Конфликт «Укрзализниця» и КВСЗ вышел в международную плоскость
21-23 января 2020 года в Москве состоялось заседание международной экспертной группы Комиссии по пассажирскому хозяйству Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. В эту организацию входят железнодорожные администрации таких стран, как Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Латвия, Эстония, научные организации. Участники экспертной группы – уполномоченные представители всех железнодорожных дорог колеи 1520 мм.
На заседаниях рассматриваются вопросы взаимодействия администраций для обеспечения международного пассажирского сообщения. Нередко речь идет и о деятельности предприятий – изготовителей продукции железнодорожного назначения, тогда железнодорожные администрации государств представляют это предприятие, приглашают его на заседание.
В январском заседании приняла участие и делегация АО «Укрзализныця» во главе с директором Департамента по организации внутренних и международных пассажирских перевозок Александром Красноштаном. По инициативе УЗ в повестку дня был внесен вопрос: «Рассмотрение предложения железнодорожной администрации Украины (Укрзализныци) о возможности исключения ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» из Перечня предприятий, которым предоставлено право проведения капитально-восстановительных ремонтов (КВР) с целью продления срока службы пассажирских вагонов».
Причина такого обращения, по словам Александра Красноштана, в том, что ПАО «КВСЗ» с марта 2019 года и до января 2020-ого (то есть на протяжение 10 месяцев) не производил КВР пассажирских вагонов.
Ответить сразу КВСЗ не смог: ведь Укрзализныця, затеяв нечестную игру, не ходатайствовала о нашем участии в заседании международной экспертной группы. Поэтому давайте разберемся сейчас.
Получить возможность проводить ремонты пассажирских вагонов Укрзализныци ПАО «КВСЗ» может только победив в тендере, который объявляется собственником. Последний тендер УЗ проводила в мае 2018 года.
А Крюковский вагоностроительный завод, выполнив комплекс работ для получения права проведения капитально-восстановительных ремонтов, это самое право получил в марте 2019 года. Окончательное решение приняла Международная комиссия по пассажирскому хозяйству по ходатайству Укрзализныци, представившей все необходимые документы в соответствии с требованиями Положения о продлении срока службы пассажирских вагонов, курсирующих в международном сообщении. Так ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» был внесен в Перечень предприятий с правом КВР.
Но вернемся к заседанию международной экспертной группы от 21-23 января 2020 года. Его участники были, мягко говоря, удивлены. И в ходе обсуждения вопроса отметили, что действующим Положением о продлении срока службы пассажирских вагонов не предусмотрена процедура исключения из Перечня предприятий с правом КВР.
Доказательств нарушений, допущенных ПАО «КВСЗ» при выполнении КВР, (в связи с не проведением таковых) – не предоставлено. Фактов обращения АО «УЗ» к Крюковскому вагоностроительному заводу с просьбой об оказании услуг по ремонту, тоже не предоставлено. И выходит, что есть только непонятное, ничем не аргументированное желание руководства Укрзализныци.
Такое за все время работы международной комиссии по пассажирскому хозяйству (с 2006 года) и действия Положения о продлении срока службы пассажирских вагонов (с 2015 года) случилось впервые.
Поэтому, выслушав представителя украинской железной дороги, международные эксперты «приняли информацию к сведению». И, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, решили просить железнодорожные администрации направить в Совет по железнодорожному транспорту свои предложения по дополнениям в Положение в части внесения процедуры (указания причин, доказательных материалов, порядка прохождения вопроса) возможных исключений из Перечня предприятий с правом КВР.
Возникает законный вопрос: почему же в Укрзализныце решили выступить на международном уровне со странным ходатайством по отношению к своему же отечественному производителю пассажирского подвижного состава?
Можно предположить, что это маленькая месть исподтишка в ответ на проблемы, которые возникли между КВСЗ и Укрзализныцей из-за невыполнения железной дорогой обязательств по контрактам 2018 года в части оплаты за заказанную ими продукцию. КВСЗ был вынужден подать в хозяйственный суд Киева на взыскание фактической задолженности за вагоны на общую сумму ориентировочно 1,4 млрд грн, выиграл дела.
Учитывая это, предприимчивые ТОП-менеджеры Департамента пассажирских перевозок УЗ выискивали методы воздействия на завод. Одним из них стало заявление во время совещания в УЗ в ноябре 2019 года директора по пассажирским перевозкам Александра Толкачева: «Мы у вас отберем право на ремонт пассажирских вагонов».
От слов – к делу. Тут же, на совещании, последовала команда директору Департамента по организации внутренних и международных пассажирских перевозок УЗ Александру Красноштану подготовить соответствующее письмо в адрес международной комиссии по пассажирскому хозяйству государств — участников, что и было сделано за подписью представителей железнодорожной администрации Украины — Александра Толкачева и Александра Красноштана.
И это после того, как удалось наладить переговоры с УЗ, заключить мировые соглашения и возобновить поставки вагонов со стороны КВСЗ, оплату – со стороны УЗ.
Видимо, желание исключить ПАО «КВСЗ» из Перечня предприятий имеющих право проводить КВР, — это попытка не только опорочить предприятие, которое идет по пути создания в Украине и на пространстве 1520 новых и новых видов рельсового транспорта социального назначения, имеет безупречную деловую репутацию.
Но и заодно устранить конкурента на рынке проведения ремонтов подвижного состава. Ведь, как заявил уже бывший председатель правления УЗ Евгений Кравцов в интервью «BBC News Украина», Укрзализныця «изобрела модель», по которой в 2020 году может провести капитальный ремонт до 500 пассажирских вагонов. По подсчетам специалистов дороги, при реализации «проекта», можно произвести обновление одного вагона за 1 млн гривен. Для сравнения, полностью новый вагон стоит сегодня 25 млн гривен, капитальный ремонт — 11-12 млн гривен.
Предприятия, имеющие право выполнения КВР пассажирских вагонов, не входящие в структуру АО «УЗ», могут оказать данные услуги только при объявлении тендера через систему государственных и коммерческих тендеров ProZorro. При этом, выстраивается система: тендер — контракт – предоплата — старый вагон – отремонтированный вагон — окончательный расчет.
Другое дело проведение ремонта на предприятиях, входящих в состав АО «УЗ». Все материалы для выполнения работ (от старого вагона остается только металлический кузов) закупаются централизовано, потом выдаются под количество вагонов в вагоноремонтное депо. Там из полученных материалов восстанавливают вагон. Что дали – из того и восстановили. Снабжение, выполнение работ, проверка качества, приемка вагона – все в одной системе. Как говорится, своя рука — владыка. Да и рука руку моет. И самое главное – никаких тендеров.
В Украине есть около 500 пассажирских вагонов, которым необходимо выполнить КВР, или у них приближается срок списания.
Кроме того, в 2020 году Казахстан планирует капитально отремонтировать 50 пассажирских вагонов (всего до 300 вагонов в ближайшие 4-5 лет). В ноябре 2019 года «Казахстан темир жолы» — оператор железнодорожной сети Республики Казахстан, пригласил на совещание предприятия (и КВСЗ), имеющие право проводить данный вид услуг, а также руководителей департаментов АО «УЗ», представляющих депо, для ознакомления с объемом работ. Как видим, перспективы бизнеса по выполнению ремонтов пассажирских вагонов есть.
Эти факты свидетельствуют: Укрзализныця демонстрирует непартнерские отношения, пытается ущемить права украинских вагоностроителей, устранить конкурентов недобросовестными методами. Особый цинизм в том, что хочет она это сделать чужими руками – при помощи железнодорожных администраций других стран.
Кстати, в Украине не только ПАО «КВСЗ» имеет право проведения КВР с целью продления срока службы пассажирских вагонов. Аналогичные услуги могут оказывать ООО «Харьковский вагоностроительный завод», АО «Днепровагонремстрой», которые также, в связи с отсутствием тендеров на оказание услуг собственнику вагонов, не производили ремонты. Кто в планах УЗ следующий?
Пока готовился этот материал, УЗ пошла еще дальше. Вышеупомянутые господа Александр Толкачев и Александр Красноштан прислали на КВСЗ письмо, в котором пытаются доказать, что Крюковский вагоностроительный завод и вовсе не проходил процедуры для получения права на проведение капитально-восстановительных ремонтов. То есть те документы, которые специалисты УЗ подписывали, подавали на Комиссию по пассажирскому хозяйству, они же объявляют недействительными?
Вместо лишения прав и установки технических барьеров национальным производителям, Государственой железнодорожной администрации монополисту — АО «УЗ» нужно всячески поддерживать украинские заводы, которые всеми силами пытаются созидать. Иначе судьба национальной сложной высокотехнологичной техники будет, как у поездов Шкода, которые более года стоят в ожидании ремонтов под украинским небом вместо перевозки пассажиров в комфортных условиях. Но, почему-то, ни Александр Толкачев, ни Александр Красноштан не желают заняться этим вопросом, хотя это является их прямыми обязанностями.
В марте, в столице Азербайджна Баку, состоится заседание Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества. «Украинский вопрос», о котором мы рассказали, скорее всего, будет внесен в повестку дня автоматически. Ведь экспертная группа Комиссии по пассажирскому хозяйству обязана информировать Совет. КВСЗ предложил руководству Укрзализныци отозвать свое ходатайство и, как говорится, не позориться дальше. В УЗ отказались.
По материалам: from-ua.com