое-кто начал обустраивать личные «больнички» в своих загородных «хатынках»…
Два потока
Коронавирус пришел в Украину не из Китая, как все боялись, а из Европы. А принесли его работающие в Евросоюзе заробитчане и гулявшие по «куршавелям» нардепы с богатеями. Эти две социальные прослойки практически не сталкиваются друг с другом в повседневной жизни, поэтому вирус начал распространятся по Украине весьма замысловато, двумя отдельными потоками.
С западных областей, откуда в основном и ездили на работу в Италию и Испанию, эпидемия начала ходить среди простого народа. Но очень медленно, поражая в основном соседей и родственников, расползаясь в пределах своего села-города. Ведь вернувшиеся с заработков украинцы не мотаются по стране туда-сюда, фонтанируя инфекцией. Поэтому если бы единственным источником вируса были они, то не пришлось бы ставить на уши всю Украину! Проблему, наверное, можно было бы решить домашним карантином вернувшихся, проводив их от границы до хаты.
В авангарде второго потока важно шествовали отдыхавшие в Куршавеле нардеп Шахов и замглавы Харьковского облсовета Владимир Скоробогач (оба с женами), олигарх Валерий Хорошковский, а также бывший глава Офиса президента Андрей Богдан со своей пассией Анастасией Сличной и судья Хозяйственного суда Киева Виктория Джарты. Об инфицировании трех последних лишь «ходили слухи», поскольку сами они эту информацию не подтвердили и вообще скрылись от внимания общественности. Однако вспомним, что Шахов (первый официальный больной нардеп) тоже долго отрицал свой диагноз, заявляя журналистам что «коронавирус у них в головах». Вряд ли он был такой один!
Затем в течение двух суток COVID-19 тестировали у нардепов Сергея Вельможного (с сыном) и Руслана Горбенко – умолчавших о своих путешествиях. В больницу попали киевский застройщик Александр Желтан, владелица сети ресторанов Раиса Манжола и юная сожительница Армена Меликяна (хозяин «Андрушевского маслозавода») София Полищук. И к началу апреля короновирус разнесся среди украинской элиты эдаким взрывом, накрывшим Киев и разметавшим свои осколки по всем областям – точнее, по областным центрам. В числе первых заболевших были коллеги Шахова и Вельможного по Верховной Раде, начальники полиции, высокопоставленные областные чиновники и просто очень состоятельные люди.
Это тоже объяснимо: украинская элита постоянно мотается по всей стране, встречается с нужными ей людьми по работе и по личному делу (отсюда столько заразившихся чиновников и правоохранителей), но редко выходит в народ (к счастью для народа). Поэтому второй поток сначала растекся по Украине, поражая в основном элиту. На какой-то момент её доля среди инфицированных украинцев достигла почти 15%! Это при том, что отечественная аристократия, со всеми своими отпрысками и родичами, составляет менее 0,5% населения страны!
Но одновременно элита начала заражать своих помощников, журналистов, обслугу – а те уже понесли COVID-19 в массы. Число зараженных вторым потоком «простолюдинов» начало резко расти, и вскоре украинцы наверняка уже забудут, что коронавирус по стране разнесли не «заробитчане», а депутаты и олигархи.
Vip-пациенты и «чернь»
Первый заразившийся COVID-19 нардеп Сергей Шахов не захотел ложиться в районную больницу в своем избирательном округе в Луганской области, поскольку капремонт там не делали с 80-х годов (и пока не планируют). Кровати с проваливающими до пола сетками, оборудование, отслужившее своё еще полвека назад, и рассматривание трещин на потолке вместо спутникового ТВ – вот всё, что они могут предложить даже народному депутату, не то что простым пациентам.
Поэтому Шахов, а затем и другие избранники, предпочти столичную Александровскую больницу, ставшую в эти дни главной обителью заболевшей коронавирусом украинской элиты. Поскольку в знаменитой депутатской «Феофании» нет инфекционного отделения, Александровская — это лучшее из того, что сейчас Киев может им предложить. И врачи уже ощутили на себе их присутствие, быстро устав от капризов и угроз vip-пациентов, требующих себе отдельных палат со всеми удобствами, личный медперсонал и еду из ресторана.
Украинская элита полностью отделилась от народа еще в 90-х. Те, кто постарше, давно забыл свою «босяцкую» юность и просто страшится вновь оказаться на дне хотя бы временно, на несколько дней. А их дети, выросшие мажорами, жизнь простого народа вообще в глаза видели, для них это «дичь» и «нищебродство». Так что, хотя Александровская клиника это одна из лучших государственных клиник Украины, о какой в провинции могут только мечтать, для элиты её условия кажутся просто ужасными, а внимание персонала недостаточным.
Однако то, что аристократы не хотят хлебать постный борщ и лежать в одной палате с тремя простолюдинами – это нормально, поскольку элита вела себя так во все времена и во всех странах. Если бы эти люди хотели жить ближе к народу, в простых условиях, то они бы не строили себе особняки, не ездили на дорогущих лимузинах и спорткарах, не отдыхали в президентских люксах. Такова элита не только Украины, но и на том же Западе. Пусть американские миллиардеры и сенаторы иногда и ходят в простых рубашках, но живут они не в съемной «трешке», да и больницы у них тоже не простые – лучшие частные госпитали или специализированные федеральные клиники. Первые простым американцам не по карману, а во вторые их не пустят (они только для госслужащих, военных и ветеранов).
Так что украинцы напрасно возмущаются тем, что их избранники не хотят лечиться «как все», а требуют себе отдельные палаты и спецпитание. Однако громадяне совершенно справедливо обвиняют их в том, что катастрофическое состояние украинской медицины – это прямая вина ответственных за неё политиков и чиновников, четверть века занимавшихся её грабежом и «реформированием». Катастрофическое настолько, что его спасение требует чрезвычайных мер. В том числе и непосредственно принуждающих представителей власти. Например, было бы весьма здорово законодательно запретить им лечиться за границей и в украинских vip-клиниках, обязать ложиться в свои районные больницы, в общие палаты!
Впрочем, боясь чего-то такого, украинская элита уже всполошилась и начала подстилать себе соломку. Так, еще 25 марта Департамент здравоохранения КГГА решил создать в киевских больницах специальные отдельные палаты для «особых пациентов». Как потом пытался объясниться столичный мэр Кличко, речь идет лишь о первых лицах государства. Но не слишком ли много палат зарезервировали для «первых лиц»? В списке Кличко аж 17 киевских больниц (по несколько палат в каждой), в том числе две детские! Разве у нас во власти работают дети? Тогда для чьих детей готовят эти отдельные палаты?
А ведь есть еще коммерческие клиники, которые сейчас оборудуют у себя специальные палаты для богатых клиентов. Впрочем, даже там вы не увидите самых-самых богатых украинцев, заболевших коронавирусом. Помните, в старину в каждом замке была собственная часовня? Вот и олигархи обустраивают в своих хоромах личные «больнички», благо места для этого там предостаточно.
Для простого же народа просто подготавливают дополнительные койки в инфекционных и реанимационных отделениях городских и районных больниц. Места там, конечно, не хватает, поэтому их расширяют за счет сокращения соседних отделений, переводя больных из кардиологии в терапию или из урологии в гинекологию. Возможно, будут использованы освободившиеся площади закрытых в ходе «реформы» туберкулезных диспансеров. Ну не сносить же их, в самом деле? Хлоркой помоют – и готово!
Кое-где готовятся разместить больных в коридорах – и это не самый худший вариант, потому что при массовом наплыве «коронавирусников» их будут класть уже не в больницах, а в импровизированных госпиталях, под которые отведут спортивные залы и ледовые дворцы. Впрочем, народ мрачно шутит, что последние больше подходят в качестве моргов. О качестве лечения в таких госпиталях можно лишь догадываться: их пациентам останется уповать лишь на милость Божию.
Но это уже не издержки «реформ» украинского здравоохранения, а мировая тенденция. Первым складывать своих больных в огромных ангарах начал Китай. Сейчас это происходит в Италии и Испании, к этому готовятся в России. Поэтому украинские власти просто решили «перенят передовой зарубежный опыт». Впрочем, разница есть: если в Европе в таких госпиталях есть и аппараты ИВЛ (хотя бы один на десятерых), и необходимые медикаменты, то в Украине больным предложат разве что аспирин, да и то за свой счет. И такие переполненные температурящими и задыхающимися больными палаты и залы станут просто умиральнями.
Что взрывает ситуацию
До сих пор лечение элиты в дорогих клиниках и за границей особого возмущения среди украинцев не вызывало. Людей просто приучили жить «по понятиям», гласящим, что «за все нужно платить», а если ты не можешь заплатить, то ты просто «лох». Украинцы начали принимать эту дикость как должное, одновременно научившись сгибаться перед начальниками и лебезить богатеям. И это стало еще большим шагом назад, чем поветрие пещерного национализма. Украина, откатившись ментально (и экономически) в 19 век, пыталась войти в Европу 21 века!
Тем не менее, ничего так сильно не гнетет человека, как беспомощность, и ничего так не возмущает, как несправедливость. А в условиях пандемии COVID-19 эти чувства не только обострены, они объединяют вместе тысячи людей. В Украине это будет ощущаться особенно, потому что разгибающийся человек подобен распрямляющейся пружине — и урок революций начала 20 века красноречиво об этом говорит.
Проблема эпидемий в том, что при массовом наплыве больных возникает нехватка мест, врачей, оборудования и лекарств. Как всё это оперативно распределить между всеми больными или хотя бы самыми нуждающимися? И проблема усугубляется, когда в процесс распределения привычно вмешивается элита, без очереди и ограничения забирая себе всё необходимое из «общего котла». В том числе жизненно необходимые аппараты ИВЛ и квалифицированный медперсонал – за них сейчас торгуются и дерутся, стремясь зарезервировать за собой.
И вот смотрите: сейчас в Украине имеется 620 ИВЛ в инфекционных отделениях и около 3000 в палатах интенсивной терапии. Просто так взять и передать все ИВЛ «коронавирусникам» не получится, потому что ИВЛ нужны и другим тяжелым больным, поэтому отдадут только часть. Закупить дополнительно аппараты сейчас почти не реально: на мировом рынке на них теперь очередь, а у шустрых посредников все скупают богачи. Более того, есть информация о том, что в Украине «брокеры» олигархов пытаются договориться с главврачами о фиктивном списании части ИВЛ как якобы неработающих или нуждающихся в ремонте, чтобы потом отвезти их в личные «больнички» элиты.
Думаете, такое происходит только в Украине? В России олигархи скупили все ИВЛ на складах и растянули очередь на новые поставки на полгода. В Париже чиновники украли со складов тысячи масок, которые затем были распроданы через аптеки. Или вот: Минздрав ФРГ порекомендовал пожилым и слабым немцам делать прививку от пневмококка, которая может предотвратить бактериальное осложнение вирусной пневмонии. Правда, такой вакцины в Германии пока что немного, на всех, как говорится, не хватит. Но одной из первых на прививку примчалась немецкий канцлер Меркель (чуть не заразившись коронавирусом от больного врача), а следом и другие высокопоставленные чиновники. Так что те, кто называет подобное «совком», сильно ошибается — как раз в СССР таких проблем было меньше всего.
Впрочем, заявлению Зеленского, гневно обещавшего не допустить появления vip-палат, вряд ли кто-то поверил: чего только не обещал президент за эти месяцы, да только всё впустую! Коррупционеры довольны лыбятся в Верховной Раде, а призывавшего к миру Сивоху уволили из СНБО ради прогиба перед партией войны – вот вам и цена обещаний «зеленой команды»!
Кто сейчас реально управляется Украиной, сказать трудно. Но ему придется как-то погасить или куда-то перенаправить растущую ненависть украинцев к элите, чтобы это вылилось в социально-политический взрыв. Ведь как знает, как далеко могут зайти обезумевшие от горя, страха и отчаяния украинцы, если число больных будет идти на сотни тысяч! Толпа может двинуться громить элитные клиники или же свергать власть. Смотря, кого она сочтет более виновного в том, что в больницах для простого народа нет ничего, кроме бирок на ноги…
По материалам: from-ua.com