Зима близко: кто даст стране угля?
С приходом осени в стране становится актуальным не только политический сезон, но и проблема нехватки угля. В преддверии отопительного сезона на всех украинских ТЭС снова дефицит топлива. Хотя Минэнерго составило графики накопления, но очевидно они не соблюдаются. На складах осталось 40% от необходимого объема. В данный момент имеется лишь 1,5 миллионов тонн, тогда как даже по экономичному плану подготовки к отопительному сезону необходимо 2,6 миллиона тонн. На ТЭС не спешат закупать много импортного угля, так как нет денег, а уголь из ОРДЛО гораздо дешевле, и там постоянно надеются на снятие блокады.
Ситуация стала последствием угольной блокады и будет еще длительное время оказывать свое влияние на всю энергетическую отрасль. Стоит ли выяснять, чем мотивировались «активисты» устроившие эту блокаду, если результат очевиден – это лишь помогло боевикам экспроприировать угледобывающие предприятия. Это заставило Украину импортировать уголь из других стран.
Если раньше «Центрэнерго» закупал антрацит по 1730 гривен за тонну, причем в необходимых количествах, то теперь уголь закупают в США по 3000 гривен (113$) за тонну. ДТЭК также остался без угля и закупает его в ЮАР почти по такой же цене. Импортный уголь отличается лучшими качествами, чем донбасский, но несопоставим с ним по цене. И главное – поставить его в нужном количестве невозможно. Попытки закупок у грузинских и польских компаний не увенчались успехом. Самый дешевый уголь поставляет «Донбассэнерго», его цена составляет 85$ за тонну, но привозят его из России, которая является крупнейшим поставщиком антрацита в мире. Около 75% мирового экспорта угля этой группы поставляется из РФ.
С началом блокады Донбасса, Украина потеряла дешевый антрацит, а «активисты» обеспечили рост экспорта российскому антрациту. Всего за год РФ нарастила экспорт на 29%. В министерстве также отмечают, что 25% антрацита является импортным, к тому же по более высокой цене, чем 2000грн за тонну, как прописано в формуле «Роттердам+».
Закупка из государственных шахт тоже подорожала с 2000 до 2200 гривен, хотя себестоимость уже превысила 2800 гривен. Производство падает, зарплаты задерживают, а дотации не спасают положения. Хотя тарифы на электроэнергию уже успели поднять дважды, это не помогло. Закупочные цены на уголь остаются прежними, причем министерство искусственно их сдерживает. Отрасль, по сути, гибнет, хотя на дотации в нынешнем году в бюджете заложено 1,8 миллиарда гривен.
Ситуация выглядит удручающе – даже повышенные цены, которые заложены на рынке электроэнергии, не компенсируют энергетическим компаниям закупку угля, причем не только импортного, но даже украинского. Из-за недостатка средств не получается закупить уголь в необходимом объеме, что ставит под угрозу отопительный сезон. Накопление на складах также идет с огромным отставанием. Если темпы сохранятся, то к концу зимы дефицит угля составит 4 миллиона тонн, то есть в середине зимы нехватка станет критической. Останутся лишь аварийные запасы, а ТЭЦ придется остановить, что приведет к неминуемым отключениям электроэнергии.
Избежать этого можно, если будет повышена оптовая цена на рынке электроэнергии. Это могла бы сделать НКРЭУ, в частности сделав новый пересчет по формуле «Роттердам+», используя нынешние цены. Конечно, это приведет и к росту тарифов на электроэнергию, а это непопулярное решение для власти, еще и в разгар всеобщей подготовки к избирательной кампании. Хотя реформы и без того оказались провальными, и рост тарифов уже неоднократно состоялся, но не привел к избавлению от дефицита. Ситуацию подхватит и оппозиция, но от этого никуда не деться. Выбор таков, либо повышение тарифов и спокойное прохождение отопительного сезона, либо холод и тьма зимой. Сомнительно, что второй вариант будет для власти популярным решением. Какими бы красивыми не были лозунги и обещания, главную роль играет результат. К сожалению последствия «блокады» оказались для Украины крайне не утешительными.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org