Антикоррупционеры расскажут о доходах

899

На фоне задержания Надежды Савченко властям удалось оставить в тени множество процессов. Так Верховная Рада не стала отменять или откладывать электронное декларирование для антикоррупционеров. Как бы ни призывали к этому западные партнеры и сами антикоррупционеры, но нардепы провалили соответствующие законопроекты. Отныне с 1 апреля антикоррупционным активистам придется так же как нардепам, чиновникам и правоохранителям декларировать свои заработки и ценное имущество за 2017 год. Это событие осталось практически незамеченным как в СМИ, так и в обществе.


Антикоррупционеры лишь укрепились в том мнении, что нынешняя парламентская коалиция из БПП и «Народного фронта» просто занимается местью за то, что антикоррупционеры успешно внедрили систему е-декларирования, с помощью которой общественность узнала о доходах властьимущих. Теперь же используя декларации антикоррупционеров, власти пытаются дискредитировать борьбу с коррупцией как таковую. В марте 2017 года был принят тот самый закон, согласно которому антикоррупционеры обязаны декларировать доходы, и свои декларации им придется подать до 1 апреля. Одним из инициаторов нововведения оказалась нардеп Татьяна Черновол, ранее сама ратовавшая за борьбу с коррупцией. При госорганах имеется множество общественных советов, в которых состоят активисты по борьбе с коррупцией. Черновол считает, что используя е-декларирование, можно будет проконтролировать, не обогащаются ли сами антикоррупционеры. В первой редакции данный документ предусматривал подачу декларации даже для владельцев и управляющих СМИ и лишь в последний момент медийщиков вывели из-под удара. Изменить эта правила требовал и Запад, и на прошедшей пленарной неделе был последний шанс сделать это. Тем не менее, Верховная Рада не рассматривала законопроекты №6271, №6675 и №6674, касающиеся отмены е-декларирования для антикоррупционеров. Более того законопроекты об отсрочке декларации даже не были включены в повестку дня.

Спикер парламента Андрей Парубий несколько раз выносил документы на голосование, но они собрали немногим более сотни голосов. В БПП и НФ проголосовали чуть более половины депутатов, хотя поддержать законопроект их призывал даже спикер, а также нардепы из антикоррупционного лобби. Так, например, лоббирующий антикоррупционеров внефракционный нардеп Виктор Чумак заявил, что все это было ожидаемо – якобы «хороший президент Порошенко» сделал все, что мог, а «плохие депутаты» провалили, по его мнению, это был саботаж. С такой оценкой соглашаются даже нардепы от коалиции, отмечая что в Верховной Раде не было еще ни одного закона который при желании лидеров БПП и НФ не получал бы большинство голосов. Следовательно в этом случае у лидеров коалиции желания принять эти законопроекты просто не было, а липовые призывы с трибун были лишь частью шоу для западных партнеров.

Порошенко действительно неоднократно говорил об отмене электронного декларирования для антикоррупционеров. Так обращаясь с посланием в ВР, он снова напомнил нардепам, что внес неотложный законопроект №6674 и попросил его срочно принять. Тогда он и сам высказался что не должно выглядеть как «плохой президент/хорошие депутаты» и подчеркнул, что введение декларирования для антикоррупционных активистов было общей ошибкой, которую нужно исправить. Также он подчеркнул, что сильный общественный сектор с антикоррупционерами – это важная отличительная черта Украины на постсоветском пространстве. Однако после провального голосования за эти законопроекты ни сам президент, ни его администрация не высказали никакой реакции для общества.

Отказ коалиции отменить декларирование для антикоррупционеров имеет простое обхяснение. Это мелкая месть для того, чтобы сами они прочувствовали то, через что проходят чиновники, то есть публикация доходов и их подробное изучение. Естественно никто в коалиции об этом открыто не говорит, но не публично они и сами озвучивают такую версию. Кроме того полученные от общественников сведения могут и вовсе использоваться для дискредитации борьбы с коррупцией. Наверняка будут искать какие-либо примеры для того, чтобы продемонстрировать обществу, что антикоррупционеры тоже обогащаются на борьбе с коррупцией. Естественно главной целью тут является снижение влияния антикоррупционного лобби в Украине. Согласно информации от нацгенства по противодействию коррупции фактически любые активисты, выступающие против этого явления, подпадают под действие закона и должны подавать декларацию. Это может резко сократить количество людей, участвующих в таких мероприятиях, едва ли не в десятки раз, а наиболее громких антикоррупционеров могут и вовсе затянуть в тотальные проверки и походы по инстанциям, заставив их убраться из политической жизни.

Примечательно, что послы стран большой семерки неделю назад и сами выступали с решительной поддержкой рекомендаций Венецианской комиссии, если не отменить требования в декларациях, то хотя бы отсрочить этот закон и откорректировать его. От этих наставлений пока удалось отмахнуться, но вряд ли Запад ослабит давление по этому вопросу. Правда до 1 апреля осталось слишком мало времени и информационная кампания против антикоррупционеров наверняка достигнет своей цели, то есть данную норму если и отменят, то это случится уже после того как всем активистам придется подать декларации за прошлый год. Эксперты считают, что БПП и «Народный фронт» поставили на кон репутацию государства, а введение декларирования для антикоррупционеров теперь будет использоваться и Россией, так как украинский закон оказался даже жестче чем российской закон об иностранных агентах. В ЕС могут задаться вопросом, почему они должны нести потери от санкций для России, если в Украине все дальше уходят от демократии.

Что касается самих антикоррупционеров, то они действительно сейчас больше заняты не борьбой с коррупцией, а обсуждением своих обязанностей – подавать ли декларацию или нет. Кто-то запланировал саботировать требования закона, правда стоит отметить, что за непредоставление электронной декларации или дачу ложных данных предусматривается административную ответственность – за несовременную подачу штраф составит от 50 до 100 необлагаемых минимумов. Умышленное непредоставление данных или ложные данные на сумму более 138 тыс. грн. повлекут уголовную ответственность и штраф от 17 о 151 тыс. грн. или общественные работы или лишение свободы до двух лет.

Сами антикоррупционеры надеются, что на следующей пленарной неделе еще есть шанс отмены этой нормы под давлением западных партнеров, но если этого не случится, то выбора им не оставили. В итоге им придется лишь заплатить административный штраф до 1700 грн. В случае если закон останется в силе даже на один год, то власти получат возможности давить на общественников и даже шантажировать их. Впрочем, при неправильном заполнении дело окажется в компетенции НАБУ, и вряд ли этот орган будет серьезно преследовать активистов.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org